Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 4. Проблемное обучение

Лекция 5.

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИХ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА*

 

Вопросы лекции:

1. Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение.

2. Программированное обучение.

3. Обучение на основе информационно-коммуникативных технологий. Дистанционное обучение.

4. Проблемное обучение, его сущность и теоретические основы.

 

Понятийный аппарат: вид обучения ● объяснительно-иллюстративное обучение ● программированное обучение ● компьютерное обучение ● дистанционное обучение ● проблемное обучение ● развивающее обучение

 

Основная литература:

Дидактика / Авт.-сост.: В.В. Буткевич, С.А. Павлюченко, О.В. Толкачева. Минск, 2004. Гл. 6 (с. 30–32).

Капранова В.А., Тихонова И.Г. Основы школьной дидактики. Минск, 2002. Гл. 3 (§ 1, 2, 4, 5).

Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2002. Гл. 10 (§ 6).

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006. Гл. 6 (§ 6.7).

Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2001. Гл. 9 (с. 216–221).

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. V (§ 5.2). Гл. VI (§ 6.1). Т. 2. Гл. XIII.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 15.

Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 4 (с. 87–94). Гл. 5 (с. 112–115, 122–131).

 

Дополнительная литература:

Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Калининград, 1995.

Хуторской А.В. Современная дидактика. М., 2007. Гл. 5 (§ 1). Гл. 6.

 

Нормативно-правовые и методические документы:

Использование информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе: Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ // Настаўніцкая газета. 2011. 11 жн.

 

В конце XIX ― начале XX вв. в результате поисков путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения сложился новый вид обучения ― проблемное, основанное на самостоятельном добывании знаний под руководством педагога-консультанта. Учитель ставит проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п. Спустя некоторое время учитель проверяет выполнение заданий, обобщает знания и дает новые задания.

Проблемное обучение (от греч. рróblēma, «задача», «задание») — такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций, включение учащихся в активную поисковую деятельность по их разрешению, в результате чего учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и способами творческой деятельности.

Вопросы теории проблемного обучения широко освещаются в трудах советских педагогов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Ф. Харламова, американского психолога Дж. Брунера и других ученых.

По мнению И.Я. Лернера, «современное обучение без организации творческой деятельности учащихся посредством проблем­ных, творческих задач недопустимо» 1.

Основой проблемного обучения является решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего-либо человеку не хватает знаний или известных способов деятельности, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием.

Проблемные ситуации делятся на следующие виды: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация предположения; ситуация опровержения; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности.

Учебная проблема отличается от научной. По содержанию проблема, встающая перед ученым, общественно значимая, а проблема, которая ставится перед школьником, значима в личном плане. Исследовательская проблема содержит знания, неизвестные человечеству, а учебная — только ученику.

Но между научной и учебной проблемой есть и общее. Во-первых, процесс научного исследования и проблемного обучения осуществляется путем фиксации, развития и преодоления противоречий. Во-вторых, общая природа психического (интеллектуального) затруднения в условиях проблемной ситуа-ции. В-третьих, та и другая проблема решается путем выдвижения и проверки гипотез.

Приёмы создания проблемных ситуаций в обучении:

1) учитель подводит школьников к проблеме и предлагает им самим найти способ ее решения;

2) обостряет противоречия между наукой и практикой;

3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

4) предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

5) ставит конкретные вопросы и побуждает делать сравнения, обобщения, выводы, обоснование, конкретизацию (привести примеры), логику рассуждения;

6) ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, множеством способов решения и ответов, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Поиск учащимися решения проблемной ситуации всегда связан с активизацией их мышления.

Способы решения проблемных ситуаций и познавательных задач (по И.Ф. Харламову):

а) способ аналогии (учитель опирается на имеющийся у учащихся житейский опыт или ранее полученные знания);

б) индуктивный, или аналитико-синтетический способ (учащиеся самостоятельно анализируют изучаемые факты и явления и делают необходимые выводы и обобщения);

в) дедуктивный способ (для решения познавательной задачи необходимо творчески применить какой-либо ранее изученный принцип, закон или закономерность);

г) способ отыскания причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление и установление причинно-следственных связей;

д) способ выдвижения гипотез и их подтверждения или опровержения.

Выделяют три уровня проблемного обучения:

 

  Деятельность учителя Деятельность учащихся Пример  
Проблемное изложение Создает проблемную си-туацию, ставит познава-тельную задачу и сам решает ее, раскрывая все этапы поиска истины; организует обсуждение Воспринимают и осмы-сливают образец решения проблемы, участвуют в обсуждении   Допустим, леса Амазонии вырублены полностью. Порассуждаем, как изме-нятся климат, воды, поч-вы, растительный и жи-вотный мир континента и всей планеты
Частично-поисковый (эвристический) Создает проблемную ситуацию и организует ее решение в процессе беседы, мозгового штурма, дискуссии, игры и т.п.   Выполняют самостоятель-но отдельные поисковые действия в решении целостной задачи: анали-зируют условие задачи, или ставят вопросы к тек-сту, картине, документу, или выдвигают гипотезу, или строят доказательст-во, или проверяют реше-ние, или делают выводы, или ищут примеры, и т.д. Как вы думаете, где в Южной Америке больше всего выпадает осадков и почему? (ответ: Амазония, наветренные склоны гор Анд)
Исследовательский Формулирует проблему или побуждает учеников к самостоятельному поиску проблем; поддерживает ученика в состоянии поис-ка между имеющимися знаниями и проблемой; знакомит учеников с мето-дами научного исследова-ния; оказывает консульта-тивную поддержку Самостоятельно фиксиру-ют проблему или осмыс-ливают проблему, данную учителем; осуществляют для решения проблемы полный цикл исследова-тельских действий: фор-мулируют цель и задачи исследования; выдвигают гипотезу; выбирают мето-ды исследования; само-стоятельно получают не-обходимую информацию из теоретических источни-ков; проводят опыты; об-ратывают результаты; формулируют выводы и рекомендации Возьмите атлас Южной Америки, отыщите в нем данные по рельефу, температурному режиму, увлажнению, испарению — и скажите, какая там будет преобладать растительность?

 

Уровень проблемного обучения выбирается в зависимости от подготовки учащихся.

Надо, однако, отметить, что технология проблемного обучения не универсальна, ее применение имеет некоторые ограничения. Причин две: во-первых, трудоемкость; во-вторых, невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся. Часть учебного материала надо давать объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами в следующих случаях:

· иногда нужен «стартовый» запас знаний, создать который можно с помощью репродуктивных методов;

· при формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание, репродукция имеют большое значение;

· для экономии учебного времени;

· если учебная проблема оказалась непосильной для учащихся. В этом случае следует понизить уровень проблемности, например, путем подсказки или переформулирования задачи.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Точность визирования зрительной трубы | Автономная и соматическая нервная системы, их анатомо-фуцнкциональные различия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.