Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выплата пенсии




(Лекция – 2 часа)

Вопросы:

1. Общие правила выплаты пенсии

2. Выплата пенсий работающим пенсионерам

3. Удержания из пенсии

1. Общие правила выплаты пенсии. Общие правила выплаты пенсии относятся ко всем видам пенсий, независимо от того, на основании какого нормативного правового акта они установлены. Все такие правила обычно определены законом, подзаконные акты (постановления Правительства, ведомственные инструкции и т.п.) не могут их изменять, они, следовательно, незыблемы до изменения закона.

Другое дело — организация выплаты пенсий: правила организации выплаты пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством. Однако есть правила, которые относятся к общим, традиционно сложившиеся в нашей стране. Итак, какие правила относятся к общим? Их несколько.

Пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не облагаются налогом. Раньше это указывалось в Законе 1990 г. Этот закон отменен, а в новых пенсионных законах подобной нормы нет. Однако это вовсе не означает, что пенсии теперь облагаются налогом. Пенсии и иные аналогичные выплаты, получаемые гражданами в соответствии с действующим российским законодательством, являются одним из видов весомых доходов населения.

Согласно налоговому законодательству пенсии относятся к числу доходов граждан, не подлежащих налогообложению, т.е. освобождаемых от нагообложения (ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким разом, все пенсии и аналогичные им выплаты не облагаются налогом, как и прежде. Правда, в налоговом законодательстве указано, что налогом не облагаются государственные пенсии, а пенсии, которые выплачиваются в соответствии с Законом о трудовых пенсиях, ныне не называются государственными пенсиями. Однако сохранение прежней терминологии не имеет значения, учитывая, что трудовые пенсии выплачиваются за счет средств ПФР, которые являются федеральной собственностью. Следует иметь в виду, что не облагаются налогом и иные пенсионные выплаты, например надбавки к пенсиям, их повышение, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги, доплаты к пенсии гражданам, занимавшим государственные должности, ежемесячное денежное содержание судей и т.д.

2. Пенсия выплачивается за текущий месяц. Это правило закреплено и в новых пенсионных законах. Пенсия для подавляющего большинства пенсионеров, в том числе почти для всех неработающих пенсионеров, является основным источником их доходов.

Таким образом, правила выплаты пенсий отличаются от правил выплаты заработка, который выплачивается обычно после того, как он заработан, т.е. по истечении определенного периода трудовой деятельности. Данное предписание закона в недалеком прошлом нарушалось во многих регионах. Причины — недостаток средств, который образовывался вследствие задержки уплаты страховых взносов организациями, несвоевременного перечисления средств из федерального бюджета, нецелевого расходования средств Пенсионного фонда России и т.д. Задержка выплаты пенсий — беспрецедентное явление в практике пенсионного обеспечения цивилизованных стран. Последствия этого драматические: усугубление нищеты, увеличение заболеваемости и смертности среди пенсионеров. А происходило всё это потому, что руководство Минфина сознательно стремилось деорганизовать экономику, чтобы можно было её приватизировать западным капиталом в соучастии с демократами. За это нарушение законов никто ответственности не понёс.

Норма о том, что пенсии выплачиваются за текущий месяц, содержится не во всех нормативных правовых актах, регулирующих отношения по пенсионному обеспечению. На практике данное правило применяется при выплате всех пенсий и иных пенсионных выплат.

3. Пенсия выплачивается по месту жительства пенсионера по поручению соответствующего пенсионного органа через предприятие связи с доставкой на дом либо путем зачисления пенсии на расчетный счет пенсионера в банке.

Пенсия доставляется на дом пенсионеру ежемесячно в определенный день. Если по каким-либо причинам пенсионер не получил пенсию (например, в день доставки пенсии его не было дома), он может получить пенсию в отделении связи, которое доставляло пенсию. По желанию пенсионера пенсия переводится соответствующим пенсионным органом на расчетный счет пенсионера в соответствующем отделении банка по месту его жительства. Для этого пенсионер подает заявление в указанный орган по месту своего жительства.

Перечисленные общие правила выплаты пенсии касаются всех пенсионных выплат: пенсий, доплат к пенсиям и т.д. Есть несколько правил выплаты пенсий в отдельных случаях.

В прошлом, до 1 января 2002 г., действовали особые правила выплаты пенсии за период нахождения детей на полном государственном обеспечении и пребывания взрослых пенсионеров в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания. За период нахождения детей на полном государственном обеспечении выплачивалась лишь часть пенсии (25%, а на детей — круглых сирот— 50%), а остальная часть пенсии перечислялась на счета соответствующих детских учреждений. За время нахождения пенсионеров в указанных учреждениях социального обслуживания выплачивалось 25% самому пенсионеру. Если у пенсионера имелись нетрудоспособные иждивенцы, то на одного выплачивалось четверть, на двух - треть, а на трех и более — половина пенсии (помимо выплаты 25% пенсии самому пенсионеру). Оставшаяся часть пенсии также перечислялась на счет учреждения.

Таким образом, ПОР участвовал практически в финансировании перечисленных выше учреждений.

Эти правила, установленные Законом 1990 г., не согласовывались с гражданским законодательством, согласно которому причитающаяся пенсия является доходом, принадлежащим пенсионеру, и следовательно, не может изыматься принудительно, как и всякое иное имущество.

Теперь особых правил выплаты пенсий в подобных случаях Законом о трудовых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении не предусмотрено, следовательно, пенсия выплачивается в полной сумме. Однако внесены соответствующие изменения в правила предоставления социального обслуживания. Вместе с тем Законом 1993 г. установлены особые правила выплаты пенсии в указанных случаях.

Детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери в период нахождения их на полном государственном обеспечении выплачивалось 50% назначенной пенсии, а другим детям, находящимся на полном государственном обеспечении, — 25% назначенной пенсии.

Что касается пенсионеров, проживающих в стационарных государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, то им выплачивалась разница между суммой их пенсии и стоимостью содержания в учреждении, но не менее 20% (инвалидам вследствие военной травмы, участникам войны и гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, а также некоторым другим гражданам — не менее 25%) суммы назначенной пенсии. Если у пенсионера имеются нетрудоспособные иждивенцы, то на одного иждивении выплачивается четверть, на двух иждивенцев — треть и на трех или более — половина назначенной пенсии (помимо части пенсии, выплачиваемой самому пенсионеру).

Правила выплаты пенсии за время нахождения ребенка на полном государственном обеспечении и проживания пенсионера в стационарном учреждении социального обслуживания не должны различаться в зависимости от того, по какому закону назначена пенсия. Они должны быть равными для всех пенсионеров. В связи с этим Федеральным законом от 10 января 2003 г. установлены одинаковые правила выплаты пенсии в указанных случаях.

2. Выплата пенсии, не полученной пенсионером своевременно. Правила выплаты пенсии, не полученной пенсионером своевременно, различаются в зависимости от причин, по которым она не была выплачена. Общее правило таково: суммы назначенной пенсии выплачиваются за все прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за пенсией. Трехлетний срок соответствует общему сроку исковой давности, принятому в гражданском законодательстве (см. ст. 195 ГК РФ).

Это правило применяется во всех случаях, кроме невыплаты сумм пенсии по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию. Подчеркнем: в данном случае речь идет о выплате за прошлое время сумм назначенной пенсии.

Иначе решается вопрос о выплате сумм пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию. В этом случае суммы пенсии выплачиваются за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Так выплачиваются за прошлое время суммы не только назначенной пенсии, но и пенсии, которая не была своевременно назначена по вине пенсионного органа. За все прошлое время выплачиваются суммы пенсий недоплаченные, например, в результате счетной ошибки, допущенной при расчете суммы среднемесячного заработка, размера пенсии, надбавок к ней и незаконного отказа в пенсии, в том числе вследствие ошибочного разъяснения или указания вышестоящего органа, вплоть до Минздравсоцразвития. Таковы общие правила, хотя имеются некоторые особенности.

Так, например, Закон о государственном пенсионном обеспечении вообще не регулирует выплату пенсий за прошлое время, а Закон о трудовых пенсиях предусматривает выплату за прошлое время начисленных сумм пенсий.

3. Приостановление выплаты пенсии за время лишения свободы по приговору суда. Данный случай не указан в новых пенсионных законах, но такое правило содержалось в Законе 1990 г. и содержится до сих пор в Законе 1993 года. Интересно отметить, что Конституционный Суд РФ признал содержащийся в Законе 1990 г запрет на выплату трудовых пенсий противоречащим Конституции РФ и утратившим силу с момента постановления Суда — 16 октября 1995 г. Аналогичная норма в Законе 1993 г. не признана неконституционной.

Соответствующие поправки не вносились в Закон 1990 г., не внесены они до сих пор и в Закон 1993 г. Данный пример — весьма наглядная иллюстрация правового нигилизма в стране, объявившей себя правовым государством (см. ст. 1 Конституции РФ).

4. Выплата пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Это правило введено с 1 июля 1993 г. Ранее гражданам, выезжающим за границу, пенсия за период нахождения за границей не выплачивалась. В настоящее время действует Федеральный закон от 6 марта 2001 г. «О выплате пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации». Этот закон не отменен, он не противоречит новым пенсионным законам. Правительство утвердило 8 июля 2002 г. Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Это Положение устанавливает порядок выплаты в соответствии с указанным выше законом пенсий, назначенных по трем законам, — Закону о трудовых пенсиях, Закону о государственном пенсионном обеспечении и Закону 1993 г.

По желанию пенсионера пенсия выплачивается (в рублях) перед выездом за 6 месяцев вперед (тем органом, который осуществлял пенсионное обеспечение). Основанием для выплаты служит соответствующее заявление пенсионера.

На основании заявления пенсионера пенсия может переводиться за пределы России по месту постоянного жительства, независимо от даты выезда и переезда из одного государства в другое. Осуществляет перевод ПФР. Перерасчет, индексация и корректировка переводимой пенсии осуществляется на общих основаниях. Перевод пенсии за пределы России производится «при условии представления в Пенсионный фонд Российской Федерации документа, подтверждающего нахождение гражданина в живых на 31 декабря каждого года» (цитата из закона).

Перевод пенсии за пределы России производится в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения операции. За время нахождения за границей пенсия может выплачиваться также в россии (по доверенности). В этом случае пенсия выплачивается тем органом, который выплачивал пенсию до выезда.

Следует иметь в виду, что при выезде за границу социальная пенсия не выплачивается. Как уже отмечалось, отдельным категориям граждан выплачивается не пенсия, а пожизненное денежное содержание, доплаты к государственным пенсиям. Уровень такого содержания и подобных доплат в несколько раз выше размера обычной пенсии. Действующее законодательство не регулирует многие вопросы, связанные с этими выплатами. В частности, не определен порядок их выплаты при выезде за пределы Российской Федерации. Видимо, все затронутые вопросы следовало бы разрешать по аналогии с соответствующими пенсионными правилами. Пока такие решения отсутствуют. Это, безусловно, явный пробел в законодательстве.

5. Выплата пенсии по доверенности. Все пенсии по желанию пенсионера могут выплачиваться по доверенности, выданной в порядке, установленном законодательством. В прошлом в пенсионном законодательстве не определился особый порядок выплаты пенсий по доверенности, поскольку он предусмотрен гражданским законодательством. Доверенностью признается письменное уполномочие, выданное одним лицом другому лицу для представительства перед третьим лицом. Доверенность на получение пенсии, как и на получение заработной платы, стипендии, должна быть по общему правилу нотариально удостоверена. Следует иметь в виду, что к нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются доверенности, удостоверенные в ином порядке. К ним приравниваются, в частности: доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социального обслуживания, заверенные администрацией этого учреждения или руководителем (заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, доверенность граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенная начальником соответствующего учреждения, исполняющего уголовное наказание.

Доверенность на получение пенсии может быть также удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, жилищно-эксплуатационной организацией по месту жительства и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится (п. 4 ст. 185 ГК). Доверенность на получение представителем гражданина его вклада в банке, денежных средств с его банковского счета может быть удостоверена соответствующим банком или организацией связи.

Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна, т.е. не имеет юридического значения (ст. 186 ГК).

Законом о трудовых пенсиях в отношении выплаты пенсии по доверенности установлены некоторые дополнения к изложенным общим правилам. Предусмотрено, что выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности, но при условии ежегодного подтверждения пенсионером факта регистрации его по месту получения трудовой пенсии. Соответствует ли это дополнение ст. 3 ГК, в соответствии с которой нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу? Формально все в пределах общих правил — доверенность действует в течение всего срока. А по существу данное дополнение противоречит смыслу гражданского законодательства и существенно осложняет возможность беспрепятственной выплаты пенсии по доверенности пенсионера в течение срока, превышающего один год. К чему приведет на практике реализация указанной новеллы? К тому, что все пенсионеры, которые выдали доверенность на получение пенсии на срок более одного года, должны являться в соответствующий орган МВД по месту жительства (паспортный стол отделения милиции) и требовать выдачи им соответствующей справки о том, что они зарегистрированы (прописаны) по своему прежнему месту жительства. Этот орган потребует от них, в свою очередь, справку ДЭЗ, ЖЭК и т.д. о том, что пенсионер действительно проживает там же, хотя отметка о месте жительства имеется в паспорте.

Какой выход из этого явно бюрократического правила? Простой — пенсионер даст новую доверенность сроком на один год и выплата пенсии будет продолжена без хождения по мукам. Кстати, иные длительные выплаты, например возмещение вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, осуществляются беспрепятственно по доверенности в течение всего трехлетнего срока ее действия.

2. Выплата пенсий работающим пенсионерам. По общему правилу, работающим пенсионерам любая пенсия выплачивается в полной сумме. Таким образом, пенсионер вправе заниматься любой деятельностью, получать какие угодно доходы; ничто не может неблагоприятно повлиять на его пенсию.

По Закону 1990 г. всем работающим пенсионерам пенсия также выкачивалась в полной сумме, однако без надбавки на иждивенцев. Ныне такой надбавки нет. Тем пенсионерам, которые имеют иждивенцев, повышается базовая часть пенсии. Всем работающим пенсионерам, имеющим иждивенцев, базовая часть пенсии выплачивается в полной сумме. Почему же в российском пенсионном законе упразднены все ограничения, касающиеся выплаты пенсий работающим пенсионерам, кроме указанных?

Главное состоит в том, что восторжествовала иная, чем прежде, идеологическая оценка сущности обязательного пенсионного страхования и, в,частности, пенсии по старости. Длительное время пенсия по старости рассматривалась как денежное обеспечение за счет государства в заключительный возрастной период жизни человека, как проявление заботы социалистического государства о старом человеке, нуждающемся в его помощи.

Теперь трудовая пенсия по старости не без оснований признается заработанной, заслуженной многолетним трудом выплатой, осуществляемой за счет особого фонда, отделенного от государственного бюджета. Из этого следуют соответствующие выводы о «судьбе» пенсии, когда пенсионер продолжает трудовую деятельность. Если пенсия — заработанная, заслуженная выплата, то в период работы она должна выплачиваться, ибо отобрать такую пенсию нельзя, она как бы собственность бывшего работника. Что делать в пенсионный период жизни, пенсионер решает сам: то ли ему работать, если он хочет этого и имеет возможность сохранить прежнюю либо подобрать более подходящую по возрасту другую работу, либо прекратить трудовую деятельность, заняться домашним хозяйством и т.д. И наоборот: если пенсию считать выплатой за счет государства, предназначенной для обеспечения пожилого человека, когда трудовая деятельность затруднена либо вообще недоступна, то вполне логичен противоположный вывод: работаешь — значит, не нуждаешься в обеспечении за счет государства, т.е. в пенсии. Таковы крайние позиции.

В СССР до пенсионной реформы 1956 г. пенсия работающим выплачивалась в полной сумме (но без так называемой «хлебной» надбавки). После реформы работающим стала выплачиваться сравнительно небольшая часть пенсии, а при заработке немного выше среднего выплата пенсии вообще не производилась. Впоследствии эти правила неоднократно корректировались и изменялись: пенсия выплачивалась одним в полной сумме, другим к размере 50—75%; более льготные условия были предусмотрены для рабочих, младшего обслуживающего персонала, некоторых специалистов, худшие - для многих категорий служащих. В целом можно сделать вывод, что при достаточно высоком уровне пенсий вводились существенные ограничения в выплате пенсий работающим пенсионерам, а при снижении уровня пенсии, когда на пенсию прожить было трудно, ограничения смягчились и даже полностью отменялись. Однако в прошлом пенсия никогда не рассматривалась как заработанная, заслуженная трудом выплата, а ее получение – как неотъемлемое право человека. Этим и объяснялись существенные изменения порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам.

В Концепции реформы пенсионной системы в Российской Федерации и одобренной Правительством, также затрагивается вопрос о выплате пенсии работающим пенсионерам. В ней отмечается дискуссионный характер данной проблемы и неоднозначные решения ее в нашей стране, хотя вот уже более пятнадцати лет данный вопрос решен в российском законе достаточно определенно: трудовую пенсию работающим пенсионерам надо выплачивать, поскольку это заработанная выплата.

В Концепции обосновываются на перспективу определенные выводы. Процитируем некоторые выдержки: «Пенсия в случае продолжения оплачиваемой работы выплачиваться не должна, по крайней мере в полном объеме»; «Иное решение противоречит принципам социального страхования»; «Выплата пенсий работающим пенсионерам, имеющим более высокий достаток, чем неработающие пенсионеры, поглощает значительную часть средств...». «Вместе с тем... в новой системе можно было бы предусмотреть возможность выплаты пенсий при относительно невысоком совокупном доходе работающего пенсионера, как это практиковалось в Российской Федерации длительное время».

Это свидетельствует о стремлении сэкономить средства за счет пенсионеров, могущих трудиться еще некоторое время после достижения пенсионного возраста». Иное решение, т.е. снятие существенных ограничений в выплате пенсии, как раз не противоречит принципам социального страхования. Выплата пенсий работающим пенсионерам вовсе не поглощает средств; если пенсия не будет выплачиваться полностью, пенсионеры оставят работу и будут получать причитающуюся им по праву пенсию, будучи неработающими (кто же станет работать за разницу в заработке и пенсии, да если к тому же пенсия составляет значительную часть заработка?). В России никогда не практиковалась выплата пенсии «при относительно (высоком совокупном доходе работающего пенсионера» (это общий доход, включая не только оплату труда, но и иные доходы), не практиковался подобный порядок и в СССР.

Каким же может быть оптимальное решение затронутой проблемы? Во-первых, до тех пор, пока в России крайне низкий реальный уровень пенсионного обеспечения, ни при каких условиях нельзя ограничивать выплату пенсий работающим пенсионерам. Выплата пенсии в полном размере — это средство борьбы с крайней нищетой. При прекращении выплаты пенсии большинство пенсионеров оставят работу, их доходы резко сократятся, численность граждан, доходы которых ниже черты бедности, резко возрастет. Надо также учитывать, что во многих случаях пенсионеры выполняют непрестижную работу и их рабочие места останутся вакантными. Не исключается также, что работу оставят пожилые специалисты самой высокой квалификации, найти замену которым не так-то легко.

Авторы упомянутой Концепции не учли, видимо, и некоторые положения Конституции РФ, в частности о равенстве прав и свобод человека, в том числе в сфере труда, о гарантированном праве на социальное обеспечение (ст. 19, 37, 39). Следует также иметь в виду, что, согласно ст. 55 Конституции, не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Во-вторых, в перспективе — после существенного повышения уровня пенсионного обеспечения — не исключается некоторая «мягкая» корректировка правил выплаты пенсии работающим пенсионерам. Во многих странах пенсия работающим пенсионерам выплачивается в полной сумме, однако есть немало стран, где сумма пенсии работающего может при определенных условиях несколько сокращаться, например при высоком заработке, с гарантией в то же время выплаты во всех случаях определенной, весомой части пенсии.

Надо, видимо, отметить, что попытка ограничить уровень пенсии для

работающих пенсионеров по старости все же была предпринята. В проекте закона о трудовых пенсиях, внесенном Президентом на рассмотрение в Парламент, предусматривалось, что работающим пенсионерам не выплачивается страховая часть пенсии (при средней и более высокой пенсии эта часть составляет более половины общей суммы пенсии). Однако это предложение не было поддержано депутатами.

В российском пенсионном законодательстве уже давно не содержится каких-либо ограничений в части выплаты пенсии по инвалидности работающим гражданам. Всем работающим пенсия по инвалидности выплачивается в полной сумме. Идеология данного решения основывается на признании обществом необходимости создания для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в реализации, в частности, трудовых прав. Это обеспечивается также комплексом других мер в сфере труда и занятости: обеспечение льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, введение на предприятиях квоты рабочих мест для приема на работу инвалидов и т.д.

В современный период, когда уровень пенсионного обеспечения неоправданно низкий, выплата работающим инвалидам полной пенсии — эффективное средство преодоления нищеты. В прошлом, до 1990 г., действовали некоторые ограничительные правила, касающиеся выплаты пенсии по инвалидности работающим пенсионерам, в частности инвалидам II и III групп. Инвалидам III группы, например, пенсия выплачивалась часто в таком размере, чтобы пенсия и получаемый заработок не превышали в общей сложности заработка, из которого исчислена пенсия.

Из прежних правил в Законе 1990 г. сохранилось лишь одно (как и для пенсии по старости); работающим пенсионерам пенсия по инвалидности выплачивается без надбавки на иждивенцев. Теперь такой надбавки нет.

Что касается пенсии по случаю потери кормильца, то эта пенсия всегда выплачивалась работающим пенсионерам в полной сумме, однако дети, которые не учились, имели право на пенсию в возрасте до 16 лет. С 1990 года всем детям, в том числе в возрасте от 16 до 18 лет, пенсия выплачивается в полной сумме. С этого времени право на пенсию предоставлено также учащимся детям старше 18 лет, но не более чем до 23 лет.

Пенсия за выслугу лет также выплачивается работающим пенсионерам в полной сумме.

3. Удержания из пенсии. Пенсионное законодательство предусматривает возможность удержания пенсии. Оно осуществляется на основании исполнительных документов, в том числе исполнительных листов, выданных судом во исполнение принятого им судебного решения. Перечень исполнительных документов приведен в ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Основными, наиболее часто встречающимися исполнительными документами являются исполнительные листы (они уже упоминались), судебные приказы, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов.

Ранее суммы пенсий, излишне выплаченные пенсионеру вследствие его злоупотребления, могли удерживаться из пенсии по решению органа, который выплачивал пенсию. Это предусматривалось как Законом 1990 г., так и законом 1993 г. Закон 1990 г. утратил силу, а Закон 1993 г. сохраняет действие. Значит, указанное правило применяется в отношение пенсий, установленных в соответствии с Законом 1993 г.

В пенсионных органах по рекомендации сверху сложилась практика, согласно которой злоупотребление в случае несвоевременного представления

сведений, влекущих снижение размера пенсии или прекращение ее выплаты просто презюмировалось (предполагалось). Считалось, например, злоупотреблением неосведомленность пенсионеров о некоторых весьма сложных правилах пенсионного обеспечения. Другими словами, незнание закона (а теперь пенсионные законы стали значительно сложнее), признавалось злоупотреблением. Между тем, злоупотребление предполагает действия и умысел пенсионера, направленные на получение излишних сумм пенсий. Не учитывалось даже то, что необоснованное обогащение в виде пенсии, предоставленной в качестве средств к существованию, не подлежит возврату при отсутствии недобросовестности со стороны пенсионера (см. ст. 1109 ГК).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не вправе производить удержания излишне выплаченных сумм пенсий по другим причинам, например вследствие различных ошибок, которые допущены его работниками (ошибка в подсчете стажа, заработка и т.д.).

Новыми законами установлено несколько иное правило для удержания из пенсии. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе принять решение о взыскании сумм трудовых пенсий, излишне выплаченных пенсионеру в связи с тем, что он не сообщил этому органу о наступлении обстоятельств, которые должны были повлечь за собой уменьшение р;азмера или прекращение выплаты пенсии. Имеет ли значение в данном случае вина пенсионера? Имеет, в законе предусмотрено, что в случае несвоевременного представления сведений, что «повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб...».

Таким образом, пенсионным органам придется разбираться, виновен

пенсионер или не виновен. Если вины пенсионера нет, удержания в таком порядке производить нельзя.

Надо иметь в виду, что решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по данному вопросу, как и по другим, может быть обжаловано в установленном порядке, в том числе и в суд. По закону при исполнении решения компетентного органа с пенсионера может быть удержано не более 50% пенсии как по одному, так и по нескольким исполнительным документам до полного погашения взыскиваемых сумм. В каких случаях, установленных законодательством, допускаются удержания сверх 50%, но не более чем 70%? Ответ на этот вопрос в пенсионном законе не дан, он также содержится в ст. 66 закона об исполнительном производстве: при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; возмещении вреда, причиненного здоровью; возмещению вреда гражданам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Размер удержаний по решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, сохранился прежний. По решению этого органа размер удержаний при каждой выплате пенсии не может превышать 20% пенсии. В данном случае вопрос решается так же, как и об удержаниях из заработной платы по решению работодателя (см. ст. 138 ТК).

Федеральным законом «Об исполнительном производстве» установлена очередность удовлетворения требований взыскателей. Всего определено пять очередей. В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, а также возмещению вреда гражданам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца; во вторую очередь — требования работников, вытекающих из трудовых отношений, и т.д. Требования пенсионного органа удовлетворяется в последнюю очередь.

По решению органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, могут производиться удержания только из той пенсии, которую выплачивает данный орган. Взыскание на иное имущество пенсионера в связи с возмещением вреда, причиненного излишней выплатой ему пенсионных сумм может обращаться только в соответствии с решением суда и по исполнительному листу, выданному судом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.