Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционные правоотношения




Принципы инвестиционного права и инвестиционной деятельности (как института финансового права)

Инвестиционная деятельность как институт финансового права

Инвестиционное право - подотрасль финансового права, регулирующая общественные отношения в области консолидации, движения, использования, возврата централизованных и децентрализованных фондов (собственных или привлеченных инвестором) денежных средств и иных активов в целях извлечения инвестиционного дохода.

Предметом инвестиционной деятельности как института финансового права, в свою очередь, являются отношения по аккумулированию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств - имеющих особую финансовую специфику, состоящую в их инвестиционном предназначении.

Другим ключевым критерием отраслевого деления норм права является метод правового регулирования, который включает в себя набор приемов и способов регулятивного воздействия на общественные отношения. Метод правового регулирования инвестиционной деятельности не является самостоятельным методом, а использует метод правового регулирования финансового права. Это своеобразное сочетание императивных и диспозитивных норм права, где явный приоритет отдается императивному методу, методу государетвенно-властных предписаний.

Можно выделить следующие субинституты инвестиционного права (как комплексной подотрасли российского права):

- правовое регулирование инвестиций в форме капитальных вложений (прямые инвестиции);

- правовое регулирование инвестиционных операций на финансовых рынках (портфельные инвестиции, арбитражные операции);

- правовое регулирование специальных форм кредитования, таких как синдицированный, субординированный кредиты;

- правовое регулирование специальных форм финансирования (лизинговые, факторинговые и форфейтинговые операции);

- правовое регулирование иностранных инвестиций;

- правовое регулирование коллективных инвестиций (общие фонды банковского управления, паевые и акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, кредитные кооперативы, общества взаимного страхования);

- правовое регулирование инвестиций в недропользование и раздела продукции;

- правовое регулирование инвестиционной деятельности в строительстве.

Источниками инвестиционного права являются объективные формы, в которых нашло выражение данное правовое направление.

Главенствующая роль в инвестиционном праве, как и в российском праве в целом, принадлежит законам как нормативным актам, обладающим высшей юридической силой.

Особую роль в системе источников инвестиционного права играют нормы Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает законодательные основы инвестиционной деятельности, правового режима инвестирования на территории Российской Федерации и основы правового статуса инвестора.

Отдельные статьи Конституции РФ обеспечивают единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых потоков, свободное использование имущества и иных результатов инвестиционной деятельности, регулируют права и обязанности инвесторов, а также охрану частной собственности инвесторов.

Конституция РФ координирует международные внешнеэкономические связи РФ, определяет порядок заключения инвестиционных международных договоров и соглашений.

Отдельные вопросы осуществления иностранных инвестиций закреплены в конституциях субъектов РФ.

Гражданский кодекс РФ устанавливает основные организационно-правовые формы (ООО, ОДО, ЗАО, АО, ИП), при помощи которых субъекты инвестиционной деятельности могут осуществлять инвестирование. Гражданский кодекс РФ также приводит определение международного правового статуса иностранного инвестора, устанавливает основные виды объектов гражданских прав, денег, ценных бумаг, иных материальных и нематериальных вещей, которые могут быть использованы в качестве инвестиционного ресурса.

Налоговым кодексом РФ регулируются правоотношения, связанные с порядком налогообложения различных видов и форм инвестиционной деятельности, особенностями налогообложения иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, за исключением случаев, когда иной порядок закреплен международными актами, а также надзорные и фискальные функции· налоговых органов в отношении инвесторов.

Таможенный кодекс РФ регулирует правила внешнеэкономической деятельности и режим пересечения таможенной границы РФ при осуществлении инвестиционной деятельности.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусмотрено право субъектов РФ принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие инвестиционные правоотношения на территории соответствующих субъектов. В связи с этим указанные акты также относятся к источникам инвестиционного права.

Подзаконные акты по отношению к законам играют вспомогательную роль и предназначены развивать положения законов, конкретизировать их применение, и в совокупности эти источники являются инвестиционным законодательством.

Источниками инвестиционного права являются нормативные акты исполнительных органов РФ, а именно Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов России, Федеральной службы по финансовым рынкам России и других органов исполнительной власти. Особое место занимают акты Федеральной службы по финансовым рынкам России - ведущего регулятора осуществления инвестиционной деятельности на фондовом рынке России.

Акты органов местного самоуправления, международно-правовые акты также являются источниками инвестиционного права.

Важными источниками инвестиционного права являются международно-правовые акты. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (1965 г.) заложила основы деятельности Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Положениями Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 г.) была сформирована система стимулирования инвестиций при помощи их международного страхования. Конвенция о защите прав инвесторов (1997 г.) позволила унифицировать инвестиционное законодательство стран СНГ, закрепила понятия инвестора и инвестиций, установила благоприятный режим взаимного инвестирования между Российской Федерацией и странами СНГ.

Действующая нормативная база инвестиционной деятельности постоянно совершенствуется и дорабатывается с учетом существующих реалий.

Принципами инвестиционного права (в том числе инвестиционной деятельности как института финансового права) являются фундаментальные основы построения и функционирования инвестиционных правоотношений, они являются базовыми началами всего инвестиционного процесса.

К основополагающим принципам инвестиционного права можно отнести следующие:

1. Принцип государственного регулирования заключается в том, что организация инвестиционной деятельности является приоритетной сферой интересов государства, которое посредством публично­правового метода воздействия реализует инвестиционную политику в интересах государства, общества, личности. Данная функция осуществляется государством через систему федеральных органов общей и специальной компетенции, а также органами субъектов РФ.

Принцип свободы осуществления инвестиционной деятельности заключается в праве инвестора самостоятельно определять процесс инвестирования, форму и методы инвестирования, а также объемы инвестиций, сферу их направления.

Принцип справедливости и юридического равенства участников инвестиционной деятельности. Данный принцип является универсальным и проявляется в соразмерности между вкладами (участием инвесторов) и получаемым ими доходом. Полученные доходы (дивиденды) должны быть пропорционально распределены между всеми участниками инвестиционного процесса. Данный принцип закреплен в ст. 5 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-I «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»[16], где определяется равенство прав всех инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности. Юридическое равенство при этом распространяется на всех участников инвестиционного процесса, за исключением государства.

Принцип плановости, главным объективным проявлением которого является финансовый план инвестора - это его смета и баланс (в экономическом смысле).

Принцип стабильности условий хозяйствования базируется в целом на стабильности и единстве всей государственно-правовой системы Российской Федерации и в частности на законодательстве, регулирующем осуществление предпринимательской деятельности в России.

Государство нормативно закрепило единство условий хозяйствования на всем экономическом пространстве Российской Федерации нормами Конституции РФ, федеральными законами, имеющими высшую юридическую силу. Посредством стабильности системы законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, достигаются стабильные условия хозяйствования как непременного условия осуществления инвестиционной деятельности.

Принцип недопустимости распространения закона, ухудшающего положение инвестора, на длящиеся правоотношения. В первую очередь это касается среднесрочного и долгосрочного инвестирования, поскольку для реализации отдельных инвестиционных проектов может потребоваться не один год, а десятилетие и более. Особенно актуальна для потенциальных инвесторов стабильность налогового законодательства.

Принцип защиты инвестиционной деятельности заключается в правой защите самих инвестиций, а также законных прав и интересов инвесторов. Это наиболее актуально для среднесрочных и долгосрочных инвестиций. Интересы инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности состоят в сохранности инвестиционных ресурсов, получении преференций, прибыли, информации, обеспечении возвратности инвестиций.

Для инвестиционного права свойственны и другие принципы:

- непротиворечивости и ясности актов налогового законодательства;

- определенности, пропорциональности и соразмерности налогообложения;

- взаимовыгодности инвестиций;

- свободы выбора инвестиционного объекта и др.

Инвестиционные правоотношения имеют самостоятельный субъектный состав. Субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, инвестиционные посредники, такие как банки, биржи, страховые, инвестиционные компании, инвестиционные консультанты и их объединения, иные участники инвестиционной деятельности.

Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

Инвесторами выступают субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций.

Инвесторами могут выступать:

- государство, субъекты Федерации, местные администрации в лице своих органов;

- иностранные государства, органы иностранных государств;

- международные и межправительственные организации;

- национальные юридические лица и индивидуальные предприниматели, их объединения;

- некоммерческие и общественные организации;

- иностранные юридические лица и их объединения, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами;

- иностранные граждане, граждане РФ, лица без гражданства.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами) осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними.

В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с действующим на территории РСФСР законодательством.

Получатель инвестиций является другим субъектом инвестиционных правоотношений и во многих случаях выступает их инициатором.

Получателями инвестиций в Российской Федерации могут выступать:

- государство, субъекты Российской Федерации, местные администрации;

- хозяйственные общества и индивидуальные предприниматели.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории Российской Федерации, или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства.

С точки зрения финансово-правовой науки инвестиционные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права особые общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и вложения денежных фондов инвесторов, управления ими и последующего контроля за их использованием. Эти отношения всегда возникают по поводу движения финансов и обусловлены государственной финансовой политикой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.