Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика структурных компонентов ВСШ

Краткий историко-педагогический экскурс в проблему ВСШ.

(см.: учебно-методическое пособие Н.С.Даведьяновой, М.В.Назаровой, Приложение 7, с. 63).

Какие цели и задачи решаются в процессе создания и развития ВСШ:

- формирование в учебном процессе и внеклассной работе целостной научной картины мира, которую дети дополняют из окружающей среды;

- формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

- приобщение к культурным ценностям (общечеловеческим или религиозным) и формирование адекватного поведения;

- формирование креативности как черты личности;

- формирование личностного Я, его самосознания; помощь ребенку в самореализации.

 

Субъекты ВСШ: дети и взрослые. Важное условие эффективности ВСШ - объединение детей и взрослых в коллектив – ядро ВСШ. При этом школьный коллектив – это дифференцированное единство разных по своим функциям первичных объединений детей, педагогов, родителей (клубы, классы, трудовые бригады, кружки, секции, студии и др.)

 

Деятельность (не всякая деятельность является системообразующей). Она должна быть творческой, целенаправленной, личностно значимой и результативной. Игра, учение и труд как виды деятельности всегда имеют предметный результат, а общение может его не иметь.

Игра – способность к свободному проявлению и развитию самодеятельности. Традиционные игровые формы – творческие комплексные праздники: День Учителя, День Именинника, День Открытых Дверей, День Взросления, День девочек (мальчиков), «Юморина», День погружения в ….(учебные предметы), Недели любимых литературных героев, Неделя необязательных знаний….

Учение. Г лавная задача – повысить уровень субъектности школьника и развить его творческий потенциал. Большую роль играет следующее: эмоциональная поддержка учителя, его интерес к внутреннему миру ребенка, роль учителя как образца и фактора постоянной помощи, поддерживающего мотивацию учения; отношения соученичества между детьми; гуманитаризация обучения; творчество (достраивание, завершение учебного материала, раскодирование связей и блоков в процессе поиска и додумывания, т.е. проблемное обучение); эстетизация обучения, преодоление «минусов» классно – урочной системы через внутриклассную групповую работу, диалогичность взаимодействия «учитель-ученик», «ребенок - ребенок»; повышение роли семьи (помощь дома + включение в учебный процесс школы).

Труд - это совокупность физических, интеллектуальных, душевных усилий, в которых личность воспитанника выражает и обогащает себя посредством осознанного создания социально-значимых ценностей (при этом актуализируются внешние и внутренние параметры трудовой деятельности). Труд - носитель человеческой культуры, он вводит ребенка в социально-экономическое окружение школы, в производственную среду. Все виды труда в школе обычно называют общественно-полезным трудом. Он состоит из производительного и обслуживающего труда.

Отношения гуманные: на основе свободы выбора, добровольности деятельности, взаимного уважения, терпимости, личной ответственности, взаимопомощи, соучастия, сорадования…..

В рамках системы предусматриваются так называемые «зоны свободного развития», побуждающие участников к творческому поиску. Кроме того, педагогу необходимо каждый фрагмент школьной жизни превращать в воспитывающую ситуацию. «Воспитывающая ситуация» - такая совокупность обстоятельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно и целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки. Например, «ситуация авансирования доверием» у А.С.Макаренко, ситуация творчества у В.А.Караковского, ситуация свободы выбора, ситуация новичка, ситуация конфликта, ситуация успеха, ситуация соотнесения (сравнения) и др.

Управление. Его функции:

· моделирование ВСШ;

· организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых, ориентирование на культурные, духовно-нравственные ценности;

· корректировка возникающих отношений;

· рациональное использование воспитательного потенциала среды,

Важен личностный аспект управления. Поскольку цель ВСШ – личность развивающегося человека, значит надо эффективно управлять процессом взаимодействия системы и личности. Этот аспект управления требует оптимального включения личности в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, создания ситуаций, побуждающих к рефлексии, самопознанию, самореализации. Этапы развития ВСШ сформулированы в соответствии с «законом движения коллектива» (А.С.Макаренко).

Этапы развития ВСШ:

1. Этап становления.

2. Этап более или менее стабильного развития, отработка содержания деятельности и структуры системы.

3. Завершающий: выход на новое качественное состояние, интенсивный процесс педагогизации ученической среды.

4. Обновление и перестройка (может приобретать характер кризиса).

 

4. Панорама ВСШ Владимирской области и г.Москвы (школа № 825 и «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского).

См. Приложение 8 и Приложение 10 в учебно-методическом пособии Н.С.Даведьяновой и М.В.Назаровой, с. 64-75.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Інтелектуальні почуття | Результат
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.