КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 4. Проблемное обучение
Лекция 5. ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИХ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА*
Вопросы лекции: 1. Объяснительно-иллюстративное (традиционное) обучение. 2. Программированное обучение. 3. Обучение на основе информационно-коммуникативных технологий. Дистанционное обучение. 4. Проблемное обучение, его сущность и теоретические основы.
Понятийный аппарат: вид обучения ● объяснительно-иллюстративное обучение ● программированное обучение ● компьютерное обучение ● дистанционное обучение ● проблемное обучение ● развивающее обучение
Основная литература: Дидактика / Авт.-сост.: В.В. Буткевич, С.А. Павлюченко, О.В. Толкачева. Минск, 2004. Гл. 6 (с. 30–32). Капранова В.А., Тихонова И.Г. Основы школьной дидактики. Минск, 2002. Гл. 3 (§ 1, 2, 4, 5). Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2002. Гл. 10 (§ 6). Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2006. Гл. 6 (§ 6.7). Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2001. Гл. 9 (с. 216–221). Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006. Т. 1. Гл. V (§ 5.2). Гл. VI (§ 6.1). Т. 2. Гл. XIII. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 15. Школьные технологии обучения и воспитания / Под ред. Л.В. Пенкрат. Минск, 2009. Гл. 4 (с. 87–94). Гл. 5 (с. 112–115, 122–131).
Дополнительная литература: Брызгалова С.И. Проблемное обучение в начальной школе. Калининград, 1995. Хуторской А.В. Современная дидактика. М., 2007. Гл. 5 (§ 1). Гл. 6.
Нормативно-правовые и методические документы: Использование информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе: Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РБ // Настаўніцкая газета. 2011. 11 жн.
В конце XIX ― начале XX вв. в результате поисков путей совершенствования объяснительно-иллюстративного обучения сложился новый вид обучения ― проблемное, основанное на самостоятельном добывании знаний под руководством педагога-консультанта. Учитель ставит проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п. Спустя некоторое время учитель проверяет выполнение заданий, обобщает знания и дает новые задания. Проблемное обучение (от греч. рróblēma, «задача», «задание») — такая организация учебных занятий, которая предполагает создание учителем проблемных ситуаций, включение учащихся в активную поисковую деятельность по их разрешению, в результате чего учащиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и способами творческой деятельности. Вопросы теории проблемного обучения широко освещаются в трудах советских педагогов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Т.В. Кудрявцева, А.М. Матюшкина, М.И. Махмутова, И.Ф. Харламова, американского психолога Дж. Брунера и других ученых. По мнению И.Я. Лернера, «современное обучение без организации творческой деятельности учащихся посредством проблемных, творческих задач недопустимо» 1. Основой проблемного обучения является решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация возникает тогда, когда для осмысления чего-либо человеку не хватает знаний или известных способов деятельности, т. е. имеет место противоречие между знанием и незнанием. Проблемные ситуации делятся на следующие виды: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация предположения; ситуация опровержения; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности. Учебная проблема отличается от научной. По содержанию проблема, встающая перед ученым, общественно значимая, а проблема, которая ставится перед школьником, значима в личном плане. Исследовательская проблема содержит знания, неизвестные человечеству, а учебная — только ученику. Но между научной и учебной проблемой есть и общее. Во-первых, процесс научного исследования и проблемного обучения осуществляется путем фиксации, развития и преодоления противоречий. Во-вторых, общая природа психического (интеллектуального) затруднения в условиях проблемной ситуа-ции. В-третьих, та и другая проблема решается путем выдвижения и проверки гипотез. Приёмы создания проблемных ситуаций в обучении: 1) учитель подводит школьников к проблеме и предлагает им самим найти способ ее решения; 2) обостряет противоречия между наукой и практикой; 3) излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; 4) предлагает рассмотреть явление с различных позиций; 5) ставит конкретные вопросы и побуждает делать сравнения, обобщения, выводы, обоснование, конкретизацию (привести примеры), логику рассуждения; 6) ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, множеством способов решения и ответов, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.). Поиск учащимися решения проблемной ситуации всегда связан с активизацией их мышления. Способы решения проблемных ситуаций и познавательных задач (по И.Ф. Харламову): а) способ аналогии (учитель опирается на имеющийся у учащихся житейский опыт или ранее полученные знания); б) индуктивный, или аналитико-синтетический способ (учащиеся самостоятельно анализируют изучаемые факты и явления и делают необходимые выводы и обобщения); в) дедуктивный способ (для решения познавательной задачи необходимо творчески применить какой-либо ранее изученный принцип, закон или закономерность); г) способ отыскания причин, обусловливающих то или иное изучаемое явление и установление причинно-следственных связей; д) способ выдвижения гипотез и их подтверждения или опровержения. Выделяют три уровня проблемного обучения:
Уровень проблемного обучения выбирается в зависимости от подготовки учащихся. Надо, однако, отметить, что технология проблемного обучения не универсальна, ее применение имеет некоторые ограничения. Причин две: во-первых, трудоемкость; во-вторых, невозможность применения большинства учебников и учебных пособий, изложение материала в которых рассчитано на репродуктивную деятельность учащихся. Часть учебного материала надо давать объяснительно-иллюстративным и репродуктивным методами в следующих случаях: · иногда нужен «стартовый» запас знаний, создать который можно с помощью репродуктивных методов; · при формировании умений и навыков (особенно технических), где показ, подражание, репродукция имеют большое значение; · для экономии учебного времени; · если учебная проблема оказалась непосильной для учащихся. В этом случае следует понизить уровень проблемности, например, путем подсказки или переформулирования задачи.
Вопросы и задания для самоконтроля
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |