Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование и основные периоды развития русской философии

Особенности русской философии

Марксистская философия в СССР.

Русский космизм.

Русская религиозная философия.

Формирование и основные периоды развития русской философии.

Особенности русской философии.

1. Религиозная форма русской философии. Философские идеи проникают на Русь вместе с православием, в христианской религиозной форме утверждаются в общественном сознании. До XVIII в. в России не было светской философии. Однако секуляризация, формирование материалистического направления не ослабило религиозной школы.

2. Антропоцентризм, этический аспект исследуемых проблем, стремление постичь непримиримую борьбу добра и зла, поиски правды. Нравственность пронизывала все философские идеи, и даже постижение истины русская философия ставила в зависимость от нравственных качеств человека.

3. Пристальное внимание к общественно-политической проблематике. Вопросы судьбы и роли России в мировой цивилизации, пути социально-экономического развития страны, проекты социальных преобразований всегда были составными частями любой философской теории. Русская мысль историософична, она обращена к вопросам о «смысле» истории, конце истории и т.п.

4. Борьба славянофильства и западничества. Вопрос о роли России получал неоднозначный ответ: одни мыслители полагали, что надо проводить модернизацию по западным образцам, другие утверждали, что у России свой собственный смобытный путь развития.

5. Практическая направленность и в связи с этим отрицание абстрактного философствования. Русских мыслителей больше волновали социально-политические конкретные вопросы, чем метафизические, онто-гносеологические.

6. Тесная связь с литературой и даже с искусством. Русская философская мысль передает себя не столько в собственно философских произведениях, сколько в религиозных трактатах, поучениях, романах, живописных полотнах.

7. Вопрос об истине в процессе познания соотносится с понятием «правды». Это понятие несет нравственно-этический смысл. Оно отражает поиски нравственной основы мира и желание не только понять, познать мир, но и преобразовать его.


 

Русская философия, начиная с IX в., проходит в своем развитии следующие этапы:

1. Зарождение русских философских взглядов (IX-XIII вв.). Для него характерно: отсутствие самостоятельного статуса философии и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения, тесная связь с процессом христианизации (с одной стороны формирование шло под влиянием славянского языческого мировоззрения и культуры, с другой – византийской философии, а через нее и античной), теократический принцип (подчиненность божественному началу), становление проблематики (включенность в общемировой процесс, цель развития и т.д.). Основные представители – митрополит Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах.

2. Становление национального самосознания (XIV – XVII вв.). Для этого периода характерно: философия начинает выделяться как теоретическое мышление, появляется категорийный аппарат, развитие идет в русле нравственно-практических наставлений и обоснования особого предназначения православия Руси для развития мировой цивилизации. Яркие представители – Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Филофей, Юрий Крижанич, Андрей Курбский.

3. Философское осмысление науки и культуры в XVIII – первой половине XIX вв. Здесь выделяются 2 направления:

А) Просвещение, связанное с именами М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева и, в целом, сходное по своим особенностям с западноевропейским аналогом;

Б) Осознание пути России. В нем сложилось 2 течения: славянофильство и западничество. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог ее всечеловеческого призвания. Западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выражается в порожденном ею чувстве «обманутой надежды» и «безотрадной пустоты». Лидеры славянофилов – А.С. Хомяков и И.В. Киреевский – развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе, проявившееся в воззрениях об иерархической структуре души и о ее центральных силах. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Первоначало всего сущего, согласно Хомякову, - «волящий разум», или Бог. Исторический прогресс человечества связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, или «волящий разум», может познана лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, так называемой «разумной зрячестью» или «живознанием», исходным началом которых является «народная вера», религия. На этих религиозных взглядах славянофилами строилась концепция русского исторического процесса.

Для западников, как и для славянофилов, также характерно стремление теоретически осмыслить историю России и Европы, их будущее, осуждение самодержавия и крепостничества, отрицание философии стяжательства и грубой силы. Но западники делали акцент на творческом усвоении опыта Западной Европы, особенно в общественно-политической области. Для достижения целей социально-политического преобразования российского общества (отмены крепостного права, обеспечение свободы личности, свободы слова и печати и т.п.) западники предусматривали необходимость радикальных методов борьбы, коренной ломки традиций российского общества. Они скептически или отрицательно относились к исторической роли православия и не видели в нем основ для будущего развития России. Главное внимание сосредоточивалось на общественно-политических проблемах. Славянофильское стремление к возрождению народного быта, обычаев, традиций считали «карнавальным» (П.Я. Чаадаев, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен и др.).

Прямым продолжением славянофильства стало почвенничество. Оно характеризовалось «восстановлением в душе новой или обновленной веры в грунт, в почву, в народ». Вера в народ, в развитие на собственной почве сочеталось с взглядом на историю как на спонтанный органический процесс, принципиально не поддающийся рационализации. Виднейшим представителем был Ф.М. Достоевский. Его главная тема – соотношение Бога и человека, Бога и мира. Вне идеи Бога вся нравственность человека условна, и только религия обосновывает мораль. Человек есть великая тайна. Он – существо иррациональное, потому разумом его природу познать нельзя. Человек способен творить, что дает ему возможность радоваться страдать, а это за пределами разума. Человек стремиться к самоутверждению, т.е. к свободе. Свобода – это выбор между добром и злом, который без Бога сделать нельзя. В философии истории Достоевский примирял западников и славянофилов. «Европа также была отечеством нашим, как и Россия» и «одна идея Петра была народна, но Петр как факт был антинароден». Необходимость собственного пути развития диктуется национальными особенностями русского народа, душа которого срослась с высокими и святыми идеалами христианства. Дух русского народа – это такая сила, которой никто в мире еще не осознал. Потому спасение человечеству придет из возрожденной России.

4. Развитие самостоятельной русской философии (вторая половина XIX – начало XX вв.). В этот период выделяются 2 направления:

А) русская религиозная философия;

Б) русский космизм.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Русская философия | Русская религиозная философия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.