Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия позитивизма




Понятие «позитивизм» обозначает призыв к философии отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Позитивисты считают, что философия увлеклась никому ненужными, оторванными от реальной жизни метафизическими изысканиями и спорами. Сейчас, в век расцвета позитивной науки, возрастающей роли во всех жизнедеятельности человека точных и конкретных знаний, необходимо сосредоточить свое внимание на «позитивном» в человеческом знании и познании. Позитивизм исходит из признания существования некоей реальности, которая непосредственно дана человеку. Понятия «позитивное» и «данное» тождественны. Данное – это то, что поддается проверке эмпирическими и логико-математическими средствами. Эта проверка должна носить общезначимый характер. Позитивизм возник в 30-е – 40-е гг. XIX в. Родоначальник – О. Конт. Его главной целью было осуществление глубокой и радикальной реорганизации общества. Конт отдает приоритет мысли и науке в решение социальных проблем. Только позитивная философия способна связать человека с судьбой всех людей и примирить их в рационально и морально упорядоченном обществе. Конт пишет о 3-х стадиях развития человека и общества:

1. Детство. Ему соответствуют теология в мышлении и военно-монархические порядки с приоритетом священников в политике.

2. Молодость. Ей соответствуют метафизика ума и режимы, основанные на народном суверенитете при преобладании юристов.

3. Зрелость и позитивизм. Им соответствуют социология и индустриальная цивилизация.

Второй позитивизма – эмпириокритицизм. Он развился на рубеже XIX-XX вв. в связи с научной революцией. Открытие рентгеновских лучей, явления радиоактивности, электрона, радия и т.д. привело к кризису науки, т.к. отождествление строения материи с атомами оказалось неполностью верным. Философы-идеалисты и некоторые физики поспешили заявить об исчезновении материи и несостоятельности материализма. Цель науки они видели лишь в описании явлений. Таким и был эмпириокритицизм. Сам термин означает «критика опыта», свободного от посторонних привнесений. Это способна совершить только философия. Видными представителями были Р. Авенариус и Э. Мах. На пути очищения опыта Авенариус видит препятствие в виде интроекции, под которой понимает процесс приписывания другим людям восприятий окружающих вещей, т.е. опыта и познания, и вкладывание этих чувств и мышления в других людей. Отвергая теорию интроекции, он выдвигает теорию «принципиальной координации», суть которой состоит в том, что признается нерасторжимая связь познающего субъекта и среды, т.е. «без субъекта нет объекта». Э. Мах выдвигает два основных требования к науке: экономия мышления и стремление к чистой описательной науке. В принципе экономии мышления он подчеркивал важность «чистого описания», видя в нем источник нового знания. Он утверждал, что почти всякое знание возникает из ощущений. Мах признавал основной характеристикой познания экономию мышления. Распространяя на человека учение Дарвина о естественном отборе, он полагал, что организмы в силу биологического инстинкта к самосохранению и выживанию «приспосабливаются» к фактам действительности, что и означает экономию мышления.

Третий этап позитивизма – неопозитивизм и критический рационализм (постпозитивизм). Неопозитивизм зародился в 20-е гг. XX в. Виднейшие представители М. Шлик, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Б. Рассел. Они считали, что только 2 вида научного знания имеют значение:

1. Частные дисциплины (эмпирические науки).

2. Логика и математика, упорядочивающие первые.

Для философии здесь нет места. Философия – не наука, а деятельность по прояснению языка науки. Т.о., в центре исследования оказался анализ языка науки. Для него был выдвинут принцип верификации (подтверждения). Он применим только к эмпирически высказываниям. Значение предложения проверяется в опыте. Оно может быть истинным и ложным. Все, что не проверяется опытом, является бессмысленным и незначимым.

Постпозитивизм представлен трудами К. Попера, Т. Куна и др. Предметом изучения они считали науку как целостную, динамическую систему. Основной принцип отделения науки и метафизики – фальсификация. Законы науки не верифицируемы, потому научным может считаться только то утверждение, которое возможно опровергнуть лишь опытным путем. Наличие фактов, противоречащих науке, фальсифицирует его и заставляет отказаться от него. В противном случае научная теория считается истинной. Рост научного знания состоит в выдвижении новых смелых гипотез и их опровержений, фальсификации, в результате чего и решаются научные проблемы. По Куну, особенность развития науки состоит в том, что она зависит от способа деятельности научного сообщества. В связи с этим вводится понятие «парадигма» - совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. Парадигма на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в науке. Формирование парадигмы – результат зрелости той или иной системы научного знания. Смена одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осуществляется посредством научных революций как скачкообразный процесс.


 

«Философия жизни» XIX в. о сущности жизни

Представители «философии жизни» сходятся в том, что в основе развития мира и человека лежит иррациональная реальность – «жизнь» как «творческая эволюция», целостный органический «поток», в котором неразделимы материя и сознание, сознательное и бессознательное, логика и интуиция. Жизнь – это процесс, свободное стихийное и инстинктивное творчество, характеризующееся не протяженностью, а «длительностью», которая не поддается научному анализу. Жизнь в таком ее понимании и составляет содержание и сущность бытия. В гносеологическом аспекте главная идея «философии жизни» состоит в том, что на смену опирающейся на разум классической философии должна прийти философия, «вытекающая из полноты переживания жизни». На место логики и рационального познания заступает «вчувствование» в жизнь, ее переживание и понимание. Это происходит потому, что главное в жизни не материя, а дух, который выражает «подлинную эволюцию» мира. Отсюда следует, что для интерпретации жизни основное значение имеют не «науки о природе», а «науки о духе», которые имеют более адекватный язык выражения жизни: музыка, поэзия, миф, метафора, афоризм и т.д. На место науки, разума и рациональной интуиции ставятся искусство и «эстетическая интуиция».

Основатель «философии жизни» - А. Шопенгауэр, центром концепции которого является – «воля». Воля – это главный принцип жизни и познания, который изначально враждебен разуму. Воля – это «вещь в себе», которая находится вне времени и пространства, она не зависит ни от разума, ни от познания. Основной тезис Шопенгауэра – «мир как воля». В данном случае подразумевается мировая воля, всеобщая свободная воля, которая лежит в основе всего сущего, каждой отдельной вещи и явления, в том числе и человека. Исходной предпосылкой гносеологии Шопенгауэра является истина, которая имеет силу для «каждого познающего существа», а именно «мир есть мое представление». Самым эффективным способом познания является интуиция, которая реализуется через переживание мира. Потому высшим видом познания является не наука, а искусство.

С. Кьеркегор выдвинул идею «экзистенциального мышления». Оно связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть подлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. Вместе с тем, Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет» и т.д. Человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее. Кьеркегор призывал к тому, чтобы внимательнее «вглядеться и вчувствоваться» в реальную человеческую жизнь, в личное страдание. Для их преодоления необходимо религиозное общение с Богом.

Ф. Ницше в качестве центральной категории рассматривает волю. Но его интересует не воля вообще, а «воля к жизни» и, прежде всего, ее сущность – «воля к власти». Именно последняя лежит в основании всего мира. Все в мире происходит «из-за власти». Жизнь не имеет никакого развития или прогресса, и к ней не применима никакая теория. Жизнь – это вечное становление и вечное возвращение, круговорот Вселенной. Ее сущность – воля к власти. В гносеологии Ницше жизнь и разум находятся в состоянии борьбы. Искусство является более глубоким и надежным способом познания жизни, чем наука. Цель познания – приносить человеку пользу. А истина – это лишь «полезное заблуждение». Вся философия Ницше адресована избранным – «сверхчеловекам». Сверхчеловек – это человек, поставивший себя на место Бога, это «белокурая бестия», особенностью которой являются врожденная аристократичность, благородство и доброжелательность по отношению к равным себе и превосходство и презрение к «серой массе», которая должна безропотно повиноваться сверхчеловеку, который к тому же и биологически превосходит остальных.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.