КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление
Технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев Материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, сквозными материальными потоками. * _________________________________________________ * В настоящее время в Российской Федерации за практической деятельностью по управлению материальными потоками начинает закрепляться название «логистика» вне зависимости от того, насколько эта деятельность соответствует логистической идее.
2. Скоробогатова Т.Н. Логистика: Учебное пособие: 2-е изд.– Симферополь: ООО «ДиАйПи», 2005.– стр. 5 -7
1.Понятие и аспекты логистики
―Logistics‖ – современный англо-русский словарь дает перевод: 1) материально-техническое обеспечение; 2) организация и осуществление работы тыла, тыл и снабжение. Действительно, развитие логистики происходило в двух направлениях. Первое направление само по себе разноплановое. Древние греки понимали под логистикой искусство выполнения расчетов (греческое ―logistice‖ – искусство вычислять, рассуждать). По свидетельству Архимеда в Древней Греции было 10 логистиков. В Древнем Риме под логистикой понимали распределение продуктов. Немецкие философы 17-18 веков называли логистикой математическую логику (представитель Лейбниц). Термин закрепили на конференции в Женеве. Второе направление связано с войсковой логистикой. О войсковой логистике в Византийской империи: ―Делом логистики является удерживать армию, надлежащим образом вооружать и организовывать, снабжать войсковыми средствами, своевременно и полно удовлетворять потребности, каждый поход готовить. Это значит рассчитывать время и пространство так, как и оценивать силу противника.‖ В начале 19-го века получил известность труд по логистике французского военного специалиста А. Жомини, который определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск. Широкое признание получила логистика после наполеоновских войн. Новый этап в развитии военной логистики наступил во время
второй мировой войны, когда логистические подходы стали применяться в американской армии. Первоначально логистику определяли как: 1) новое направление в организации движения грузов; 2) теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах; 3) совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами; 4) интеграция процессов производства и транспортировки; 5) процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления; 6) производственная инфраструктура; 7) форма управления физическим распределением продукта; 8) эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления; 9) наука о рациональной организации производства и распределения; 10) новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками. В настоящее время под логистикой понимается наука об управлении материальными, а также связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в определенной системе. Логистику рассматривают в 3-х аспектах, т.е. как 1) многостадийный хозяйственный процесс, включающий: - складирование готовой продукции у предприятий-изготовителей; - перевозку товаров, перегрузку их с одного вида транспорта на другой при смешанных перевозках; - складирование и хранение товаров в системе посреднических предприятий и организаций оптовой торговли;
- разгрузку, приемку товаров у конечных потребителей, в том числе в системе розничной торговли; 2) систему управления, объединяющую: - управляющую систему (подразделения аппарата управления предприятий-поставщиков и потребителей, коммерческо-посреднические, торговые и транспортные организации, координирующие органы государственного управления); - управляемую систему, т.е. отдельные логистические объекты (склады, транспортные средства и др.) и потоки; 3) экономическую науку, основанную на экономике, планировании и организации материально-технического снабжения. Связана с экономикой транспорта и экономикой торговли. На рисунке 1.1. показаны элементы логистики: Рис.1.1. Элементы логистики
3. Корсаков А.А. ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ: Учебное пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2005. - стр. 6 -10 Тема 1. Понятие и сущность логистики
1.1. Понятие логистики Термин «Логистика» с языковедческих позиций имеет такие греческие корни, как lo- gos (разум), logismos (расчет, раздумье, план), logo (думать, рассуждать), logistika (искус- ство проведения расчетов). Военное развитие. Исторически логистика развивалась как военная дисциплина. Первые упоминания были в IX веке нашей эры (Византия): логистика в этот период оз- начала, в основном, четкую, слаженную работу тыла по обеспечению войск всем необ- ходимым.
В России в середине прошлого века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 году, под логистикой понималось искусство управления перемещением войск как вдали, так и вблизи от неприятеля, ор- ганизация их тылового обеспечения.
Логистический подход широко применялся во время Второй мировой войны, осо- бенно американской армией. В словарях того времени логистика переводилась на русский как тыл и снабжение; материально техническое обеспечение. Экономическое развитие. Термин логистика известный до недавнего времени лишь узкому кругу специалистов, сегодня получает широкое распространение. Основная при- чина заключается в том, что логистика начала использоваться в экономике.
Экономическая логистика – научно-практическое направление изучения хозяй- ствования.
Развитие логистики в экономике приходится на 60–70-ые годы и связано с достиже- нием в области коммуникационных технологий, что позволило в целом взглянуть на сис- темы движения продукции. Это, в свою очередь, позволило выявить огромные потери, до- пускаемые в традиционных схемах управления материальными потоками. Несмотря на определенные различия, в понятии «логистика», которые возникают между военным и экономическим подходом, выделяют общий признак: согласованность, рациональность и точный расчет. Математическое развитие. Это исключительно научное направление развитие логи- стики. Начало этому направлению положил немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц, живший в XVII – начале XVIII веков. Он называл логистику экономической логикой. Этот термин был официально закреплен на философской конфе- ренции в Женеве в 1904 году. В отечественных Энциклопедиях XX века термин «логисти- ка» также трактуется как математическая логика.
В настоящее время математическая логистика применяется, как один из возмож- ных методов решения задач экономической логистики.
Логистика происходит от термина «логичный», то есть вполне закономерный, ра- зумный, последовательный. Исходя из этого, существует много определений логистики. 1. Доктор Штабенау, председатель правления Немецкого федерального правления по логистике считает, что «логистика – это основная функция управления и контроля мате- риалов как внутри фирмы, так и вне ее». Выражение «функция управления и контроля» – некорректно, так как термин «управление» включает в себя четыре функции: планирование, контроль, анализ и регу- лирование; в рыночной экономике фирма может «управлять и контролировать материа- лы» только в своей внутренней среде. 2. Проф. Гордон, в тезисах доклада «Логистика и комплексное управление товаро- движением» дает такое определение: «логистика – научные разработки и хозяйственная практика по координации складирования и транспортного обслуживания». Определение неоправданно обобщено. 3. К.э.н. Федоров, в тезисах доклада «Логистика в капиталистических странах», дал такое определение: «логистика – новое направление научно-практической деятельности, характеризующее в целом управление материальными потоками и соответствующими ин- формационными потоками». Данное определение корректно, хотя и является не прямым, а косвенно- расширительным определением понятия логистики. 4. Тот же к.э.н. Федоров определяет логистику как: «искусство и науку менеджмента, техники и технической деятельности, направленные на выполнение требований планиро- вания, обеспечения и сохранения вспомогательных средств для поддержки целей, планов и операций». Данное определение далеко выходит за пределы понятия «логистика». Наиболее короткое и полное определение звучит так:
Логистика – теория и практика управления материальными и связанными с ними информационными потоками.
1.2. Предпосылки развития логистики Логистический подход к управлению материальными потоками известен давно. Од- нако экономикой в достаточно широком масштабе он был востребован сравнительно не- давно. Это обусловлено как факторами, внешними по отношению к системам управления материальными потоками, так и развитием самого логистического подхода. К внешним факторам следует отнести: 1) переход от рынка продавца к рынку покупателя; 2) усиление конкуренции; 3) энергетический кризис 70-х годов; 4) достижения Научно-Технического Прогресса; 5) компьютеризацию управления материальными потоками. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Начнем с развития конкуренции, вы- званного переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 60-х годов в стра- нах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не прида-
вали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения продукции, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увяз- ки друг с другом. Не было системы товародвижения. Невнимание к товародвижению объяснялось тем, что основа конкурентоспособности товара закладывалась на стадии производства. К началу 60-х годов в производстве был исчерпан потенциал конкурентоспособно- сти. Это, в свою очередь, привело к развитию нетрадиционных для того времени путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше вни- мания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределе- ния, не требовало таких больших дополнительных капиталовложений, как, например, раз- работка и выпуск нового товара, однако могло обеспечить высокую конкурентоспособ- ность поставщика за счет снижения себестоимости продукции и повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производ- ства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся стало обеспечивать участникам кон- курентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс. Одна из предпосылок развития логистики заключается в том, что поставщики, ис- пользующие логистические методы работы, могут гарантировать поставку «точно в срок» нужного количества товара необходимого качества, представляя для потребителя гораздо большую ценность. Таким образом, конкурентоспособность применяемых логистический подход компа- ний обеспечивается за счет снижения себестоимости товара, повышения надежности и ка- чества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелки- ми партиями, то есть способность управлять материальным потоком). Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономии- ке – энергетический кризис 70-х годов. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Возможности логистики возросли вместе с дости- жениями Научно-Технического Прогресса: компьютеризация управления логистическими процессами позволяет повысить эффективность средств труда для работы с материальны- ми и информационными потоками. Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации, обеспечили мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне целых территорий. Стало возможным осуществление контроля всех этапов движения товара от сырья до конечного потребителя.
1.3. Актуальность логистики Актуальность обусловлена потенциальной возможностью повышения эффективно- сти функционирования материалопроводящих систем с помощью планирования. Многие разработки в России непосредственно включали в себя элементы логистической науки. Но эти разработки были недостаточно связаны между собой, не имели объединяющей осно-
вы, не осуществлялись в рамках целостной науки о материалопотоках. В условиях пере- хода к рыночным отношениям единые системы нормативов материально-технической ба- зы теряют свое прежнее значение: каждый субъект хозяйствования самостоятельно оце- нивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области ло- гистики, владеет ее методами. Это связанно с тем, что логистика – согласованность дейст- вий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчет, спо- собность отбросить из системы все лишние. Возникает вопрос: почему именно сейчас логистика стала столь актуальна? Это произошло из-за нескольких факторов: 1) экономического, 2) информационного, 3) тех- нического. 1) Сейчас основной приоритет компании – поиск возможностей сокращения произ- водственных затрат и издержек обращения в целях увеличения прибыли фирмы и роста качества, оказания комплекса услуг потребителю. Поэтому в условиях развития рыночных отношений принцип «расчет + выгода + потребитель» ведет к росту важности логистики. 2) Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку предметом, средством и составляющей логистических процессов являются информацион- ные потоки. 3) Технический фактор проявляется в том, что логистика как система управления, ее субъекты и объекты развиваются на основе совместных технических достижений в транс- портно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютериза- ции управления), обеспечивающих решающий успех на товарных рынках. Большое значение для актуальности логистики приобретает необходимость государ- ственной поддержки процессов товародвижения. Это применимо и эффективно использу- ется не только на уровне предприятий и организаций-участников процесса товародвиже- ния, но и в масштабах деятельности региональных и федеральных органов управления. Следовательно, внедрение логистических подходов в управление товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связанно с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с дина- мичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предпринимателями и организациями сопряженных отраслей.
1.4. Этапы развития экономической логистики В современной экономике выделяют три этапа развития логистики. Первый этап – 60-е годы, характеризуется использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. Этот период характеризуют два ключевых положения: 1. Материальные потоки в производстве это само по себе, а материальные потоки при хранении и транспортировки – это другая единая система управления. 2. Интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
На этом этапе развития логистики транспорт и склад начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою
очередь, характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса. Главное преимущество этого метода в том, что весь материальный поток разбит на составляющие, так как при решении специфических задач требуются иные методы, а так же иная подготовка специалистов. Второй этап в развитии логистики приходится на 80-е годы XX века. С точки зрения развития логистики 80-е годы характеризуются следующем: • быстрый рост стоимости физического распределения; • рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистически- ми процессами; • долгосрочное планирование в области логистики; • широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логи- стическими процессами; • централизация физического распределения; • резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях; • четкое определение действительных издержек распределения; • определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения мате- риального потока до конечного потребителя. Этот этап характеризуется тем, что производство рассматривают вместе с хранением и транспортировкой, что позволяет: • сократить запасы; • повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения за- казов; • улучшить использование оборудования. Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим: 1. современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохож- дение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять контроль всех этапов движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя; 2. развиваются отрасли, связанные с оказанием услуг в области логистики.
! Вы узнали о том, что исторически логистика развивалась как военная дисциплина - военное развитие. Экономическое развитие логистики следует рассматривать как научно-практическое направление изучения хозяйствования. Научным направлением логистики является математический подход, который рассматривает применение математических методов для решения задач логистики.
!! Можно выделить четыре этапа совершенствования логистики:
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |