Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и функции страхования

Известно, что сущность финансов связана с экономическими отношениями в процессе создания и использования фондов денежных средств. Сущность страхования также связана с созданием и использованием денежных фондов. Однако если для финансов всегда необходимы денежные отношения и характерно формирование фондов денежных средств, то страхование может быть и натуральным (не денежным). Кроме того, страхование всегда привязано к возможности наступления страхового случая, а использование средств страхового фонда напрямую связано с наступлением и последствиями страховых случаев.

Характерными признаками страхования являются:

1) вероятностный характер отношений - поскольку наступление страхового случая невозможно определить заранее, как невозможно предусмотреть и размер причиненного ущерба;

2) замкнутый характер перераспределительных отношений. Так, возмещение ущерба в результате наступления страхового случая осуществляется из средств денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов участников;

3) возвратность средств страхового фонда. Отмечая такую характерную черту страхования, следует иметь в виду, что она относится не ко всем его видам. Большая часть взносов возвращается при страховании жизни (достижение застрахованным определенного возраста). Это возврат взносов, имеющий обязательный характер. При страховании от несчастных случаев и при многих других видах страхования выплаты страхового возмещения или страхового обеспечения происходят только при наступлении страхового случая и в размерах, установленных законодательством или договорами.

Сущность страхования органично связана с его функциями. Страхование имеет как общие, свойственные финансам функции, так и специальные, к которым относятся:

1) функционирование специализированного страхового фонда. Создание такого фонда обеспечивает исполнение обязательств по страхованию. При этом законодательство допускает образование в страховых компаниях системы резервных фондов и фондов предупредительных мероприятий, как в обязательном, так и в добровольном порядке. Средства страховых резервных фондов используются исключительно для осуществления страховых выплат и могут быть инвестированы или иным образом размещены в установленном порядке. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты других уровней бюджетной системы РФ;

2) предупредительная функция. В целях обеспечения защиты интересов граждан и юридических лиц страховые организации принимают меры по предупреждению наступления страховых случаев или уменьшению их негативных последствий. Меры по предупреждению страхового случая и минимизации его ущерба носят название превенции. Реализуя эту функцию, страховщик образует особый денежный фонд предупредительных мероприятий, источником формирования которого служат отчисления от страховых платежей. Финансирование мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев способствует развитию различных отраслей экономики (электроники, гидрометеорологии, строительства и др.);

3) восстановительная функция. Возмещение причиненного ущерба физическим и юридическим лицам осуществляется в соответствии с условиями договора страхования или закона. Право на возмещение ущерба имеют те лица, которые являются участниками формирования страхового фонда, а также установленные законодательством отдельные категории граждан[1]. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми организациями в соответствии с договором и регулируется государством. Посредством этой функции экономически обеспечивается страховая защита и получает объективную реализацию основная цель страхования;

4) защитная функция. Данная функция вытекает из сущности страхования, поскольку оно в первую очередь направлено на обеспечение защиты интересов государства в целом, государственных и муниципальных образований, а также граждан и юридических лиц.

В научной литературе выделяют и другие функции страхования, такие, как сберегательная (накопительная), инвестиционная и др. Это связано с расширением экономического потенциала страхования как элемента финансовой системы государства, увеличением объема и видов страховых услуг, с одной стороны, и повышением заинтересованности физических и юридических лиц в материальном обеспечении защиты своих прав - с другой.

 

3. Страховая деятельность: понятие, государственное регулирование и надзор. Порядок лицензирования страховой деятельности

Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием (ст. 2 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в РФ»[2]).

Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования. Страхование выделяется в специальную отрасль законодательства и административного надзора. Государственное регулирование страхового рынка осуществляется посредством специальной политики, принятия отдельных законов, закрепляющих порядок и условия страхования, рассмотрения возникающих споров, а также устанавливающих с учетом интересов граждан и юридических лиц обязательные виды страхования.

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Задачами организации страхового дела являются:

- проведение единой государственной политики в сфере страхования;

- установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Государственное регулирование страховой деятельности должно быть направлено на выполнение названных выше задач и обеспечение эффективного контроля страхового сектора. Разработка единой государственной политики в сфере страхования является одной из основных задач Министерства финансов РФ.

На Министерство финансов РФ возложены следующие обязанности: реализация государственной политики в сфере страхования, регулирование деятельности субъектов и участников страхового рынка, обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективное развитие страхового дела, установление требований финансовой устойчивости страховщиков, а также формы учета и отчетности

В целях контроля соблюдения страхового законодательства, предупреждения и пресечения его нарушений, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела государство осуществляет надзор за деятельностью субъектов страхового дела.

Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства и включает в себя:

1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.

До 2011 года таким органом была Федеральная служба страхового надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ.

Указом Президента РФ от 4 марта 2011 г. № 270 «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации»[3] Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам России.

В связи с этим устанавливается, что Федеральная служба по финансовым рынкам России осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Закреплены ее основные полномочия в данной области.

Так, основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам России в сфере страховой деятельности (страхового дела) являются:

1) контроль и надзор за:

- соблюдением субъектами страхового дела (страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами и страховыми актуариями) страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;

- выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства в пределах компетенции Службы;

- предоставлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензий, сведений о прекращении их деятельности или ликвидации;

- достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;

- обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, квот на перестрахование, нормативного соотношения собственных средств страховщика и принятых обязательств;

- составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;

- выдачей страховщиками банковских гарантий;

- соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части, относящейся к компетенции Службы;

- исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации;

- деятельностью временной администрации страховой организации;

2) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий (аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий) субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;

3) проведение аттестации страховых актуариев;

4) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;

5) получение, обработка и анализ отчетности и иных сведений, предоставляемых субъектами страхового дела;

6) выдача в соответствии с законодательством РФ предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

7) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

8) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора и другие полномочия.

Лицензированием страховой деятельности на территории Российской Федерации занимается Федеральной службы по финансовым рынкам России.

Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, перечень которых установлен ст. 32 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

Для получения лицензии должны быть соблюдены квалификационные требования, предъявляемые к руководству субъектов страхового дела. Так, руководитель страховой организации и главный бухгалтер обязаны иметь гражданство РФ, высшее экономическое или финансовое образование, а также стаж работы в сфере страхования и по специальности не менее двух лет.

Аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случае:

- непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии;

- установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.

Лицензия на осуществление страхования выдается без ограничения срока ее действия. В ряде случаев может быть выдана временная лицензия на срок не более чем три года с последующим ее продлением. Лицензия не подлежит передаче другим лицам.

Основанием для прекращения страховой деятельности субъекта страхового дела является решение суда, а также решение органа страхового надзора об отзыве лицензии, в том числе принимаемое по заявлению субъекта страхового дела.

Федеральной службы по финансовым рынкам России решение об отзыве лицензии принимается:

- при осуществлении страхового надзора;

- в случае неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

- в случае, если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

- иных предусмотренных федеральным законом случаях;

- по инициативе субъекта страхового дела - на основании его заявления в письменной форме об отказе от осуществления предусмотренной лицензией деятельности.

Со дня вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии субъект страхового дела не вправе заключать договоры страхования, договоры перестрахования, договоры по оказанию услуг страхового брокера, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела в соответствующие договоры.

Помимо лицензирования Министерство финансов РФ утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Эти активы должны удовлетворять условиям диверсификации[4], возвратности, прибыльности и ликвидности.

Федеральная служба по финансовым рынкам России и ее территориальные органы имеют право проводить проверку деятельности субъектов страхового дела, а при обнаружении нарушений страхового законодательства выдавать предписания. Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений.

В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, при уклонении от получения предписания, а также при неисполнении требований правил размещения страховых резервов действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, определенном органом страхового надзора. Ограничение действия лицензии означает запрет на осуществление отдельных видов страхования, приостановление - запрет на осуществление страховой деятельности.

Субъекты страхового дела также обязаны представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении и по запросу органа страхового надзора - сведения, необходимые для осуществления ими страхового надзора. Кроме того, страховые организации обязаны опубликовывать годовые бухгалтерские отчеты в средствах массовой информации после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в этих отчетах сведений.

В случае неоднократного нарушения законодательства Федеральная служба по финансовым рынкам России имеет право ограничить, приостановить или аннулировать лицензии страховой организации.

Определенные функции по страховому надзору могут быть возложены и на иные специальные органы. Так, в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[5] образуется Агентство по страхованию вкладов. Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией и осуществляющей обеспечение функционирования системы страхования вкладов. В полномочия Агентства входит ведение реестра банков, сбор страховых взносов и контроль за их поступлением, обращение в Банк России с предложениями о применении к банкам мер ответственности за нарушение законодательства, определение порядка расчета страховых взносов и др.

В целях усиления страхового надзора и повышения его эффективности Министерство финансов РФ взаимодействует с различными органами (Министерством внутренних дел, Министерством транспорта РФ, государственными внебюджетными фондами, Федеральной антимонопольной службой и др.), а также с профессиональными объединениями страховщиков. В связи с активизацией сотрудничества Российской Федерации и Европейского союза, а также предполагаемым вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) возникнут дополнительные задачи в системе развития взаимоотношений российского и международного страховых рынков.

Поддержка национальной системы страхования, защита интересов российских субъектов страхового дела в условиях резкого усиления конкуренции субъектов страхования (особенно со стороны американских, немецких и английских страховых компаний) является одним из главных направлений в государственном регулировании страхования.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и правовые основы страхования | Страховое правоотношение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.