Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки семьи




I.

Тенденции развития семейно-брачных отношений.

Сущность, структура и функции современной семьи.

Семья как важнейший социальный институт.

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ.


В развитии социологии семьи выделяют несколько этапов:

I этап - с античности до середины XIX в. В этот период доминировали умозрительные представления о семье. Основной формой признавалась моногамная семья.Ее считали прообразом общества, а само общество понималось как разросшаяся семья. Философы и историки, вплоть до Руссо, Кондорсе, Гегеля, Канта, выводили социальные отношения из семейных, не проводя сравнительно-исторического анализа.  
II этап - с серидины XIX в. до начала XX в. Здесь тон в изучении семьи задавали антропологи и этнографы. Они опирались на широкий эмпирический материал по изучению примитивных обществ, а также на сравнительно-исторический анализ. Умозрительные схемы уступили место конкретным фактам. На основе антропологических понятий формируется понятийный аппарат социологии семьи. Моногамный брак уступил место групповому браку. Активно изучаются различные системы родства. Разворачивается дискуссия по вопросу о соотношении патриархата и матриархата:  
1) Швейц. историк права Иоган Якоб Бахофен (1815-1887). Его труд "Материнское право" (1861) положил начало изучению истории семьи и проблемы матриархата. Он предположил, что моногамному браку предшествовали полигамные отношения между полами, а патриархату - период главенства женщин в жизни первобытного рода.

2) Шотл. адвокат Дж. Мак-Леннан (1827-1881). Рассматривая развитие семейной организации, он ввел в науку такие понятия, как эндогамия и экзогамия. По его схеме, семья прошла в своем развитии три ступени – а) промискуитет, б) материнское право, в) отцовское право.
  3) Групповые формы брака изучал Дж. Леббок (1834-1913), рассматривавший «общинный», «коммунальный» брак как раннюю форму брачных отношений. Из нее через похищение женщины возникла экзогамия.
  4) Теории патриархата. Здесь важное значение имел труд Л.Моргана «Древнее общество» (1887), оказавшего сильное влияние на развитие социологии семьи, особенно ее марксистского варианта. Работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) основана на его работе.
  5) Социологическое направление в изучении семьи представлено работами Э.Дюркгейма («Введение в социологию семьи», 1888), М.Вебера («Супруга и мать в правовом развитии», 1907), Ф. Мюллер-Лиера («Семья», 1911), У.Гудселла («История брака и семьи», 1915), С.Циммерман («Семья и цивилизация», 1917) и Ч.Кули («Социальная организация»). В них окончательно закрепился отход от умозрительных схем в сторону конкретно-исторического управления семьей.

III этап. Усилия социологов, особенно американских, с 1-й пол. XX в.были сосредоточены на социальной инженерии и оказании практической помощи в решении семейных конфликтов.
В СССР социологические исследования семьи активно проводились, начиная с сер. 1960-х гг., особенно по вопросам • репродуктивного поведения,совмещения профессиональных и семейных ролей работающих женщин,распределению власти и обязанностей в семье. В 1980-х гг. усилилось внимание к • образу жизни семьи, • эмоциональным отношениям супругов, • конфликтам, • распределению обязанностей, • отношениям власти и авторитета, • государственной помощи семье (включая деятельность служб семьи и семейных консультаций), • молодым семьям, • воспитанию детей в неблагополучных семьях, • сексуальному и добрачному поведению.  
В 1990-х гг. наиболее популярными темами стали • проституция, • девиантное поведение, • дети-сироты, • покупной брак, • самоубийства, • наркомания, • гомосексуальное поведение, • нравственная подготовка к семейной жизни, • городская многодетная семья, • до - и послеразводовая ситуация, • женщины-предприниматели.

В современной социологии выделяют несколько ПОДХОДОВ к изучению семьи:

 

Ø Функциональный подход сосредоточивает внимание на отношениях внутри семьи, а так же на ее взаимодействии с окружающей средой.  
Ø Интеракционистский подход - делает акцент на взаимодействия между членами семьи, моделях внутрисемейного поведения.  
Ø Психоаналитический подход - исследует влияние семьи на отдельную личность.  
Ø Концепция развития ориентирована на выявление стадий и этапов жизненного цикла семьи, исследование динамики развития семьи, её адаптации к меняющимся социальным условиям.

 

 


 

  СЕМЬЯ  
Социальный институт   Малая социальная группа
         

 

Прежде всего, в социологии семья рассматривается как СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ.

Социальные институты семьи, вырастая на основе специфических биологических черт человека, обретают свою социальную природу путем реализации семьей важнейших социальных функций.

Первая биологическая особенность человека - только у людей отсутствуют временные ограничения близости между мужскими и женскими существами для зачатия потомства в течение всего года, обеспечения отцом семьи.
Вторая биологическая особенность - более длительный, в отличие от других видов животных, период беспомощности рожденного ребенка, самое протяженное детство (зависимость ребенка от родителей до 15-18 лет).

Т.о. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ СЕМЬИ С ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ Т.ЗР. - это растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Институт семьи включает множество частных институтов -

институт брака,супружества,родства и родословности,усыновления и удочерения,материнства и отцовства,собственности,развода, социальной защиты детства и опеки,раздела имущества,наследования,вступления в наследство,домашнего воспитания,поминания предков и т.д.

 

СЕМЬЯ - общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, в том или ином виде узаконенные обществом(обычаи, морали, религии и права) (Ф.Энгельс)

 


Семью как институт следует отличать от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли, связанных непосредственно личными отношениями. В институте семьи есть описания позиций отца, матери, жены и т.п. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус». Исходя из этого можно определить:

СЕМЬЮ как основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Отличительные признаки семьи - общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства.

 

 

1) Брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами (кровнородственные связи могут быть опосредованными: зять - теща, свекровь - невестка).
2) Совместное проживание в одном доме, квартире.
3) Общий семейный бюджет.

ГЕНЕЗИС СЕМЬИ

 

1 этап - зарождение семьи.
Для этого этапа характерно:
• беспорядочные половые связи;
• отсутствие общего имущества (крова, запасов пищи, одежды, орудий труда и т.д.)
• исключение из полового общения родителей и их детей. Это явление стало своеобразной исторической границей перехода добрачного состояния в социально регулируемые отношения.  
2 этап - матриархат (лат. матер - мать и греч. архе - власть). Матриархат можно считать первой исторической формой семьи, которую иногда называют т отемической семьей. Матриархальная семья представляла собой сравнительно большую группу ближайших родственников по женской линии.
Для такой семьи характерно:
групповой брак, при котором отец детей не всегда может быть установлен;
доминирующее положение женщины, т.к. происхождение детей определялось по материнской линии;
матрилинейность наследования имущества;
матрилокальный брак, при котором супруги проживают в общине жены;
нелокальный брак - раздельное проживание супругов, каждого в своей родовой группе. Видимо, этот вид брака восходит к эпохе перехода от матриархата к патриархату.
 

 

 


 

3 этап - патриархат (греч. патер - отец и архе - власть). В этот период преобладала моногамная патриархальная семья, непосредственной причиной перехода к которой считается подъем хозяйственной деятельности (развитие скотоводства, плужного земледелия,металлообработка) и появление частной собственности. Для этого периода характерно:
• преобладающая роль мужчины, который является собственником имущества;
• наследование имущества преимущественно по мужской линии;
• моногамия (один муж, одна жена);
• полигамия (один муж, несколько жен), что характерно для семей, исповедующих ислам.
4 этап - появление индивидуальной семьи. Характерные черты этой семьи:
• юридическое признание - гражданское или церковное (или то и другое) бракосочетание;
• отдельное проживание семьи;
• глава семьи один из родителей (муж или жена) при юридическом равенстве супругов;
• экономическая самостоятельность семьи.

 

 


ГЕНЕЗИС СЕМЬИ (амер. этнограф Л.Морган)

 

ПРОМИСКУИТЕТ - форма совместной жизни, характерная для низшей ступени дикости, при которой отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, существовали не регулируемые никакими нормами половые отношения между всеми членами общества

 

КРОВНОРОДСТВЕННАЯ СЕМЬЯ - такая форма группового брака, при которой половое общение разрешено лишь между членами рода или племени, принадлежащими к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению (братья, сестры), независимо от степени их родства образуют одну семью.

 

ПУНАЛУАЛЬНАЯ СЕМЬЯ - форма брачных отношений, при которой брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода.

 

СИНДИАСМИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ - переходный исторический тип семьи, которая появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины.

 

МОНОГАМНАЯ СЕМЬЯ отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной.

 

Итак, СЕМЬЯ - отношение, через которое и благодаря которому осуществляется воспроизводство человека, общественный механизм этого воспроизводства.

 


 

Под СТРУКТУРОЙ СЕМЬИ подразумевается способ обеспечения единства ее основных элементов - ее половозрастных групп и отдельных лиц. Характер семейной структуры определяется, в конечном счете, социально-экономическими условиями жизни.

Основу семьи составляет БРАЧНАЯ ПАРА - индивидуальное семейное ядро, состоящее из супругов и детей как совместно проживающая группа в течение около 20-30 лет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.