Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегическое




Объект, предмет, цель, задачи организационного поведения

 

Истоки организационного поведения как науки следует искать там же, где и научного менеджмента и теории организаций – в работах Ф. У. Тейлора, А. Файоля, У. Бенниса, Г. Ливитта, Г. Лайкерта, Ф. Лутанса, К. Арджириса и др. Впервые термин «организационное поведение» использовал Ротлисбергер в 50-е годы вместо модного в то время понятия «человеческих отношений»[1]. Это сравнительно новый предмет. Но сразу нужно сказать, что определения этой науки, как и её отдельных понятий, страдают нелогичностью. Например: организационное поведение – это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний [Ньюстром, Дэвис, ОП, с. 14]. О рганизационное поведение – это «изучение структуры, условий эффективности функционирования организаций, а также поведения групп и отдельных индивидов внутри организации»[2]. В этих определениях нарушены правила определения понятий, существующие в формальной логике.

В логике классификационными или классическими называются явные определения, которые даются через указание на род и видовое отличие (или отличия, если их несколько). Такой подход был заложен ещё в Древней Греции. Подход вполне понятен, очевиден и поэтому бесспорен: поскольку родовое понятие включает в себя множество видов, нужно перечислить именно те видовые отличия, которые позволят определяемому объекту или предмету занять своё место среди других видов, «отдифференцироваться» от них. Видовые отличия ещё называют классификационными признаками.

Приведём простой пример родо-видового определения: «Часы – это прибор, измеряющий, отсчитывающий и показывающий время в пределах суток» [Литвак, Ожегов]. Здесь основная часть определения – «прибор» – указывает на род понятия, а вторая часть – «измеряющий, отсчитывающий и показывающий время в пределах суток» – указывает на пять видовых отличий этого прибора: 1) измеряющий; 2) отсчитывающий; 3) показывающий; 4) время; 5) в пределах суток.

«Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи». Всё достаточно просто.

Организационное поведение – наука, изучающая поведение отдельных людей и их групп в организации и поведение организации во внешней среде.

Предмет организационного поведения – это поведение работников, рабочих групп и организаций.

Соответственно говорят, что ОП изучается на трёх уровнях: микро-, мезо-, макроуровне, т. е. на личностном, групповом и общеорганизационном уровнях.

Таким образом организационное поведение включает в себя:

1. Поведение отдельных людей в организациях.

2. Поведение групп в организациях.

3. Поведение организации во внешней среде.

Самое простое, краткое и понятное определение понятия поведение дал Питер Хани: п оведение – всё, что мы говорим и делаем.

Психологу Курту Левину принадлежит следующая формула поведения:

 

П= f (X, Е), где X – особенности характера, Е – окружающая среда.

 

А где же врождённые особенности человека? Рост, вес, внешность, темперамент?

 

Поведение является внешним проявлением психической деятельности человека. Оно включает в себя движения, жесты, позы, мимику, взгляды, действия, поступки. Может быть вербальным (словесным) и невербальным (без слов).

К невербальному относится проксемическое – дистанция и взаимная ориентация людей в пространстве.

На рисунке 1.1 видно, что подчинённые стараются держаться подальше от начальника.

 

 

Рисунок 1.1 – «Иногда решительный шаг вперед - это результат хорошего пинка сзади»:

http://nowa.cc/showthread.php?s=07d3dfac28138c684dcf6bab6a950dab&p=3763126

 

Отсюда понятно, что организационное поведениеэто всё, что говорят и делают люди, находясь на работе. Но под поведением понимают как действие, так и бездействие. Бездействие сотрудника тогда, когда он должен работать, тоже является поведением. Например, менеджер должен контролировать исполнение дела, а он предпочитает «доверять». Или преподаватель, зав.кафедрой и т. д. …

Цель ОП и как науки, и как учебной дисциплины – повышение эффективности деятельности организации.

Эффективность (результативность) – понятие многоплановое. Оно рассматривается и с экономической точки зрения – это экономическая эффективность, и с психологической точки зрения – это удовлетворённость сотрудников, важным условием которой является благоприятный психологический климат.

Задачи ОП как науки:

- сбор, обработка, изучение и анализ информации о поведении работников и их групп (исследование);

- выявление закономерностей трудового и социального поведения (общения, взаимодействие, конфронтации и т. д.);

- предсказание трудового и социального поведения в организациях и организации во внешней среде;

- разработка методов управления организационным поведением.

Методы исследований: наблюдение, устный и письменный опрос, эксперимент, психологическое тестирование, анализ ситуаций.

В организации можно наблюдать множество видов поведения человека.

1. По уровням развития организма:

· рефлексное – реакции организма на раздражитель;

· инстинктивное поведение;

· поведение как результат научения – у животных, начиная от червей и до приматов и человека – условные рефлексы;

· поведение как результат рассудочной деятельности.

2. По количеству участников:

· индивидуальное;

· групповое;

· видовое.

3. По степени опосредованности (непосредственности):

· импульсивное;

· опосредованное (направляемое правилами, требованиями и нормами).

4. По степени соответствия нормам права:

· правовое;

· противоправное (девиантное, отклоняющееся): преступления и нарушения всех видов.

5. По степени соответствия нормам морали:

· моральное, нравственное, этичное;

· аморальное, безнравственное, неэтичное (непротивоправное, но тоже девиантное, отклоняющееся): пьянство, стяжательство, сексуальная распущенность и т. п.)

6. По характеру труда и трудовой активности:

· предпринимательское, бюрократическое, преподавательское, чиновничье; депутатское; президентское и т. п.

· поведение наёмного работника;

· руководящее (начальственное) и исполнительское;

· поведение собственника.

7. По виду групп:

· в малых группах (от 2-х до 30 человек) – формальных и неформальных;

· в больших группах – формальных и неформальных;

· массовидное (в толпе).

8. По используемым средствам:

· вербальное;

· невербальное.

9. По типу целей и видов поведения в организации:

В организации наблюдаются следующие виды поведения (типология МГУ):

1. Функциональное трудовое поведение – добросовестное исполнение трудовых обязанностей.

2. Целевое экономическое поведение – стремление достичь определенного уровня экономического благосостояния.

3. Реактивное трудовое поведение – отрегулированное поведение, как реакция на требования менеджмента или коллектива.

4. Стратификационное поведение – стремление изменить статус, страту.

5. Инновационное поведение – поиск нестандартных решений, путей улучшения организации труда.

6. Адаптационно-приспособительное поведение. В ситуации перемен человек может быть конформистом, т.е. поступать и думать так, как считает правильным большинство группы или начальство. Или же нонконформистом, а также независимым.

7. Церемониально-субординационное поведение – поведение, соответствующее принятым церемониям, ритуалам и существующей субординации.

8. Характерологическое поведение – поведение в соответствии со своим характером и настроением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.