Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление персоналом как учебная дисциплина




Управление персоналом как наука существует на двух уровнях: теоретическом и прикладном.

Цель теории управления персоналом – получение новых знаний путем описания и классификации явлений, установление причинно-следственных, функциональных и иных взаимосвязей и закономерностей между ними, прогнозирования типичных организационных ситуаций.

Управление персоналом на прикладном уровне занимается вопросами изменения и преобразования реальных производственных ситуаций, разработкой конкретных моделей, проектов и предложений для повышения эффективности использования сотрудников.

Комплексный, интегративный характер управления персоналом проявляется в структуре знаний управления персоналом как науки. ЕЕ стержень, ядро составляют собственные, специфические знания, отражающие, во-первых, влияние различных характеристик работников на их отбор и организационное поведение и, во-вторых, способы и приемы практического использования установленных взаимосвязей в целях обеспечения экономической и социальной эффективности организации. Кроме того, управление персоналом опирается и отчасти включает теории, касающиеся аспектов человека. К ним относятся следующие концепции:

1. Экономические теории, охватывающие разные направления экономической науки. Это теории рынка труда. Выводы теорий рынка труда важны для выработки; стратегии и принятия оперативно-тактических решений в плане привлечения рабочей силы, удержания ценных сотрудников на предприятии, стимулирования сотрудников и т.д. Важнейшее значение для управления персоналом имеют и другие направления экономической науки, в частности:

a. Теории планирования, лежащие в основе планирования персонала;

b. Экономическая информатика, дающие ориентиры для оптимизации информационного процесса в организации;

c. Экономические теории и методы, позволяющие определять затраты на персонал, принимать рациональные решения в области его комплектации.

2. Психологические теории. Выводы общей психологии важны для понимания природы личности, учета специфики характера, менталитета, ценностных ориентаций работников, восприятия ими стимулов и т.д. Социальная психология объясняет многие аспекты группового поведения: лидерства, сплоченности, конформизма, формальных и неформальных коммуникаций и др. Психология общения используется для налаживания оптимальных с точки зрения организационных целей межличностных коммуникаций. Психология труда дает сведения о психической составляющей трудовой деятельности.

3. Социологические концепции – проявляются в теориях групп и организаций. Организационная психология раскрывает многие закономерности групповой деятельности, обосновывает оптимальные варианты координации действий персонала в условиях меняющейся внешней среды. Организационная социология исследует влияние формальных аспектов организации на поведение человека.

4. Трудовое и социальное право. Вся деятельность по управлению персоналом осуществляется в рамках закона, и прежде всего трудового и социального права, которые регулируют организацию труда и сам трудовой процесс, всю совокупность отношений между работником и работодателем, непосредственным представителем которого выступает администрация.

Управление персоналом как наука оказывает важное влияние на реальную жизнедеятельность организаций, становясь достоянием людей, занятых в области управления и производства.

Государственная система управления трудовыми ресурсами Российской Федерации

Государственная система управления трудовыми ресурсами РФ представляет собой совокупность органов государственной законодательной, исполнительной и судебной власти и управления, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, а также разрабатывающих методы управления и механизм их использования. Ее задачи следующие:

1.) принятие законов и контроль за их исполнением;

2.) выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда, организации труда и разрешения конфликтных ситуаций и т.д.

В условиях рыночных отношений государственное регулирование социально-экономических отношений носит ограниченный характер и, как свидетельствует опыт развитых стран, касается вопросов трудового законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

Законодательная власть принимает законы, содержащие основные правила поведения, в том числе и в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации также обладает правами по участию в законодательной деятельности. Но Совет Федерации не наделен правом принимать законы, однако правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Государственной Думой.

Органы исполнительной власти следят за исполнением законов; на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

Исполнительную власть представляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие социально-трудовых отношений на практике Конституции РФ, федеральным законам, нормативным указам Президента.

Правительство РФ формирует федеральные и отраслевые министерства, ведомства и в их числе как специализированное на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами Министерство труда и социального развития РФ (далее Минтруда РФ), так и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и т.п.

Министерство труда и социального развития РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям органов исполнительной власти субъектов РФ. Основные задачи:

1) разработка предложений и реализация государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития;

2) содействие развитию социального страхования;

3) совершенствование системы оплаты труда и социального партнерства;

4) организация пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшения условий и охрана труда;

5) обеспечение активной занятости населения, социальных гарантий и социальной защиты;

6) осуществление международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.

Функции министерства труда РФ:

1) в области комплексных проблем социального развития – разрабатывает предложения по основным направлениям в сере труда, занятости и социальной защиты населения;

2) в области повышения уровня жизни и доходов населения – подготавливает предложения о минимальных размерах оплаты труда, пенсий и т.д.;

3) в области оплаты труда – разрабатывает предложения по повышению мотивации и эффективности труда;

4) в области условий и охраны труда – осуществляет государственное управление условиями и охраной труда;

5) в области социального партнерства в трудовых отношениях – подготавливает предложения по совершенствованию системы социального партнерства, основных направлений ее развития, осуществляет руководство работой по заключению соглашений и коллективных договоров;

6) в области народонаселения – разрабатывает и осуществляет меры по реализации основных направлений государственной социально-демографической политики;

7) в области занятости населения – осуществляет анализ занятости по отдельным категориям населения, разрабатывает прогнозные оценки состояния рынка труда;

8) в области развития кадрового потенциала – разрабатывает и организует реализацию предложений по содействию развития персонала на производстве;

9) в области социального страхования – разрабатывает предложения по развитию системы государственного социального страхования;

10) в области пенсионного обеспечения – разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области пенсионного обеспечения и совершенствованию федерального пенсионного законодательства;

11) в области социальной защиты населения - разрабатывает предложения государственной политики в области социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста, ветеранов, инвалидов;

12) в области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей – подготавливает проекты нормативных правовых актов, федеральных программ социальной поддержки ветеранов войны и военной службы;

13) в области социального обслуживания населения – организует создание и развитие сети комплексных и специализированных государственных, муниципальных, частных и иных социальных служб социального обслуживания населения;

14) в области государственной службы – подготавливает предложения по денежному содержанию, социальным гарантиям и пенсионному обеспечению лиц, замещающих государственные должности РФ;

15) в области законодательства о труде, занятости и социальной защите населения – подготавливает проекты нормативных правовых актов о труде, занятости и социальной защите.

Ведущими подведомственными организациями Минтруда РФ являются Институт труда, Центральный институт труда, Центральное бюро нормативов по труду, Всероссийский центр производительности.

Институт труда проводят исследования и разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения и др. Центральный институт труда проводит научные исследования и разрабатывает методические рекомендации в области нормирования труда, организации труда, занятости населения, подготавливает к изданию информационные материалы Международной организации труда МОТ.

Всероссийский центр производительности изучает и разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда с учетом человеческого фактора; разрабатывает Федеральную программу повышения производительности труда, доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений; осуществляет информационное обслуживание предприятий, служб занятости; проводит анализ статистических показателей по труду; занимается учебно-методической по организации обучения менеджеров; ведет консультативную деятельность по реализации и внедрению японских методов повышения производительности труда; издает информативные, методические и библиографические сборники по труду и кадрам.

Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования и разработки в области норм и нормативов по труду и кадрам.

При Минтруда РФ создана служба разрешения коллективных трудовых конфликтов с целью контроля за ходом выполнения заключенных соглашений, изучения причин возникновения трудовых споров и их устранения.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, связанных с применением трудового законодательства.

Судебную власть представляют суды: Конституционный, Верховный, Высший арбитражный, федеральные суды, а также Министерство юстиции РФ.

Министерство юстиции РФ обеспечивает реализацию государственной политики, в том числе в социально-трудовой области. В его задачи входит следующее:

1) участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);

2) государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права свободы и законные интересы граждан;

3) организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;

4) сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;

5) повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;

6) участие в правовом просвещении граждан.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и др.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.