Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Энциклопедия философских наук Г. Гегеля




Философия Г.В.Ф. Гегеля считается вершиной немецкой классической философии. Согласно ей, весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название Абсолютной Идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности. Процесс развертывания богатств Мирового Духа (или Абсолютной Идеи) включает 3 стадии:

1. Логика – безличное, «чистое», т.е. непредметное мышление, конструирующее само из себя систему логических категорий.

2. Природа, понимаемая как внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие».

3. Дух – история собственно человеческой духовной жизни.

Принципиальная новизна гегелевской философской мысли заключалась в:

1. Представлении о поступательном, последовательном и закономерном движении Мирового Духа, а, следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, искусства, науки, религии, самого индивида;

2. Усмотрении в движении Духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;

3. Последовательном и неуклонном проведении принципа историзма в приложении по всем мыслимым областям человеческого знания.

Гносеология Гегеля – это движение сознания. Это движение происходит по пути восхождения от абстрактного к конкретному. Первая ступень – сознание. На ней предмет противостоит человеческому «Я», как внешняя данность и определяет его: сознание оказывается «теоретическим» или созерцающим. Следующая ступень – самосознание. На ней предмет и сознание тождественны, сознание определяет свой предмет, самое себя и поэтому выступает, прежде всего, как практически действующее, желающее, стремящееся. Высшей ступенью в развитии индивидуальности является ступень «Духа». На ней сознание постигает духовную реальность мира и себя, как выражение этой реальности.

В определенном противоречии с системой находится диалектический метод Гегеля. Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал 3 основных закона:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные. Качество – это внутренняя определенность предмета, явления, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество определяется через свойства. Свойства – это способность предмета определенным образом соотноситься, взаимодействовать с другими предметами. Количество – это внешняя для бытия определенность. Единство количества и качества осуществляется через меру. При увеличении количества достигаются границы меры, а когда они преодолеваются происходит скачок – всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Основой всякого развития является борьба противоположностей. При характеристике этого закона Гегель пользуется понятиями: тождество, различие, противоположность, противоречие. Тождество – категория, выражающая равенство объекта самому себе. Различие – категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе. Противоположность – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей. Развитие – это процесс становления, обострения и разрешения противоречий.

3. Закон отрицания отрицания. Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход их одного качественного состояния в другое. Его диалектическая природа проявляется в трех моментах: а) преодоление старого; б) преемственность в развитии; в) утверждение нового. Процесс развития проходит через 3 стадии: а) утверждение или положение (тезис); б) отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис); в) отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 990; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.