КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инфляция, как правило, измеряется ростом цен, но не всякое повышение цен связано с инфляцией
Платежный кризис — одна из форм проявления экономического кризиса, выражающаяся в одновременно проявляющейся в широких масштабах невозможности хозяйствующих субъектов, а также государства и населения обеспечивать своевременность исполнения своих денежных обязательств. Платежный кризис наиболее ярко проявился в нашей стране в условиях переходной экономики. Размеры неплатежей в России на пике кризиса в мае 1998 года составили 2 трлн. руб. Кроме того, мировой опыт подсказывает, что платежный кризис может разразиться и в странах с развитой рыночной экономикой. Разница заключается лишь в масштабах его проявления и, следовательно, степени воздействия па национальную экономику. Платежный кризис нельзя рассматривать как явление, ограниченное только денежной сферой. Это многофакторное явление, оказывающее негативное влияние на различные стороны экономики и создающее серьезные препятствия для нормальной хозяйственной деятельности организаций. С убъектами, которые оказываются в сфере влияния платежного кризиса, являются: государство (и соответствующие федеральные институты), кредитная система, хозяйствующие субъекты (организации различных сфер национальной экономики и организационно-правовых форм) и физические лица (население). Каждая из сторон в условиях платежного кризиса может быть и неплательщиком, и неполучателем соответствующей суммы денежных средств. Одна из характерных форм проявления кризиса платежей, его социальная составляющая — задержка выдачи заработной платы работникам, сопровождающаяся ухудшением их материального положения, ограничением объема платежеспособного спроса на товары и услуги и приводящая к нарастанию социальной напряженности в обществе. Платежный кризис и вызванное им уменьшение поступлений доходов в бюджет оказывают немалое влияние на формирование бюджетного дефицита, что ограничивает возможность расходования средств государством. Велико воздействие платежного кризиса и на уменьшение капиталовложений. Наряду с другими причинами этому способствуют отсутствие у организаций собственных ресурсов для таких затрат и ограниченные возможности привлечения средств бюджета и получения банковских ссуд. Платежный кризис обусловлен многими факторами, в том числе действующими в сфере производства и обращения. Такими негативными факторами в сфере производства являются спад производства, уменьшение объема капиталовложений, снижение рентабельности, убыточность большого числа предприятий данной сферы и хроническая нехватка собственных оборотных средств (оборотного капитала), которая в условиях действовавшего хозяйственного механизма, по сути, автоматически восполнялась за счет дешевого банковского кредита. Действие негативных факторов в сфере обращения было вызвано, прежде всего, серьезной перестройкой платежной системы страны в связи с созданием сети коммерческих банков, а также уменьшением выручки предприятий за реализуемую продукцию и, следовательно, образованием недостатка средств для оплаты необходимых материалов, услуг, платежей бюджету, выдачи заработной платы. Неплатежи неизбежно приводят к соответствующему уменьшению спроса на различные виды продукции, сокращению объема производства предприятий — изготовителей поставляемых материалов, а также к сокращению платежеспособного спроса населения, что в свою очередь влечет за собой уменьшение производства предприятий, выпускающих товары для населения. Своеобразным фактором формирования неплатежей в России в отдельных случаях является невозможность банков осуществить платежи клиентов из-за недостаточности средств на корреспондентских счетах банков, а также из-за отзыва лицензий на осуществление банковских операций и приостановления банковских операций до того момента, как будет сформирована конкурсная масса и открыто конкурсное производство. Особое место среди факторов, приводящих к появлению и углублению платежного кризиса, занимала проводимая в России в течение ряда лет антиинфляционная денежно-кредитная политика, направленная на уменьшение количества денег в обращении. Основная задача этой политики состояла в том, чтобы с помощью ограничения объема денежной массы преодолеть инфляцию, уменьшить платежеспособный спрос и тем самым оказать воздействие на предотвращение роста цен. Платежный кризис проявляется, прежде всего, в существенном ослаблении присущих рыночной экономике взаимоотношений платежеспособного спроса на различные товары и их предложения. Такие взаимоотношения во многом заменяются обособленными сделками между отдельными контрагентами с применением зачетов, бартера, векселей. При совершении подобных сделок существенно снижается роль денег и ослабляется действие рычагов, присущих рыночной экономике. Для преодоления платежного кризиса необходимо проведение широкого круга мер как в сферах производства и финансовой деятельности, так и в сфере обращения, в части совершенствования платежной системы и обеспечения хозяйственного оборота необходимой массой платежных средств. Более полному использованию возможностей смягчения платежного кризиса с помощью совершенствования условий проведения расчетов способствуют совместные усилия банков по взаимному выполнению расчетных операций. Подобные отношения представляются предпочтительными по сравнению с корреспондентскими отношениями между отдельными банками и могут с ними совмещаться. Здесь полезной может быть организация клирингов с участием в них групп банков по операциям их клиентуры. Увеличение числа банков и их клиентов, принимающих участие в организации и осуществлении межбанковского клиринга, расширяет возможности зачета взаимных требований, уменьшает объемы неплатежей. Вместе с тем нельзя упускать из виду присущие клирингу недостатки. Круг участников клиринга ограничен, соответственно ограничены возможности преодоления неплатежей с помощью клиринга. Кроме того, при применении клиринга расчеты между его участниками обособляются, а поступающие в их распоряжения средства используются, прежде всего, для удовлетворения требований других участников клиринга, но в ущерб требованиям других участников хозяйственного оборота. Например, выручка участников клиринга не может использоваться для расчетов с другими организациями, не участвующими в клиринге, а также для платежей бюджету, выдачи заработной платы и др. Все это свидетельствует о недостатках клиринга и обоснованности признания целесообразности ограничения его применения и более полного использования возможностей применения денежных расчетов. Своеобразной реакцией коммерческих банков на платежный кризис можно считать и достаточно широкое применение банками собственных платежных систем в расчетах между своими обособленными структурными подразделениями и филиалами регулирования деятельности коммерческих банков. К сожалению, данные обороты во многом не отражают реального движения денежных средств. Решение задачи более полного удовлетворения потребности оборота в платежных средствах может опираться на существенное увеличение кредитных вложений банков в реальную экономику, т.е. в реальное создание стоимости. Такая мера тем более обоснованна, что доля банковского кредита в составе источников оборотного капитала организаций незначительна, а увеличение объема предоставляемых банками ссуд может способствовать улучшению обеспеченности организаций денежными средствами и как следствие — смягчению действия платежного кризиса и уменьшению его влияния на национальную экономику. Понятие наличного денежного оборота Наличный денежный оборот является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики. Он реализуется как постоянный кругооборот наличных денег в экономике. Объемы и скорость обращения, мотивация сделок с денежной наличностью всех участников денежного оборота отражают потребности общества в целом и отдельных его граждан. Наличный денежный оборот — это движение денег в наличной форме при продаже товаров, оказании услуг и осуществлении различных видов платежей. Наличный денежный оборот определяется как часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Наличный денежный оборот во всех странах, независимо от уровня развития экономики, составляет меньшую часть денежного оборота, но имеет важное функциональное значение. Только наличные деньги как законные платежные средства обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей на всей территории государства в любое время суток и в неограниченных объемах. В сфере наличного денежного оборота происходит окончательная реализация произведенных товаров, работ и услуг, проверяется соответствие спроса и предложения. От состояния наличного денежного оборота во многом зависит покупательная способность национальной валюты. Наличный денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков, эмитированных центральным банком страны (банкнот и разменной монеты), в ходе которого денежные знаки выполняют, прежде всего, функции средства обращения и средства платежа. Структура, субъекты и потоки наличного денежного оборота Структура наличного денежного оборота предполагает включение в него определенных денежных потоков между субъектами денежных отношений, или денежного оборота: 1) между системой центрального банка и системой коммерческих банков; 2) между коммерческими банками, между банками и их клиентами; 3) между организациями, между организациями и населением; 4) между отдельными гражданами. Четыре укрупненных денежных потока позволяют проследить уровень и этапы организации наличного денежного оборота. Первый поток фиксирует монополию центрального банка на выпуск наличных денег в обращение, связывая наличный денежный оборот с процессами снабжения банков денежной наличностью со стороны центрального банка и ее инкассации (получении) в центральном банке. Наличные деньги, эмитированные центральным банком, поступают непосредственно в операционные кассы коммерческих банков. Второй поток охватывает сферу инкассации денежной наличности от клиентов коммерческих банков и снабжение этих клиентов необходимой денежной наличностью. Данный денежный поток регулирует центральный банк с помощью установленных им правил. На их основе коммерческие банки совершают свои кассовые операции, связанные с денежной наличностью. Этот оборот обеспечивает получение и обслуживает расходование денежных доходов населения. Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, сборов, страховых платежей, коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и оплату различных платных услуг, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, арендные платежи, уплату штрафов, пени и неустоек и т.д. Третий поток реализует кассовое обслуживание населения через банки и организации. Наличный денежный оборот между организациями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Для каждой организации устанавливаются лимиты остатка наличных денег в кассе, и деньги, превышающие лимит, должны быть сданы в обслуживающий данную организацию коммерческий банк. Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде различных денежных доходов (заработной платы, пенсий и пособий, стипендий, страховых возмещений, дивидендов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.). Четвертый поток появляется при использовании наличных денег, когда платеж осуществляется посредством простой передачи денежного знака получателю платежа. Не требуется также уведомлять третью сторону и получать ее подтверждение на право совершения сделки. Получатель платежа, кто бы он ни был, может немедленно потратить полученные деньги. В современных условиях данный поток денежной наличности приводит к возникновению «теневого» оборота. Огромные суммы наличности, прежде всего, в виде денежных купюр крупных номиналов, используются в «теневой» экономике для осуществления противоправных действий, ухода от налогообложения, а также в операциях с наркотиками и оружием, в игорном бизнесе, обслуживают деятельность преступных группировок и т.д. Кругооборот наличных денег можно также рассматривать по пунктам (местам) нахождения или передвижения: · в центральных или региональных хранилищах центрального банка; · в подразделениях центрального банка (в оборотных кассах и резервных фондах расчетно-кассовых центров); · в операционных кассах коммерческих банков; · в кассах организаций; · в пути от одних касс к другим; · на руках у населения. Наличный денежный оборот организуется государством в лице центрального банка в соответствии с порядком ведения кассовой дисциплины в экономике. Он отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться организации всех форм собственности при организации наличного денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением порядка ведения кассовой дисциплины возлагается в отдельных странах на кредитные институты (банки), осуществляющие кассовое обслуживание своих клиентов, или на органы налоговой службы. Наличный денежный оборот в России организуется в системе центрального банка, его подразделениях (расчетно-кассовых центрах - РКЦ). Принципы организации наличного денежного оборота Задача центрального банка при организации наличного денежного оборота — обеспечить его устойчивость, эластичность и экономичность. Управление наличным денежным оборотом осуществляется в централизованном порядке благодаря деятельности центрального банка и его подразделений. Для решения поставленной задачи центральный банк требует от кредитных институтов соблюдение: · установленного порядка ведения кассовых операций; · правил организации поступления наличных денег в их кассы; · правил организации получения наличных денег из их касс; · лимита остатка их кассы (минимально допустимый остаток наличных денег в операционной кассе на конец дня); · порядка расчета наличными деньгами; · лимита расчета наличными деньгами (предельный размер между юридическими лицами). Все организации, участвующие в хозяйственном обороте, должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках. Кредитные институты (банки) имеют лимиты остатка наличных денегдля организаций всех форм собственности. Наличные деньги организации могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков. Целевое использование наличных денежных средств участниками наличного денежного оборота остается определяющим принципом организации наличного денежного оборота. Выполнение указанных установок позволяет сформировать основы стабильной организации наличного денежного оборота. Основы организации наличного денежного оборота В организации наличного денежного оборота важная роль принадлежит кредитным институтам (банкам). В кругообороте наличных денег, обеспечивающих товарообмен, банк является исходным и конечным пунктом движения денег. Кредитные институты осуществляют выдачу наличных денег юридическим лицам только с расчетного, текущего или бюджетного счетов. Наличные деньги, поступающие в кассы организаций, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления их на счета этих организаций. В сферу обращения наличные деньги попадают из кассы банка в форме выплаты заработной платы или для других расчетов наличными. Операции по зачислению денежной выручки на счета в банке и по выдаче наличных средств на различные цели в банковской практике определены как кассовые. По балансовому результату и назначению кассовые операции являются приходными или расходными. В кассах организаций наличные деньги хранятся в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих организаций. Лимит остатка кассы — это предельная величина наличных средств, которые могут находиться в кассе для непредвиденных случаев. Лимит определяется для каждой организации, даже не имеющей постоянной денежной выручки. Все денежные средства сверх лимита организации обязаны сдавать в учреждения банков для зачисления на счет данной организации. Сверх лимита можно хранить наличные денежные средства не свыше определенного количества дней только для выдачи заработной платы. Одновременно с утверждением кассовых нормативов банк утверждает порядок и срок сдачи выручки в банк для данной организации. Через приходную кассу банка выручка поступает непосредственно от представителя организации. Работа приходной кассы организована так, что клиенты банка имеют возможность сдать выручку в течение операционного дня (дневная касса) или после операционного дня (вечерняя касса). Банк может организовать работу приходной кассы в местах скопления организаций с постоянной денежной выручкой (специальные кассы). Инкассация как подразделение коммерческого банка или как самостоятельная организация обеспечивает перевозку и охрану выручки от места ее получения до банка. Инкассируются, как правило, организации торговли, транспортные и развлекательные организации, ежедневная выручка которых достаточно велика. По согласованию с банком происходит расходование поступающей в кассу наличной денежной выручки на цели, предусмотренные законами, иными правовыми актами. Решения о расходовании организациями наличной денежной выручки принимаются банками ежегодно на основании письменных заявлений организаций с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, а также с учреждениями банков по ссудам. Прогнозирование наличного денежного оборота — важное направление деятельности центрального банка. Эта деятельность может осуществляться в централизованном или децентрализованном порядке. Применительно к России централизованный порядок означает составление прогноза кассовых оборотов на квартал в областях, краях, районах и в целом по стране. Прогноз кассовых оборотов формируется по следующим источникам поступлений и направлениям выдачи средств. Приход Поступления торговой выручки от продаж потребительских товаров. Поступления выручки от пассажирского транспорта. Поступления квартирной платы. Поступления выручки от зрелищных мероприятий. Поступления налогов. Поступления от реализации недвижимости. Поступления на счета по вкладам (кроме поступлений на счета Сберегательного банка). Поступления от предприятий связи. Поступления от учреждений Сберегательного банка. Поступления наличных денег от реализации государственных ценных бумаг. Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютнообменных операций. ИТОГО по приходу. Расход Выдачи на заработную плату, стипендии, расходы социального характера. Выдачи на закупку сельскохозяйственной продукции. Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений. Выдачи ссуд индивидуальным заемщикам (кроме Сберегательного банка). Выдачи со счетов по вкладам. Выдачи кредитными организациями наличных денег при проведении валютно-обменных операций. Выдачи подкреплений предприятиям связи. Выдачи подкреплений учреждениям Сберегательного банка. Выдачи денег на выплату доходов, погашение государственных ценных бумаг. ИТОГО по расходу. После составления кредитными институтами прогнозных расчетов по приходу и расходу наличных денег итоги сообщаются РКЦ Банка России, в которых открыты корреспондентские счета. РКЦ используют расчеты для составления прогнозов по подкреплению оборотной кассы. Они обобщают информацию и сообщают в территориальные учреждения Банка России, которые также обобщают эту информацию и передают для сведения в соответствующие департаменты Банка России. При этом территориальные учреждения Банка России проводят соответствующий анализ полученной информации. Объектами анализа являются: · тенденции в наличном денежном обороте и его структуре; · источники поступлений наличных денег в кассы коммерческих банков и направления их выдачи из касс этих банков; · скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков; · изменение индекса потребительских цен; · состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами; · уровень инкассации наличной денежной выручки; · территориальное размещение выпуска денег в обращение и изъятие их из обращения, причины роста эмиссии; · результаты контроля банков или налоговых служб за соблюдением организациями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью; · изменение направлений использования средств, в том числе юридическими лицами, на заработную плату. Результаты анализа используются при составлении прогноза кассовых оборотов, разработке и осуществлении совместно с банками практических мер по улучшению организации оборота наличных денег, сокращению денежной эмиссии. Оптимизация наличного денежного оборота Роль наличного денежного оборота проявляется в процессе регулярно повторяющегося кругооборота денег. Его оптимизация предполагает: · обеспечение необходимого объема и структуры наличной денежной массы в соответствии с потребностями всех экономических субъектов — участников денежного оборота; · поддержание баланса между размером наличной денежной массы и объемом производства товаров и услуг с учетом потребностей экономического роста; · влияние на уровень инфляции в связи с изменением объемов и темпов наличной денежной эмиссии; · снижение вероятности появления денежных суррогатов в обороте; · поддержание устойчивости оборота официальных денежных знаков. Обеспечение участников денежного оборота наличностью в соответствии с их потребностями возможно только при ясности, открытости и полноте текущей информации, поступающей в центральный банк и его территориальные подразделения. Одновременно должна быть налажена четко функционирующая система поступления наличных денег от монетных дворов и печатных фабрик (с учетом оптимального количества хранилищ) в резервные фонды РКЦ. Кредитные институты (банки) должны заблаговременно позаботиться о необходимом количестве наличных денег для своих клиентов, открывших текущие (расчетные) счета. Поддержание баланса между размером наличной денежной массы и объемом производства товаров и услуг связано с вероятными долго- и кратковременными нарушениями баланса. Поддержание устойчивости оборота официальных денежных знаков (денежной наличности) в итоге обеспечивает эффективность деятельности центрального банка как на макроуровне, когда удовлетворяются интересы государства, так и на микроуровне, когда соблюдаются интересы кредитных институтов и их клиентов. Понятие, сущность и признаки инфляции Инфляция относится к системе общеэкономических категорий и проявляется в тех общественно-экономических формациях, в которых существуют товарно-денежные отношения. Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг. Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода. Правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с безработицей. Понятие «инфляция» (от лат. inflatio — вздутие) впервые стало применяться в Северной Америке в 1861 — 1865 годах. Оно означало процесс, приводящий к увеличению налично-денежной массы. В экономической литературе этот термин появился в начале XX века после перехода к массовому использованию правительствами многих стран бумажных денег. Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с порчей монет, уменьшением их металлического содержания. С XX века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств. Сущность инфляции экономисты трактуют по-разному: · как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценившейся в меньшей степени; · как любое обесценение бумажных денег; · как повышение общего уровня цен; · как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования. Хотя внешним признаком инфляции чаще всего является повышение цен, она представляет собой сложный социально-экономический процесс, свидетельствующий о разбалансированности хозяйства страны. Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране. К факторам денежного обращения относятся: переполнение сферы обращения избыточной массой денежных средств из-за чрезмерной эмиссии денег, используемой на покрытие бюджетного дефицита; перенасыщение кредитом народного хозяйства; методы правительства по поддержанию курса национальной валюты, ограничению его движения и др. К неденежным факторам инфляции относятся факторы, связанные со структурными диспропорциями в общественном воспроизводстве; затратным механизмом хозяйствования; государственной экономической политикой, в том числе налоговой политикой, политикой цен, внешнеэкономической деятельностью и т.д. Все это свидетельствует о том, что инфляция представляет собой сложное многофакторное явление, обусловленное нарушением воспроизводственных процессов, непропорциональным развитием народного хозяйства, особенностями политики государства, эмиссионных и коммерческих банков. Инфляция может развиваться и при стабильной массе денег в обращении, если ускоряется оборот денег. Временное нарушение макроэкономических пропорций в рыночной экономике преодолевается рыночным механизмом хозяйствования с помощью цен, перераспределения денежных и товарных ресурсов, умелой политики центрального банка и государства. При длительном постоянном нарушении сбалансированности макроэкономических пропорций начинаются инфляционные процессы. Их интенсивность, темпы роста цен и доходов могут быть различны. Главная задача в этом случае — не допустить неконтролируемого ускорения инфляции, связанной с нарастанием издержек производства, разрушающих экономику, и свести к минимуму потери инвесторов. В современных условиях инфляция во всем мире носит хронический, повсеместный, всеохватывающий характер. Это вызвано не только денежными, но и неденежными факторами, часто политическими. Полностью исключить инфляцию даже в рыночных условиях хозяйствования невозможно, речь может идти только об управляемой инфляции. Типичным проявлением инфляции выступает общее повышение товарных цен и понижение курса национальной валюты. Вместе с тем при планово-распределительной системе в наибольшей степени инфляция выражается в дефицитности экономики,снижении качества товаров и значительно меньше — в повышении цен. Цены, регулируемые государством, длительное время могут оставаться неизменными, но купить многие товары по фиксированным ценам практически невозможно — их нет в свободной продаже. Такая инфляция называется подавленной (скрытой) в отличие от открытой, официально регистрируемой статистическими службами. Подавленная инфляция может происходить и при рыночных отношениях. Правительство пытается подавить инфляцию не путем развития производства, а «зажимая» денежную массу и фиксируя курс доллара. В этом случае инфляция проявляется в хронических неплатежах, натурализации хозяйственных отношений, падении объема производства. Для достижения заданного уровня инфляции государство задерживает платежи по государственным заказам, оплате труда, выдачу пенсий и компенсаций, финансирование бюджетных отраслей. В экономически развитых странах при расчетах индекса цен исключается рост цен, который вызван улучшением качества продукции. При инфляции неравномерно возрастают цены на различные группы товаров, в результате меняется структура цен и национальный доход перераспределяется не только между сферами воспроизводства и отраслями народного хозяйства, но и между группами населения. Виды, причины и последствия инфляции Западные экономисты рассматривают инфляцию, как правило, анализируя факторы повышения цен, связанные с формированием потребительского спроса, предложением товаров и услуг, соотношением спроса и предложения, влияющих на формирование цен, и факторы производства. Эти факторы определяют два вида инфляции: инфляцию спроса, вызванную избыточным спросом, и инфляцию издержек, вызывающую рост цен под воздействием нарастания издержек производства. Инфляция спроса обусловливается «разбуханием» денежной массы и в связи с этим платежеспособного спроса при данном уровне цен в условиях недостаточно эластичного производства, т.е. производства, не способного быстро реагировать на потребности рынка. Совокупный спрос, превышающий производственные возможности экономики, вызывает повышение цен. Основной причиной «разбухания» денежной массы является рост военных расходов, когда экономика ориентируется на значительные затраты на вооружение и по этой причине у государства нарастает бюджетный дефицит, покрываемый с помощью эмиссии, по существу, не обеспеченных товарными ресурсами денег. На первоначальной стадии накопления избыточной денежной массы стимулируются наращивание объемов производства и продаж, снижение уровня безработицы, цен и в итоге установление равновесия. Поэтому делается вывод, что в минимальных размерах инфляция даже полезна, так как она гарантирует от кризиса перепроизводства и сокращения занятости. В последующем, когда полная занятость достигается во всех сферах экономики и они уже не могут отвечать на увеличение спроса дополнительным предложением продукции, происходит рост цен. Затем начинают действовать факторы, вызывающие упадок производства, снижение его эффективности и обострение инфляции. При инфляции спроса в платежном обороте существует определенный «навес» избыточной массы денежных средств по сравнению с ограниченным предложением, что и вызывает повышение цен и обесценение денег. Инфляцию издержек рассматривают обычно с позиций роста цен под воздействием нарастающих издержек производства, прежде всего увеличения затрат на заработную плату. Повышение цен на товары приводит к сокращению доходов населения, поэтому требуется индексация заработной платы. Ее увеличение вызывает рост издержек на производство продукции, сокращение прибыли, объемов выпуска продукции по действующим ценам. Желание сохранить прибыль заставляет производителей повышать цены. Возникает инфляционная спираль: возрастание цен требует увеличения заработной платы, ее увеличение влечет за собой повышение цен — теория инфляционной спирали заработной платы и цен. Инфляция издержек может происходить лишь в том случае, если увеличиваются издержки на единицу продукции и в связи с этим поднимаются цены. Однако заработная плата — лишь один из элементов цены и, как правило, производство товаров дорожает за счет увеличения затрат на приобретение сырья, энергоносителей, оплату транспортных услуг. Повышение материальных затрат во всем мире — закономерный процесс в связи с удорожанием добычи, транспортировки сырьевых ресурсов и энергоносителей, и это всегда будет влиять на рост издержек производства. Противодействующим фактором выступает использование новейших технологий, позволяющих снижать затраты на единицу продукции. Рост заработной платы вызывает увеличение издержек производства и соответственно рост цен, если происходит одновременное ее повышение в основных отраслях хозяйства вне взаимосвязи с ростом производительности труда. В реальной жизни рост заработной платы в масштабах государства всегда значительно отстает от роста цен и полная компенсация никогда не осуществляется. При инфляции издержек количество денег с учетом скорости их обращения «подтягивается» к возросшему уровню цен, к которому привело воздействие неденежных факторов со стороны производства и предложения товаров. Если масса денег быстро не адаптируется к возросшему уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте: дефицит платежных средств, неплатежи, а вслед за этим и спад, остановка производства, сокращение товарной массы. Инфляция издержек и инфляция спроса взаимосвязаны и взаимообусловлены, их трудно четко разграничить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая неравновесие рынков в сфере совокупного спроса и совокупного предложения, реакцией на которое выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется дальше, поражая производство и потребление, деформируя потребительский спрос, усиливая неравномерность и непропорциональность развития различных сфер хозяйствования, приводя в конечном счете к инфляции издержек. Любая современная система экономики инфляционна, и в ней действуют факторы, относимые и к инфляции спроса, и к инфляции издержек. Большую роль в развитии инфляционных процессов играют внешнеэкономические факторы. Они проявляются тогда, когда страна активно использует импортные товары. Закономерный рост мировых цен на сырье и энергоносители всегда провоцирует нарастание инфляции издержек. Импортные цены не только «подталкивают» цены национальной продукции, но и приводят к увеличению издержек производства при использовании импортных комплектующих изделий, повышая стоимость готовой продукции. Особое влияние на инфляционные процессы оказывает приток иностранных займов, валюты, так как ввоз иностранной валюты и скупка ее центральным банком увеличивают денежную массу в стране, вызывая тем самым обесценение денег и усиление инфляции. Поэтому немалое значение имеет взвешенная денежная политика, проводимая центральным банком страны в части создания валютных запасов, использования механизма регулирования и формирования валютного курса и одновременно снижения его инфляционного давления на экономику. Важный инфляционный фактор — долларизация экономики, когда доллар становится параллельной валютой, выполняя функции денег. Вследствие наличия в денежном обороте более твердой валюты из обращения вытесняется национальная и ускоряется снижение ее курса. Роль импортируемой инфляции возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи. Инфляция может вызываться адаптивными инфляционными ожиданиями, связанными с политической нестабильностью, деятельностью средств массовой информации, потерей доверия к правительству. В условиях больших инфляционных ожиданий и роста курса иностранной валюты население предпочитает держать свои сбережения не в национальной валюте. Производители, опасаясь повышения цен у поставщиков, закладывают в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на сырье, комплектующие, тем самым раскручивают инфляционный процесс. Адаптивные инфляционные ожидания стимулируют наращивание текущего спроса в ущерб сбережениям и инвестиционным возможностям кредитной системы, что делает их еще более устойчивыми, поскольку ускоряется денежный оборот. Инфляция может быть спровоцирована налоговой политикой государства. В условиях инфляции формирование доходов бюджета происходит на инфляционной основе: при спаде производства прибыль образуется преимущественно за счет роста цен, а не за счет создания реальных материальных ценностей. Если в бюджет изымается большая часть прибыли хозяйства, то усиливается тенденция уклонения от уплаты налогов, уменьшаются возможности инвестиционной активности. При падении объемов производства налог на добавленную стоимость только усугубляет инфляцию — он напрямую влияет на увеличение цен. Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности в государстве и социальной активности населения, связанной с забастовками в базовых отраслях экономики. В России политический фактор сыграл важную роль в развитии инфляции. В процессе преобразования планово-распределительной системы в рыночную в российской экономике в наибольшей степени проявилась корректирующая инфляция, обусловленная объективными процессами трансформации структуры внутренних цен. В новых условиях хозяйствования нельзя было оставить старую систему ценообразования, фактически регулирующую прибыль и рентабельность, доходы и расходы бюджета, спрос на продукцию и ее предложение, занятость, экспорт и импорт, платежный баланс. Изменение структуры внутренних цен — процесс долгий и неоднозначный. Он зависит от многих факторов, связанных с развитием производства внутри страны, в регионах, а также с объемом и структурой импортных поставок, изменением курса рубля по отношению к другим валютам. Трансформация соотношений внутренних цен происходит в России на протяжении всех лет реформ, и общей тенденцией является сближение внутренних и мировых цен. Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен. В соответствии с этим признаком можно выделить такие виды инфляции. Ползущая инфляция со среднегодовыми темпами прироста цен от 3 до 10 %, характерная для развитых стран, где происходит умеренное обесценение денег из года в год. Это признается неизбежным для нормального развития рыночной экономики и долгое время рассматривалось в качестве фактора экономического роста. Современная экономическая наука доказала несостоятельность этого положения. Галопирующая инфляция — инфляция, развивающаяся стремительными либо скачкообразными темпами. Строго обозначенных параметров галопирующей инфляции нет вследствие того, что инфляционные процессы проявляют себя по-разному из-за различных типов экономических систем, уровня развития страны и т. п. Как правило, галопирующей инфляцией признаётся рост цен на 10—100 % в год, иногда встречаются и другие рамки (10—50 % или 20—100 %). П. Самуэльсон ограничивал галопирующую инфляцию 200 % в год. Гиперинфляция — инфляция с высокими либо чрезвычайно высокими темпами. В разных источниках указываются разные критерии. Это может быть рост цен свыше 10 раз (+900 %) в год; более 50 % в месяц (то есть в 129,7 раз год); свыше 100 % за 3 года (то есть свыше 2 % в месяц в течение 3 лет). Грань между названными видами инфляции условна, но общим признаком является возрастание скорости оборота денежных средств, резкое снижение совокупной покупательной способности денежной массы и уход из денежного оборота не только разменной монеты, но и последовательно мелких бумажных купюр. Гиперинфляция свидетельствует о глубоком кризисе в денежном хозяйстве страны, о неуправляемости хозяйственными процессами. В зависимости от продолжительности различают хроническую инфляцию и стагфляцию, когда инфляция сопровождается падением производства, что было характерно для России в 90-е годы. Социально-экономические последствия инфляции выражаются в: · перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением, между дебиторами и кредиторами; · обесценении денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета; · постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов; · неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибыли в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства; · искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту; вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс; · закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы, которая приводит к падению уровня жизни; · сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их рисковости; · обесценении амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс; · возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах; · активном развитии теневой экономики, ее «уходе» от налогообложения; · снижении покупательной способности национальной валюты и искажении ее реального курса по отношению к другим валютам; · социальном расслоении общества и в итоге обострении социальных противоречий. Особенности инфляции в России В каждой стране инфляционный процесс имеет специфику, связанную с совокупностью причин и факторов, его вызывающих. Современную инфляцию в России нельзя рассматривать без учета специфики планово-распределительной системы хозяйствования, без учета политических и экономических процессов, произошедших за последние годы. Важным фактором инфляционных процессов в стране выступала планово-распределительная система хозяйствования. Она породила затратный механизм хозяйствования и нарушение материальной и денежной сбалансированности в народном хозяйстве, что объяснялось диспропорциями во всех сферах экономики, прежде всего: · в распределении национального продукта на фонд накопления и фонд потребления и на базе этого проведении активной инвестиционной политики; · в производстве средств производства и товаров народного потребления; · в системе государственного ценообразования; · доходах и расходах государственного бюджета (дефицит); · в кредитных и финансовых ресурсах. Зарождавшиеся инфляционные процессы в пашей стране были обусловлены диспропорциями в сложившейся структуре народного хозяйства, в которой предпочтение отдавалось производству средств производства и вооружений при недостаточном уровне промышленного производства потребительских товаров и услуг, слабом развитии сельского хозяйства при огромных и неэффективных инвестициях в него. С конца 1991 года страна взяла курс на изменение базовых основ российской экономики — перевод государственно-монополизированной системы на рыночные отношения при разгосударствлении в максимально короткие сроки по упрощенной схеме собственности, приватизации предприятий, финансовой и банковской систем и либерализации всех сфер хозяйствования. Эти отношения устанавливались при неразработанности правовой базы и невозможности установить правовую ответственность всех субъектов товарного, финансового, валютного и кредитного рынков. В рамках рыночных преобразований с начала 1992 года должна была осуществляться либерализация цен, в ходе которой предполагалось их увеличение для ликвидации разрыва между спросом и предложением и устранения неравновесия между товарной и денежной массой, накопившейся к этому времени. В результате полного «освобождения» цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению в конкурентоспособных собственников. Схемы демонополизации и разгосударствления собственности еще не были до конца проработаны, их применение начиналось без надежной правовой базы при деформированной структуре производства и крайне низкой его эффективности. Нарастанию хозяйственного и финансового кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР. Либерализация цен в нашей стране совпала с дезинтеграцией хозяйственных связей со странами социалистического содружества и бывшими союзными республиками. Разрушались единый народнохозяйственный комплекс, единая банковская и бюджетная система страны, единое рублевое пространство. Либерализация цен ликвидировала избыток денежной массы в обращении, но создала огромный дефицит платежных средств, что деформировало финансовые потоки в народное хозяйство, нарушило формирование доходов населения, предпринимателей, государства, обесценило основной и оборотный капитал в промышленности, что привело к депрессии в ведущих отраслях производства, резко сокративших поступления финансовых ресурсов в бюджет России. Финансовые проблемы возникли во всех секторах экономики. Экономическое напряжение в стране усугублялось расстройством финансовой системы, «войной бюджетов» между центром и другими регионами, огромными потерями государства из-за спада производства, затрат, связанных с конверсией военно-промышленного комплекса, выводом войск из стран дальнего и ближнего зарубежья, военных действий на окраинах бывшего СССР. Стремительный инфляционный рост оптовых и розничных цен в отсутствие конкуренции и государственного регулирования повышал затраты государства на содержание армии, науки, культуры, здравоохранения и образования. Увеличивался дефицит государственного бюджета, который финансировался за счет централизованных кредитов Банка России, создавая в денежном обороте ничем не обеспеченную массу платежных средств. Огромной проблемой для России стали внешние займы. Не решив ни одной экономической, социальной и политической проблемы с помощью иностранных кредитов, их активно использовали для покрытия бюджетного дефицита, который из года в год нарастал и требовал еще больших заимствований, поскольку все большую долю в бюджетных расходах занимали расходы по обслуживанию внешнего долга. Таким образом, спровоцированная «отпуском» цен инфляция издержек дополнялась инфляцией спроса. Важнейшим фактором нарастания инфляции в России в этот период явились дальнейшая либерализация валютного законодательства, внешней торговли, устранение валютных ограничений по текущим операциям, введение внутренней конвертируемости рубля в условиях огромной внешней задолженности государства. Отказ от торговых и валютных барьеров привел к огромным потокам дешевых импортных товаров, которые вытеснили с внутреннего рынка аналогичную отечественную продукцию и привели к сокращению ее производства. Мощные спекуляции на валютном рынке вызвали быстрое падение курса рубля и удорожание всех импортируемых товаров, что усилило внутреннюю инфляцию издержек за счет импортируемой инфляции. Особенностью российской инфляции являлось то, что она сопровождалась привязкой рубля к доллару и наличием нереального валютного курса, который устанавливался только по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже, в то время как 80% продаж иностранной валюты осуществляется на межбанковском рынке. Разрешение использовать на территории России в качестве платежного и покупательного средства иностранную валюту привело к долларизации экономики и дополнительному росту денежной массы в обращении в объеме обращающейся иностранной валюты. Около 15% денежных доходов населения России вложено в наличную валюту, а повышенный спрос на нее стимулировал спекулятивные сделки с валютой на рынке. Особенно активно пользовались этим банки, играя на повышении и понижении курса валют, получая значительный доход от обмена наличной и безналичной валюты, реэкспортируя наличную валюту в другие страны. Все это усиливало инфляционные тенденции в России. Наиболее сильно после либерализации цен финансовый кризис поразил промышленные предприятия: хронические неплатежи, спад производства, снижение налогооблагаемой базы, нарастание бюджетного дефицита. Либерализация цен не только обесценила денежные накопления населения, но и лишила государственные предприятия возможности нормально работать, обесценив их оборотные средства. Потери оборотных средств государство предприятиям не компенсировало, оптовые цены возрастали значительно быстрее возможности увеличения оборотных средств. Банковский кредит стал недоступен из-за высоких процентных ставок в условиях жесткой денежной политики государства, направленной на снижение темпов инфляции. Либерализация хозяйственных связей создавала огромные возможности для вывоза материальных и валютных ресурсов в ближнее и дальнее зарубежье, создавая дефицит на товарных и финансовых рынках России. В то же время нарастала задолженность бывших союзных республик Центральному банку Российской Федерации по «техническим» кредитам, связанным с невозможностью осуществления расчетов по поставкам товарно-материальных ценностей из России. Выдача этих кредитов спровоцировала не менее 25% общего объема инфляции. Сжатие денежной массы внутри России вызвало колоссальный платежный кризис. Реакцией на жесткую денежно-кредитную политику явился новый виток нарастания взаимных неплатежей. Темпы роста неплатежей коррелируют с динамикой инфляции и денежной массы. В 1993 году увеличение взаимных неплатежей происходило на фоне активного сокращения объемов производства, натурализации хозяйственных отношений, появления большого количества денежных суррогатов, позволяющих «уходить» от налогообложения. Стремление проводить жесткую денежно-кредитную политику, чтобы сбить инфляцию, превратилось в один из факторов, стимулирующих инфляционный рост цен, поскольку за определенными пределами снижения денежной массы начинаются последствия, которые неминуемо провоцируют нарастание инфляции по схеме: неплатежи — спад (остановка) производства — сокращение доходной базы бюджета — потребность в кредите для его финансирования. Сокращая дефицит бюджета, государство увеличивало свою задолженность перед предприятиями, а это обернулось неплатежами по технологическим цепочкам и общим платежным кризисом к концу года. Искусственное сжатие денежной массы и дефицита бюджета обусловило финансовый кризис в экономике. С 1995 года существенным моментом денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации является требование жесткой централизации контроля за предложением денег экономике. Вместе с тем используемые государством формы «неэмиссионного» механизма финансирования нараставшего дефицита государственного бюджета создали огромные проблемы для бюджета, поскольку стали крупнейшей расходной статьей бюджета по обслуживанию и погашению государственного долга и продолжали разрушать отечественное производство, лишая его финансовой базы развития. Общим итогом проводимых правительством жестких мероприятий в области регулирования денежной массы и снижения инфляции явился глубочайший экономический кризис в августе 1998 года. Либерализация цен и политика денежных ограничений привели к обвальному промышленному спаду. Россия к началу 1999 года потеряла больше половины своего валового национального продукта и более чем вдвое снизила промышленное производство. При этом спад носил не структурный, а всеобщий характер и поразил наиболее прогрессивные и высокотехнологичные отрасли и виды производства, что означает потерю как внутреннего, так и внешнего рынков. Наиболее глубоким и опасным по своим социально-экономическим последствиям стал спад инвестиционной активности. При сокращении объема инвестиций на 2/3 невозможна не только структурная перестройка, но и воспроизводственный процесс, поскольку происходит невозобновляемое выбытие основных фондов. В этой сфере наблюдались самые высокие темпы спада. Средства, предназначенные для инвестиций в народное хозяйство, шли на более привлекательные рынки государственных ценных бумаг и валюты. Последнее означало инвестирование западной экономики. Немало негативных последствий имела и приватизация. Она не только не дала бюджету ощутимых поступлений, не способствовала привлечению отечественных и иностранных инвестиций, но и не принесла реальной пользы для повышения эффективности хозяйствования. В ряде случаев из-за приватизации оказались искусственно разрушенными технологические связи. Практика показала, что инфляция в России — не столько денежный феномен, сколько обусловлена особенностью российской экономики. Обесценение денег в России происходит не по причине излишка денег в обращении, а из-за монопольного взвинчивания цен посредническими структурами, спекулятивной игры на понижение курса рубля. Отказ государства от регулирования экономических и социальных процессов привел к потере контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов. Денежные потоки «оторвались» от натурально-вещественных, разрушая воспроизводственный цикл, что делало невозможным формирование рыночных отношений в производственной сфере. Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо отреагировали на снижение цен, которое наблюдалось в 1997 году, начале 1998 года и не было поддержано инвестиционной государственной политикой. В рассматриваемый период действовали и другие факторы инфляции: нарастание бюджетного дефицита и государственного долга, слабая собираемость налогов, рост неплатежей и задолженности по заработной плате, расширение сферы применения денежных суррогатов, увеличение безработицы. После августовского кризиса 1998 года Центральный банк Российской Федерации стал проводить денежно-кредитную политику, направленную на снижение инфляционных процессов в стране, поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, повышая уровень монетизации народного хозяйства, снижая процентные ставки и укрепляя валютный курс рубля. Одновременно осуществлялась реструктуризация банковской системы, и банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса. Успешное проведение этой работы, а также девальвация рубля и повышение цен на сырье дали импульс для роста ВВП. Сохранение в течение 2000—2008 годов большого положительного сальдо платежного баланса, быстрый рост золотовалютных резервов, создание стабилизационного фонда, профицит бюджета свидетельствуют о том, что страна вышла из периода стагфляции и активно проводит эффективную макроэкономическую политику. Последовательное снижение инфляции в последние годы является главной целью денежно-кредитной политики Банка России. По итогам 2011 года инфляция в России составила 6,1%, что является наименьшим значением с 1991 года. Отметим, что в 2010 году инфляция в стране составила 8,8%, в 2009 год — также 8,8%, в 2008 году равнялась 13,3%. На базе этих положительных тенденций постепенно инфляция будет снижаться до 3—5%. В современных условиях основным фактором инфляции является слабый контроль государства за ценами естественных монополий, монополизацией локальных рынков, их криминализацией. В меньшей мере на инфляцию оказывают давление монетарные факторы, в частности увеличение доходов населения. Основные направления антиинфляционной политики Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов ее регулирования, соответствующих современным реальным условиям хозяйствования. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с участием государственного регулирования. Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.Попытки справиться с инфляцией путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно более тяжелые последствия, чем сама инфляция, так как являются тормозом экономического роста, решения социальных задач. Поскольку цивилизованные рыночные отношения в России только формируются, еще не создана хорошо работающая законодательная база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, в стране по-прежнему будут осуществляться экономические реформы. В связи с этим стоит задача более четкого определения финансовой стратегии государства, направленной на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста. Основным фактором в борьбе с инфляцией являются улучшение общей экономической ситуации в стране, повышение инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. В связи с этим особое значение для экономики приобретает поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулирование диверсификации экспорта продукции, разумная протекционистская политика и политика валютного курса, что будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественных товаров. Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и ее приспособление к потребностям рынка благодаря демонополизации и регулированию деятельности существующих монополий, стимулированию конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д. В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет возможность восстановления государственных структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при проведении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Вместе с тем сохраняется необходимость государственного регулирования цен на энергоносители, продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги, услуги ЖКХ, а также в процессе ликвидации ножниц цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. При переходе к рынку становится необходимой цивилизованная приватизация с учетом реальных экономических, технологических и экологических потребностей общества на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающей соответствующие поступления средств в государственный бюджет. Для достижения необходимого эффекта важно обеспечить разумное соотношение между всеми формами собственности. В результате этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики по формированию и развитию единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, фондового рынка, рынка недвижимости, земли, труда и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза стран СНГ с учетом взаимных интересов. Блокировка финансовых факторов инфляции связана с решением проблемы собираемости налогов. Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы: · сокращению количества взимаемых налогов; · пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен — отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.; · изменению методики налогообложения; · ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства; · регулированию перераспределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов. Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса. Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Отток капитала из России по итогам 2011 года составил 84,2 млрд. $ — больше, чем предельные оценки ЦБ РФ, и это рекорд оттока вне острых фаз экономического кризиса. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству. Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. Кроме этого, России предстоит преодолеть зависимость экономики, бюджета, валютного курса, ценообразования от внешних факторов, конъюнктуры мировых рынков. Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год. Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на денежный оборот, увеличение уровня монетизации. Россия должна перейти к полноценной системе среднесрочного таргетирования инфляции на 3— 5 лет с учетом мирового опыта. Необходимо прямое управление кредитной эм
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |