КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 4. Высшие государственные институты Украины
Высшие государственные институты Украины Унитарное государство — форма государственного устройства, которая базируется на верховенстве суверенитета единого государства над административно-территориальными единицами, на которые она поделена. Форма государственного устройства — это территориально-организационная структура государства, устанавливающая порядок деления государства на части и их взаимоотношения центральных и местных органов власти. Государства подразделяются на: -унитарные; -федеративные; -конфедеративные. Основные признаки унитарного государства: -единая конституция и единая правовая основа; -единая система органов государственной власти и управления, -единое гражданство, -деление на административно-территориальные единицы, в которых статус органов управления определяется общегосударственными правовыми нормами: подчинение этих органов центральным органам государственной власти и управления. Федерация — единое союзное государство, в котором соответствующие национально-государственные образования как субъекты федерации обладают суверенитетом, сохраняя известную политическую самостоятельность. Федеративное государство состоит из нескольких государственных образований, любое из которых имеет собственную компетенцию, свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов, свое гражданство. Вместе с этим устанавливаются единые федеративные органы государственной власти, единая денежная единица, единое гражданство. Основные признаки федерации: состоит из государственных образований (штаты, земли, республики, кантоны, провинции и т.п.), одновременно с конституцией и федеративными законами действуют конституции и законы субъектов федерации, кроме законодательной, исполнительной и судебной власти (органов) федерации действуют законодательные и судебные органы ее субъектов; в федеративном законодательном органе обеспечивается представительство субъектов федерации; формальной ее признаком есть двойное гражданство; субъекты федерации создаются, как правило, по физико-географическим признаком (США, Австралия) или по историческим (Австрия, ФРГ, Швейцария). В многонациональных федерациях ее субъекты могут быть созданы по национально-территориальным признакам (бывшие СССР, ЧСФР, Югославия). Существует и такая форма государственного устройства, как конфедерация. Конфедерация — союз суверенных государств, которые, сохраняя независимость своего существования, объединились для достижения определенных общих целей, для координации своей деятельности. К компетенции последнего на основе договоренности передается ограниченный круг вопросов (например, оборона, внешнеполитическая деятельность, экология). Конфедерация, в отличие от федерации, которая есть союзным государством, выступает союзом государств, практически межгосударственным объединением. Исторический опыт показывает, что конфедерации (Швейцария, Канада) практически перерастают в федерации. Главными государственными властными институтами Украины являются следующие органы: -Институт законодательной власти (парламент). В Украине — Верховная Рада; -Институт исполнительной власти (правительство) и вся система центральных и местных государственных органов и учреждений, которые осуществляют властно-политической и административно-управленческие функции — глава государства (Президент). Соответственно ст. 75 Конституции Украины, "единым органом законодательной власти в Украине есть парламент — " Верховная Рада Украины ". Формирование Верховной Рады Украины. Количественно Верховная Рада состоит из 450 депутатских мест. Народные депутаты Украины избираются по принципу общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения выборов определяется специальным законом. Структура Верховной Рады Украины. Структурно Верховная Рада осталась однопалатным парламентом. Организационно парламент Украины состоит из Председателя и его заместителей, постоянных комитетов, временных следственных комиссий. Функции Верховной Рады Украины. Функционально Верховная Рада Украины осуществляет такие полномочия (их полный перечень приведен в ст. 85 Конституции): -законодательные: внесение изменений в Конституцию Украины, принятие законов страны по вопросам прав и свобод человека, гражданства; статуса национальных меньшинств, коренных народов, иностранцев и лиц без гражданства, порядка применения языков; основ использования естественных ресурсов, организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи; основ социальной защиты; правового режима собственности и предпринимательства, основ внешних отношений, регулирование миграционных процессов; выборов, деятельности объединений граждан, органов исполнительной власти; территориального устройства и местного самоуправления; судоустройства, организации и деятельности прокуратуры, следствия, адвокатуры, нотариата; структуры и численности Вооруженных Сил, СБУ, МВД, порядка использования Вооруженных Сил страны за ее пределами и статуса иностранных войск на территории Украины, правового режима чрезвычайного и военного положения; установление государственных стандартов, государственных наград, воинских знаний и прочие (исчерпывающий перечень вопросов, которые устанавливаются и определяются исключительно законами Украины, приведенный в ст. 92 Конституции); -бюджетно-финансовые: утверждение Государственного бюджета, внесение к нему изменений, контроль за его использованием, в т.ч. через создание Счетной палаты; установление налогов; определение статуса национальной валюты и иностранных валют на территории Украины; установление порядка образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга, выпуска и оборота государственных ценных бумаг, их видов и типов; -контрольные: осуществление парламентского контроля за деятельностью правительства и других учреждений, который предусматривает заслушивание их руководителей на пленарных заседаниях и на заседаниях депутатских комитетов и комиссий, получение от должностных лиц необходимой информации, формулирование выводов и предложений относительно ответственности того ли другого руководителя и т.п.. Эти предложения могут быть направлены в органы прокуратуры и суда или вышестоящего органа, который имеет право уволить соответствующего руководителя, или выносятся на рассмотрение пленарного заседания парламента (в случае, если последний имеет кадровые полномочия относительно соответствующей должности в исполнительной власти); -кадровые: назначение и увольнение председателя и членов Счетной палаты, парламентского Уполномоченного по правам человека; половины состава совета Национального банка, Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания; трети состава Конституционного Суда Украины; избрание судий на бессрочный срок; предоставление согласия на назначение Президентом Премьер-министра, на назначение и увольнение Президентом руководителей Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Государственного комитета телевидения и радиовещания; председателя и членов Центральной избирательной комиссии; предоставление согласия на назначение Президентом Генерального Прокурора и высказывание к нему недоверия, которое тянет за собою его отставку. Кабинет Министров (Правительство) Украины. Конституция Украины (ст. 113) определяет Кабинет Министров (Правительство) Украины как "вышестоящий орган в системе органов исполнительной власти". Формирование Кабинета Министров происходит таким образом (ст. 114 Конституции): 1. Президент назначает Премьер-министра по согласию больше чем половины конституционного состава Верховной Рады. 2. Премьер-министр подает Президенту кандидатуры в состав Правительства: первого вице-премьера, трех вице-премьеров, министров. 3. Президент принимает решение о назначении кандидатур, представленных Премьер-министром на соответствующие должности в Правительстве. Согласно с ст. 115 Конституции, Кабинет Министров прекращает свои полномочия в случае: 1) избрание нового Президента; 2) заявления об отставке Премьер-министра; 3) увольнение Премьер-министра Президентом; 4) принятие парламентом резолюции недоверия правительству. Отставка Премьер-министра приводит к отставке всего состава Правительства. После отставки формирование правительства происходит по приведенной выше процедуре. Президент Украины имеет право в любой момент освободить от должности любого члена правительства (кроме председателя Фонда государственного имущества). Структура Кабинета Министров Украины. Структурно Кабинет Министров Украины состоит из Премьер-министра, первого вице-премьер-министра, трех вице-премьер-министров и министров. Такой состав Правительства определяется конституционно. Однако ни количество министерств, ни связи между разными составными Правительства и его аппарата пока что нормативное не урегулированы. К исполнительной власти, кроме правительства как его вышестоящего органа, относятся государственные комитеты, агентства, межведомственные комиссии и т.п., а также областные и районные государственные администрации. Подчиненность тех или других министров и подразделов правительственного аппарата Премьер-министру и вице-премьерам определяется специальным Постановлением Кабинета Министров. Функции Кабинета Министров Украины. Функционально Кабинет Министров выполняет целый ряд задач (ст. 116 Конституции). Эти задачи можно поделить на: -общие: осуществляет внутреннюю и внешнюю политику государства, выполняет Конституцию, законы, указы Президента; -внутриполитические: обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, общественного порядка; осуществляет мероприятия по борьбе с преступностью, поддержание надлежащего состояния обороноспособности и национальной безопасности; -экономические: обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики в сферах занятости, работы и социальной защиты; организовывает и обеспечивает осуществление внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, обеспечивает условия развития всех форм собственности, осуществляет управление объектами государственной собственности; -бюджетные: разрабатывает проект Закона Украины о Государственном бюджете, обеспечивает выполнение принятого Верховной Радой Закона о Государственном бюджете и подает парламенту отчет о его выполнении; -гуманитарные и экологические: обеспечивает проведение политики в сфере науки, образования, культуры, охраны окружающей среды и природопользования; -административно-организационные: направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти. Глава государства в Украине. Конституция Украины определяет статус Президента как главы государства, который "выступает от ее имени, есть гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданства" (ст. 102). Избрание Президента Украины. 5 марта 1999 г., соответственно ст. 103 Конституции Украины, принят новый закон Украины "О выборах Президента Украины", который с момента его опубликования приобрел силу и тем самым отменил действие предшествующих Законов, которые обуславливали и регламентировали порядок ведения президентской избирательной кампании (выборов). Закон устанавливает, что Президентом может быть избран: -гражданин Украины возрастом от 35 лет, -который владеет государственным языком и -живет в Украине на протяжении последних 10 лет. Срок полномочий Президента определен Конституцией — 5 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом больше чем два срока подряд. Выборы Президента проводятся на пятый год президентства, в последнее воскресенье октября. Право выдвигать претендента на кандидата в Президенты имеют партии (избирательные блоки партий) и собрания избирателей, в которых принимают участие не меньшее чем 500 граждан. Независимо от субъекта выдвижения претенденты имеют равные права. Прекращение полномочий Президента происходит: -после отставки, -смерти, -невозможности выполнения полномочий или -устранение с должности в порядке импичмента. Устранение с должности в порядке импичмента возможно лишь после: решения Верховного Суда (относительно наличия признаков государственной измены или преступления) и решения Конституционного Суда (относительно соблюдения конституционности процедуры рассмотрения дела об импичменте) и вследствие принятия решения об импичменте не меньшее чем 2/3 голосов от конституционного состава Верховной Рады. Функции Президента Украины. Функционально Президент Украины осуществляет следующие полномочия (их полный перечень приведен в ст. 106 Конституции Украины): -законодательные: издание на протяжении трех лет после принятия Конституции указов по экономическим вопросам, неурегулированных законами (с одновременным представлением проектов соответствующих законов к Верховной Раде), наложение вето на законы, принятые парламентом; -исполнительные: отмена актов Кабинета Министров; образование, реорганизация и ликвидация по представлению Премьер-министра, министерств и ведомств; -кадровые: а) назначение: по согласию Верховной Рады — Премьер-министра, Генерального прокурора, руководителей Антимонопольного комитета и Фонда государственного имущества; по представлению Премьер-министра — министров и их заместителей, руководителей других центральных органов исполнительной власти, руководителей областных и районных государственных администраций; по представлению (визированием проекта Указа) Премьер-министра и министра обороны — высшего командования Вооруженных Сил; Премьер-министра и министра юстиции — трети состава Конституционного Суда; Премьер-министра и министра иностранных дел — глав дипломатических представительств Украины за границей; на собственное усмотрение — половины состава Совета Национального банка и Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания; б) увольнение: по согласию с Верховной Радой — руководителей Антимонопольного комитета и Фонда государственного имущества; по представлению Премьер-министра и министра обороны — высшего командования Вооруженных Сил; Премьер-министра и министра иностранных дел — глав дипломатических представительств Украины за границей; на собственное усмотрение — Премьер-министра, министров и их заместителей, руководителей других центральных органов исполнительной власти; внешнеполитические: представляет государство на международной арене, осуществляет руководство ее внешнеполитической деятельностью, принимает верительные и отзывные грамоты представителей иностранных государств; военно-политические: Президент Украины есть Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, возглавляет Совет национальной безопасности и обороны, принимает решение относительно использования Вооруженных Сил Украины в случае вооруженной агрессии против нее, о введении военного положения; символически-церемониальные: награждает государственными наградами, устанавливает президентские отличия и награждает ними, присваивает высшие специальные знания и чины.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |