КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1.20. Звільнення від кримінального покарання та його відбування
Период Этапы эволюции налоговой системы России в послеоктябрьский В 1917 г. закончилась эпоха качественных преобразований налогов и налоговой системы России. Историки и экономисты выделяют восемь этапов эволюции налоговой системы России в послеоктябрьский период, которые представлены в таблице 1. Первый этап (1918 – 1921 гг.) - революция породила налоги на буржуазию и кулачество. В это же время появляются такие виды налогов, как «продразверстка» и «контрибуция». Из-за просчетов в экономической и финансовой политике государства, прямого административного диктата, мнения что «кухарка может управлять государством»[18] к концу двадцатых годов прошлого столетия сформировалась громоздкая бюджетная система, в казну государства поступало 86 видов платежей. Таблица 1 – Этапы развития налоговой системы России в послеоктябрьский период
Второй этап (1921-1930 гг.) - период НЭПа, восстановление и развитие налогообложения. На данном этапе преобладающее значение получили косвенные налоги. В 1921-1923 гг.были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Прямые налоги составляют основу налоговой системы. Государственные предприятия были свободны от поимущественного обложения, но платили подоходный налог в размере 8%. Основным налогом, взимаемым с сельского населения, являлся сельскохозяйственный налог. Он заменил существовавший до весны 1923 г. продналог. В 1923-1927 гг.сельхозналог дал около половины всех налоговых поступлений, или почти 25% всех средств, мобилизуемых в бюджет. В период НЭПа действовало 86 видов платежей в бюджет. 8 декабря 1922 г. вышел «Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров об утверждении Положения о государственном поимущественном налоге с текстом шестнадцати обязательных статей»[19]. Третий этап (1931-1941 гг.) - ликвидация созданной во время нэпа системы. Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов. Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 г. - свыше 400 ставок, в 1937 г. их стало 1109, а с учетом поясов по продовольственным товарам и хлебопродуктам - 2444). В 1935 г. государство изъяло у села более 45% всей сельхозпродукции, или в три раза больше, чем в 1928 г.В государственный бюджет поступали также таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту. С 30-х годов прошлого столетия налоги стали прямым орудием политической борьбы. Налоговая система заменена волюнтаристскими методами изъятия прибыли, амортизационных отчислений и др. Вводится налог с оборота, включающий в себя: - акцизы; - промысловый налог; - лесной доход; - страховые и др. платежи. В этот же период колхозы облагаются по доходам на основе отчетности хозяйств, а не по нормам доходности. Эта политика породила практику приписок, утаивания недоимок, что, впоследствии, стало нормой жизни. Кроме того, широкое распространение получил налог с ремесленников, кустарей, садов, огородов, вплоть до деревьев и кустарников. Бюджет страны полностью ориентирован на мировую победу коммунизма[20]. Дальнейшая трансформация налогов была связана с Великой Отечественной Войной. Четвертыйэтап (1941-1960 гг.) - частичное восстановление налоговой системы, что было связано с необходимостью мобилизации ресурсов во время ВОВ и в период восстановления народного хозяйства. В 1941 г. с началом Великой Отечественной войны была установлена стопроцентная ставка по подоходному и сельскохозяйственному налогам. С 1942 г. эта надбавка заменяется специальным военным налогом, который был отменен в 1946 г. В ноябре 1941 г. вводится налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до 1991 г. В 1942 г. были установлены сбор с владельцев транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках, сбор с владельцев скота. В 50-е годыналоги с предприятий и организаций составляли лишь 2% доходов бюджета. Пятый этап (1960-1964 гг.) - частичная ликвидация налоговой системы, созданной на IV этапе. В 60-е годывносятся существенные изменения в формы и методы аккумуляции централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов. Основной доход государственного бюджета стали составлять денежные накопления, поступающие от государственных предприятий и общественных организаций. В 1960 г. была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены, налогов с заработной платы рабочих и служащих. Система государственных доходов, сложившихся в 30-е гг. просуществовала почти без изменений до 60-х годов. Из оборота предприятия изымалось более 80% прибыли. Период хрущевской оттепели коснулся не только внешней и внутренней политики, но и налоговой политики также. Начинается период советского реформирования налоговой системы. Н.С.Хрущев на ХХ съезде объявляет об отмене подоходного налога. Следует отметить, что эта идея не нашла своего практического воплощения, т.к. слишком весом был вклад этого налога в долю бюджета страны (около 30%). Но не смотря на это неудачное решение, стало ясно, что сталинский волюнтаризм в налоговой системе закончился. Шестой этап (1965-1989 гг.) - реформирование налоговой системы. В 1965 г. был установлен обязательный платеж государственных предприятий, получивший название «плата за основные фонды и оборотные средства». Вводится подоходный налог с колхозов. В 1966 г. - вводятся рентные платежи и затем платы за фонды. В 1971-1975 гг. проведено снижение налогов с населения. Отменены налоги с заработной платы рабочих и служащих, получающих до 70 рублей в месяц. В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств. Конец 80-х годов прошлого века является периодом возрождения системы налоговых правоотношений. Седьмойэтап (с 1990 г.) - начало полномасштабного восстановления налоговой системы. Апрель 1990 г. - принятие Закона «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». 14.07.1990г. был принят Закон СССР «О налогах и сборах с предприятий, объединений и организаций» - первый нормативный акт, регулирующий налоговые правоотношения в стране. Вопросы о принципах налогообложения решаются на основе Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы». Отдельные изменения в налоговую политику были внесены Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с субъектами Российской Федерации с1994 г.». Этим Указом был осуществлен переход от принципа единства налоговой политики к налоговой децентрализации. В дополнение к налогам, установленным федеральным законодательством, органы власти субъектов Федерации и местные органы власти могут устанавливать и вводить в действие любые налоги без ограничения их размера. 21 ноября 1991 г.- Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). Однако, фундамент налоговой системы нашей страны был заложен 27.12.1991 г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в РФ». Почти восемь лет этот нормативный акт являлся базовым и главным в налоговых отношениях новой России. 31 декабря 1991 г. - утверждено «Положение о налоговой службе Российской Федерации»[21]. Действующая ныне налоговая система России практически введенас 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизни государства. По своей структуре и принципам построения новая налоговая система в основном отражает общераспространенные в мировой практике налоговые системы. Перечень применяемых видов налогов практически соответствует общепринятому в современной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов, применявшихся в нашей практике ранее. Восьмой этап (с 1998 г.) - завершающий этап формирования налоговой системы в Российской Федерации: принят Налоговый кодекс Российской Федерации. В 1998 г. был одобрен и подписан Налоговый Кодекс РФ, часть 1, который введен в действие с 01.01.1999 г., а два года спустя, с 1.01.2001 г. ввелась в действие его вторая часть. Налоговый Кодекс РФ приблизил налоговую систему нашей страны к зарубежным аналогам и позволил сделать ее более совершенной и действенной. До настоящего времени в Налоговый Кодекс РФ вносятся различные поправки и изменения, призванные сделать налоговую систему нашей страны более совершенной. Кроме того, принятие Налогового кодекса позволило систематизировать действующие нормы и положения, регулирующие процесс налогообложения, привело в упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему, устранило такие недостатки существующей налоговой системы, как отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения, многочисленность и противоречивость нормативных документов и отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. 23 декабря 1998 г. - Указом Президента Российской Федерации № 1635 «О Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам» Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Завершая данный параграф об истории развития и становления налоговой системы, можно сделать вывод о главном принципе налогообложения «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца»[22]. То есть, как бы не были велики потребности государства в финансовых средствах на покрытие расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщика в хозяйственной деятельности.
[1] Пансков В.Н. Налоги и налогообложение. –М.: ФиС, 2008 [2] Перов А.В., Толокушин А.В. Налоги и налогообложение -М.: ЮРАЙТ, 2008
[3] Там же [4] Акиньшин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги налогообложение. -М.: Эксмо, 2009 [5] Перов А.В., Толокушин А.В. Налоги и налогообложение -М.: ЮРАЙТ, 2008 [6] Акиньшин П.В., Жидкова Е.Ю. Налоги налогообложение. -М.: Эксмо, 2009
[7] Черник Д. Налоги и налогообложение. –М.: ФиС, 2007 [8] Перов А.В., Толокушин А.В. Налоги и налогообложение -М.: ЮРАЙТ, 2008 [9] www.nalog.ru [10] www.nalog.ru
[11] Черник Д. Налоги и налогообложение. –М.: ФиС, 2007 [12] www.nalog.ru [13] Налоги и налогообложение / под ред. О.В.Качур. -М.: КНОРУС, 2009 [14] Там же [15] www.nalog.ru [16] www.nalog.ru
[17] www.nalog.ru
[18] Ленин В.В. Как управлять государством. Том 8., -М.: Наука, 1975 г. [19] www.nalog.ru [20] Черник Д. Налоги и налогообложение. –М.: ФиС, 2007
[21] www.nalog.ru [22] Черник Д. Налоги и налогообложение. –М.: ФиС, 2007
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |