КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экосистемные услуги и получатели выгод
Экосистемные услуги определяются как выгоды, которые люди получают от экосистем. Кто и как должен оплачивать получение многочисленных выгод от экосистем? Выгоды, поступающие от конкретной экосистемы распространяются на огромные территории и распределяются неравномерно. Такое явление можно назвать диффузией экосистемных выгод. Эта диффузия накладывается и на различные группы получателей выгод. О сложности идентификации выгод и получения платежей/компенсаций от получателя выгод свидетельствует таблица 5.7. Возьмем только экосистемные услуги леса, не связанные с получением древесины. Выгоды от регулирования лесами климата получают сообщества, различных уровней, лесные экосистемы, предотвращая эрозию и повышая тем самым урожайность, как бы, передает свои выгоды сельскому хозяйству. Список подобных скрытых экосистемных услуг леса можно множить, но вывод один — собственно «в лес» возвращается лишь крайне незначительная часть выгод. Таблица 5.7
Экосистемные услуги леса и получатели выгод
В связи с этим для экономики важнейшей задачей становится экономическая идентификация и учет выгод от экоуслуг, или, говоря строгим экономическим языком - интернализация положительных внешних эффектов/выгод от экосистем. Вместе с этим, необходима также интернализация ущербов/ издержек от деградации экосистем и их услуг для реализации принципа «загрязнитель платит». Идея об экономическом механизме компенсации экосистемных услуг развивает схему, апробированную в мире в рамках соглашений о квотах и торговле правами на выбросы парниковых газов в рамках Киотского протокола по предотвращению глобального изменения климата[3]. В табл. 5.8 приведена оценка вклада стран по сохранению и потерям биосферной устойчивости. Россия обеспечивает почти 10% этой устойчивости, значительно превосходя другие страны по этому показателю. Таблица 5.8 Вклады экосистем отдельных стран в сохранение устойчивости биосферы
Сегодня мировой «углеродный рынок» включает комплекс разнообразных механизмов перераспределения финансов от коммерческих структур и стран, которые выбрасывают парниковые газы, в пользу тех, кто способствует сокращению выбросов или поглощению парниковых газов. Объемы углеродного рынка растут быстрыми темпами. Важнейшим достижением этого процесса является начало развития финансово-экономических механизмов, стимулирующих восстановление и сохранение лесов как природных хранилищ углерода (Программа предотвращения сведения и деградации лесов — Reduce Emission from Deforestation and forest Degradation, REDD). В 2007 г. Всемирный банк объявил об учреждении фонда Forest Carbon Partnership Facility (FCPF), назначение которого — поощрять страны мира в сохранении своих лесов. Прогнозируемые объемы рынка услуг по сохранению лесов по программе REDD сопоставимы с объемами мировой торговли древесиной. Потенциальный рынок услуг по сохранению леса с учетом умеренной цены 10 долларов за тонну углерода и реальных возможностей развивающихся стран по сокращению рубок леса, составляет около 10 млрд. долларов в год, в то время как экспорт лесоматериалов из развивающихся стран в 2006 г. составил 39 млрд. долларов (Miles and Kapos, 2008). Для сравнения: по данным Федеральной службы государственной статистики РФ экспорт продукции лесной и целлюлозно-бумажной промышленности из России в 2007 г. составил 12,3 млрд долларов США. Российским проектом ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» проведены расчеты, показывающие размеры выплат или компенсаций для отдельных стран в зависимости от объема их глобальных экосистемных услуг. Полученные оценки позволяют предложить вариант взаиморасчетов стран за сохранение или потери биосферной устойчивости. Экспертами выполнен расчет для варианта затрат на сохранение устойчивости биосферы в размере 1% мирового валового продукта, что лишь немного превышает заявленную еще в 1990-е гг. развитыми странами норму расходов на сбережение биосферы (0,7% ВВП). В случае планетарной дестабилизации, признаки которой становятся все отчетливей, человечество вынуждено будет направлять на восстановление процессов саморегуляции природных систем гораздо больше средств. В соответствии с проделанными расчетами Россия должна получать компенсации в размере 5.5% собственного ВВП в год. Для создания эколого-экономического компенсационного механизма есть предпосылки и понимание в структурах власти России. В частности, на Конференции ООН в Йоханнесбурге (2002) употребляемые российской правительственной делегацией термины «глобальные экологические услуги», «компенсация экологических услуг», «экологический донор», «долги в обмен на природоохранные инвестиции» («долги на природу») и т.д. делали российскую делегацию одной из самых конструктивных в эколого-экономическом плане. Причина «экологичности» позиции на саммите во многом определялась тем, что Россия пыталась использовать экологические аргументы для получения экономических выгод. Логика здесь достаточно очевидная: страна вносит огромный вклад в стабилизацию биосферы, регулирование климата, сохранение биоразнообразия за счет своих огромных территорий, не затронутых хозяйственной деятельностью, гигантских лесов, болот и пр., что позволяет ей быть экологическим донором планеты. При этом Россия несет большие издержки на поддержание природного потенциала и глобальных экологических услуг. Поэтому она вправе претендовать на экологические компенсации со стороны мирового сообщества. К сожалению, после Йоханнесбурга экологический аргумент для получения экономических выгод российскими властями практически не использовался. Научное сообщество России также не отстаивает значение экосистем страны. На международных конференциях имеется огромное количество докладов о значении природного капитала Бразилии, Индии, Канады и т.д., российский природный потенциал практически не обсуждается. [1] В 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию тысячелетия», которая предусматривает достижение к 2015 г. новых результатов развития, были приняты цели развития тысячелетия (ЦРТ). [2] В 2007 г. вышел очередной том «Глобальная экологическая перспектива: ГЕО 4. Окружающая среда для развития/ Программа ООН по окружающей среде, 2007 г. В этом томе приведены основныеосновные результаты ОЭ.
[3] Киотский протокол стал первой попыткой мирового сообщества в глобальном масштабе включить экосистемные услуги (включая платежи и компенсацию отдельным странам) в международные и национальные экономические механизмы для борьбы с изменением климата.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |