КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Налоговые споры и защита прав налогоплательщиков
Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм Зачет и возврат излишне уплаченного налога (сбора) или пени и штрафа. Такая операция производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты им налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Если обнаружены факты, свидетельствующие о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Сумма излишне уплаченного налога может быть: 1) направлена на погашение недоимки, пеней; 2) зачтена в счет предстоящих платежей фискальнообязанного лица по этому же или иным налогам; 3) возвращена фискальнообязанному лицу. Зачет и возврат излишне взысканного налога (сбора) и пени и штрафа. Правила зачета и возврата сумм налога (сбора), пени и штрафа применяются в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога (сбора) или пени, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта. По общему правилу излишне взысканная сумма денежных средств подлежит возврату налогоплательщику. Однако при наличии у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням и штрафам, причитающимся по тем же налогам и сборам, возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени и штрафа по ним должен осуществляться в срок, установленный законодательством. Действующим законодательством (в частности, положениями отдельных глав части второй НК, например гл. 25.3 НК «Государственная пошлина») предусматриваются некоторые дополнения к порядку возврата и зачета излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм по конкретным налогам и сборам.
Право и порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц. Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом. Рассмотрение жалоб поданных в суд.
Налоговый спор — это юридическая ситуация, в основе которой лежат разногласия между налогоплательщиками (налоговыми агентами), с одной стороны, и государственными органами и их должностными лицами — с другой, возникающие по поводу правильности применения норм налогового права. При этом инициаторами такого спора могут выступать как налогоплательщики (например, обжалование действий должностного лица налогового органа), так и налоговые органы (к примеру, когда применение мер принуждения в отношении налогоплательщика возможно как во внесудебном порядке, так и на основании судебного решения). Естественно, стороны такого спора изначально находятся в неравных положениях, поэтому для целей демократичности налоговой системы в законодательстве в первую очередь специально регламентируются организационные и правовые гарантии прав и законных интересов фискальнообязанных лиц. Понятие и способы защиты прав налогоплательщиков. Важнейшей государственной функцией является охранительная. Одно из основных условий демократичности налоговой системы государства (и государства в целом) -наличие организационных и правовых гарантий защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов как субъектов налогового права. При этом организационными гарантиями такой защиты выступают специальные институты защиты права (судебные и административные), а правовыми — наличие соответствующей правовой базы для защиты прав налогоплательщиков. Поэтому, с одной стороны, под защитой прав налогоплательщиков понимается система юридических и организационных гарантий соблюдения установленных национальным и международным правом прав и законных интересов налогоплательщиков и налоговых агентов как субъектов налоговых правоотношений, функционирование которой призвано обеспечишь соразмерность ограничения прав конкретного налогоплательщика и интересов общества в целом, или элемент юридической налоговой конфликтологии. С другой — под защитой прав налогоплательщиков понимаются конкретные действия участников налоговых правоотношений, их представителей, направленные на обеспечение своих интересов в процессе налоговых споров. Различают два способа (вида) защиты прав налогоплательщиков: административный и судебный. До 1 января 2009 г. по общему правилу административный порядок защиты прав налогоплательщиков не являлся обязательной досудебной процедурой. Налогоплательщики могли использовать указанные способы защиты своих прав параллельно. Это было обусловлено тем, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), как правило, не исключала права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В настоящее время предусмотрено новое правило для обжалования решений о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений или решений об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, не вступивших в силу, - они могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящий налоговый орган путем подачи апелляционной жалобы. Право на налоговое обжалование. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц регламентируется гл. 19 и 20 части первой НК. Каждое лицо имеет право обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия и бездействие должностных лиц налоговых органов, если, по мнению лица, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Например, могут быть обжалованы следующие ненормативные акты налоговых органов: 1)требование об уплате налога (сбора), пени и штрафа; 2)решение о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в кредитной организации, предусмотренное ст. 46 НК; 3)поручение о списании налога, сбора, пеней и штрафов со счетов налогоплательщиков в банке, предусмотренное ст. 46 НК; 4)решение налогового органа об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога (п. 6 ст. 64 НК); 5)решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке (ст. 76 НК); 6)решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика как способе обеспечения исполнения налоговой обязанности (ст. 77 НК); 7)решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (ст. 47 НК); 8)решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; 9)решения, принятые вышестоящими налоговыми органами по итогам рассмотрения первичных жалоб, и др. Могут быть обжалованы следующие действия должностных лиц налоговых органов, совершаемые в процессе налогового контроля: 1) изъятие документов и предметов с нарушением норм (п. 5 ст. 94 НК); 2) арест имущества с нарушением норм (п. 5 ст. 77 НК), и др. Как действие налогоплательщиком или налоговым агентом может быть обжаловано действие налогового органа по принудительному взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика, отказ в выдаче справки об отсутствии задолженности либо неправомерное отражение в справке сведений о задолженности. Как бездействие должностного лица налогового органа в рассматриваемом случае может обжаловаться, например, уклонение от возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора, пени и штрафа. Административный способ защиты прав налогоплательщиков осуществляется путем подачи на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица письменной апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа. При этом жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) как на решение, не вступившее в силу, так и на решение налогового органа, которое уже вступило в законную силу. Вначале рассмотрим первую ситуацию. Обычно такая жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается в трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Подается она в вынесший решение налоговый орган, который, в свою очередь, направляет ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган в течение трех дней со дня ее поступления. Жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть подана до момента вступления в силу обжалуемого решения. Вышестоящий налоговый орган, рассматривая жалобу, принимает решение, и вступление его в силу будет напрямую зависеть от характера принятого решения. В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящей инспекции, то решение последней вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если же вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу, изменит решение инспекции, ее решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом. Далее вступившее в силу решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Во втором случае жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается сразу в вышестоящий налоговый орган в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения. При этом исполнение обжалуемого акта или действия не приостанавливается. Хотя по заявлению лица исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены полностью или частично по решению вышестоящего налогового органа либо решением руководителя налогового органа, принявшего акт. Если налогоплательщик пропустил срок подачи жалобы и на то была уважительная причина, то по его заявлению срок может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом. Жалоба подается в письменной форме, подписывается заявителем и датируется. Жалоба должна содержать: наименование налогового органа, которому направляется жалоба; наименование заявителя жалобы (Ф. И. О., адрес); наименование налогового органа (Ф. И. О. должностного лица), акт (действия или бездействие) которого обжалуются; основания жалобы (например, доказательства, свидетельствующие о нарушениях, обстоятельства, вызвавшие необходимость защиты нарушенных прав заявителя); содержание требования налогоплательщика (налогового агента). Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может отозвать ее, написав соответствующее заявление. В этом случае повторная подача жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу не допускается. Повторная подача жалобы на тот же акт (действия или бездействие) в тот же налоговый орган (тому же должностному лицу) возможна только в том случае, когда при неизменном предмете обжалования (составе и характере содержащихся в жалобе требований) изменяются основания (факты, мотивы, обстоятельства и т.п.) такого обжалования. Жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок (со дня получения жалобы ее адресатом), но срок может быть продлен на 15 дней. Рассмотрение ее осуществляется заочно (т.е. без вызова на рассмотрение самого заявителя), вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом. По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) принимает одно из следующих решений: 1)оставляет жалобу без удовлетворения — в случае ее необоснованности; 2)отменяет акт налогового органа — такое решение возможно, например, если обжалуемый акт вынесен с нарушением процедурных норм (возможно, подписан ненадлежащим лицом), акт вынесен по неисследованным материалам, без достаточных оснований и др.; 3)отменяет решение и прекращает производство по делу о налоговом правонарушении — в случае, если дело о налоговом правонарушении по формальным причинам не подлежало возбуждению; 4)изменяет решение или выносит новое решение. Решение об изменении обжалуемого решения принимается в случаях, если вышестоящим налоговым органом были обнаружены выводы (часть выводов), частично не соответствующие обстоятельствам дела или нормам законодательства о налогах и сборах, а также в случае согласия с представленными заявителем новыми доказательствами, указывающими на частичную ошибочность выводов об обстоятельствах дела, сделанных нижестоящим органом в обжалуемом решении. В свою очередь, новое решение может быть вынесено вышестоящим налоговым органом, если все выводы и предписания не соответствуют обстоятельствам дела или нормам законодательства о налогах и сборах при полном и точном установлении обстоятельств дела органом, вынесшим обжалуемое решение. И, кроме того, орган, рассматривающий жалобу заявителя, согласен с новыми доказательствами, свидетельствующими о полной ошибочности выводов, содержащихся в обжалуемом решении, сделанных нижестоящей инспекцией об обстоятельствах дела. При этом, рассматривая жалобу на решение, налоговый орган вправе вынести следующие решения: 1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу — без удовлетворения; 2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; 3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу. При рассмотрении жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу. О принятом решении налоговый орган обязан в трехдневный срок со дня его принятия в письменной форме сообщить лицу, подавшему жалобу. Если же фискальнообязанное лицо не будет удовлетворено результатами внесудебного обжалования и решит обжаловать такое решение в судебном порядке, то в этом случае оно должно помнить о сроках обращения в суд. Данный срок исчисляется со дня, когда лицу стало известно о вступлении такого решения в силу. Судебный способ защиты прав налогоплательщиков. Судебное обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производят судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц. При этом на практике в суды могут направляться исковые заявления со следующими исковыми требованиями: 1) о признании недействительным полностью или в какой-либо части решения (постановления) налогового органа, в том числе: —решения налогового органа о привлечении лица к налоговой ответственности; —решения (постановления) о взыскании налога, сбора, пени и штрафа; —постановления о наложении ареста на имущество и др.; 2) о признании незаконными действий налогового органа и об обязании его прекратить соответствующие действия и восстановить положение, существовавшее до их совершения (например, признание незаконным действия налогового органа о регистрации лица, регистрации изменений и дополнений в учредительные документы); 3) о признании незаконным бездействия налогового органа (должностного лица) и об обязании его совершить определенные действия (к примеру, признается незаконным бездействие налогового органа по невозврату излишне взысканного (уплаченного) налога и инспекция обязывается произвести возврат суммы налога; признается незаконным нерассмотрение жалобы налогоплательщика на незаконные действия нижестоящего налогового органа); 4) о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа на списание в бесспорном порядке сумм налога, сбора, пени и штрафа за счет денежных средств налогоплательщика со счета в банке; 5) о возмещении убытков, причиненных неправомерными решениями и действиями (бездействием) налоговых органов (их должностных лиц и иных сотрудников) при исполнении ими служебных обязанностей (например, признание неправомерности действий инспекции при вынесении решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и обязывание налогового органа возместить убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета), и др. Такие исковые заявления рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами. Законом предусмотрена возможность приостановления судом исполнения обжалуемых актов, совершения обжалуемых действий по заявлению лица, подавшего исковое заявление.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |