КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Суть и функции рынка
Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами (домашними, предприятиями, государством, мировым хозяйством) следующие основные взаимосвязанные проблемы:
ЧТО производить – это принятие решения о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время;
КАК производить – это принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, при помощи каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги;
ДЛЯ КОГО производить – это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими потребитель. Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и т.д.
Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-своему. В рыночной экономике указанные проблемы решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибыли и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит из возможностей получения наибольшей прибыли в условиях конкуренции, использует ресурсы, которые требуют меньших затрат (как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами). Отсюда вытекают важные условия развития экономической системы, использующей рыночные механизмы: 1. Наличие свободы предпринимательства и выбора. Потребители должны получать то, что они предпочитают; предприятия – производить и реализовывать продукты, которые считают целесообразными. Поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские, материальные и финансовые ресурсы. 2. Каждый их участников экономического процесса стремится получить свою выгоду (удовлетворить свои противоречивые интересы). Продавец – желает продать товар (услугу) по более высокой цене и при меньшей ответственности. Покупатель – стремится купить недорогие товары при высокой ответственности продавца. Работники стремятся к приятной, интересной и высокооплачиваемой работе. Работодатели – заинтересованы в обеспечении высокой производительности труда при как можно более низкой заработной плате и т.д. Все эти противоречия – источник хаоса, который могут порождать свобода выбора и предпринимательства. Этого не происходит благодаря системе рынков, цен и фактору коммуникации. Интересы продавца (предложение) и покупателя (спрос) сталкиваются на рынке, где и выявляется возможность достижения их целей. Регулятором в системе отношений между субъектами рынка выступает цена, которая выполняет одновременно функции информатора на каждый конкретный момент времени. Прибыль является стимулом развития в любой из отраслей экономики. Получение прибыли в отрасли ведет к ее расширению. И так будет до тех пор, пока объем предложения не превысит спрос и цена не установится в таком размере, при котором исчезнет возможность получать прибыль. В случае сокращения производства происходит уменьшение предложения по сравнению с рыночным спросом, в результате повышаются цены на продукцию и ликвидируется убыточность. Указанные положения доказывают, что рынки выполняют функцию по вознаграждению или наказанию их участников и регулированию их экономических отношений. Этот процесс более детально изучается в экономической теории. В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя, от которого зависит в конечном итоге прибыль компании. Основное достоинство рыночной экономики – это постоянное стимулирование эффективности общественного производства. Как точно подметили Макконнелл К.Р. и Брю С.Л., “рыночная система функционирует и координируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства” (“Экономикс”, т.1, с.91). У рынка имеются и слабые стороны, поэтому всегда стоит вопрос о необходимости вмешательства государства в рыночные процессы. Рынок всегда рассматривается как обязательный компонент товарного хозяйства. Эволюция рынка обусловлена причинами развития товарного производства: - развитием общественного разделения труда; - экономической обособленностью хозяйствующих субъектов; - наличием разнообразных форм собственности; - наличием свободного предпринимательства и выбора; - тесной связью с развитием мировой экономики и др. Понятие “рынок” по мере развития общественного производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. В отечественной и зарубежной литературе даются различные определения сущности рынка. В узком понимании рынок понимается как место торговли, встречи продавцов и покупателей по поводу продажи и покупки товаров. Ф.Котлер в своей книге “Основы маркетинга” характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара (с.54). Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. в “Экономикс” рынок представляют как механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги (с.77). Орлов А.В. в книге “Товары и услуги” отмечает: “Рынок – это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников” (с.263). Американские ученые Р.Липсиц, П.Стейнер, Д.Первис считают, что “рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: …” Интересна точка зрения на рынок российских ученых РЭА им. Г.В. Плеханова, которую схематично можно представить следующим образом:
Таким образом, под РЫНКОМ понимают “экономическую категорию, объединяющую совокупность экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающую экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающую обмен продуктами труда” (Т.2, с.23). Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Воздействие рынка на экономические отношения обеспечивается через “рыночный механизм” с его атрибутами “цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки”. Рынок существует в конкретных условиях института собственности.
Роль рынка во всех фазах общественного воспроизводства: Потребление - выражает цель экономической деятельности. Производство – основа развития рынка, поскольку именно в производстве создается товарная масса. Все преобразования только в сфере обращения сдерживают переход России к рыночной экономике. Распределение – выступает как следствие производства, и от того, как распределяют результаты труда, зависит эффективность хозяйствования. Обмен – раскрывает содержание и принципы функционирования рыночного механизма.
Субъектами развитого рынка являются: - домохозяйства; - предпринимательские организации (фирмы, предприятия, ИЧП и др.); - банки и другие структуры финансовой и страховой системы; - государство. В зависимости от объектов купли-продажи рынки классифицируют на рынки факторов производства и потребительские рынки, рынки инноваций и технологий. Рынок начинается с возможности приобрести рабочую силу и средства производства (инвестиции). Эти элементы производительных сил соединяются с помощью капитала и являются основой производства. Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, их перелив в наиболее эффективные отрасли производства. Все рынки являются комплексными. Каждый из перечисленных рынков включает более мелкие. Их различают по многим признакам, в частности: 1) по экономическому назначению (товаров и услуг, средств производства, труда, инвестиций и т.д.); 2) по территориальному признаку (местный, региональный, национальный, мировой); 3) по категориям населения; 4) по видам ограничения конкуренции. В литературе последних лет в зависимости от состояния рынка, соотношения спроса и предложения различают: - рынок продавца, где наибольшую активность проявляют покупатели в силу дефицита товаров и услуг; - рынок покупателя, где предложение обгоняет спрос и наибольшую активность проявляют продавцы. В курсе экономики предприятия важно рассмотреть, какие функции выполняет рынок и его составляющие элементы.
Функции рынка: 1. информационная – о меняющихся ценах и конъюнктуре (условиях рынка), ассортименте и качестве товаров и услуг; 2. посредническая – связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. В нормальных условиях у обоих субъектов обмена есть выбор лучшего, подходящего продавца и покупателя; 3. ценообразующая – на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке часто через цену улавливается влияние изменений в производстве, потреблении и конъюнктуре рынка. 4. стимулирующая – побуждающая к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной для развития прибыли, к внедрению достижений НТП и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами; 5. регулирующая – это важнейшая функция, поскольку рынок дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в выполнении этой функции принадлежит конкуренции. 6. санирующая – конкуренция на рынке заставляет освобождаться от экономически неустойчивых предприятий и способствует развитию тех предприятий, где развито предпринимательство и эффективно ведется хозяйственная деятельность.
2.2. Сущность экономической системы. В деле эффективного управления предприятием очень важно учитывать, какая экономическая система сложилась или складывается в данной стране и какие принципы должны быть положены в основу экономических отношений. Экономическая система регулирует степень самостоятельности отдельных хозяйствующих субъектов в принятии решений и степень изменчивости связей между ними. Концепции экономической системы издавна были одной из излюбленных и в то же время чрезвычайно острых дискуссионных тем экономической теории. “ Экономическая система представляет собой определенную организационную форму национального хозяйства, модель его организационного устройства”(Беа Ф.К., Дихтль Э., Швайтер М.). Многомерность экономической системы обуславливают различные трактовки ее сущности. “Экономическая система – совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории” (П. Грегори, Р. Стюарт).
ПРИМЕЧАНИЕ: В дискуссии об “оптимальной” экономической системе сильное влияние оказали два политических течения (мировоззрения): - либерализм (Адам Смит (1723 – 1790), Давид Риккардо (1772 – 1823) – свободная деятельность индивидуумов способствует росту общего благосостояния; Фердинанд Паскаль (1825 – 1864) – государство как “ночной сторож”). - социализм (прежде всего, Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – выступали за ограничение государством свободы индивидуума, так как это ведет к кризисам и эксплуатации человека человеком).
Эту систему можно представить как особым образом упорядоченную совокупность связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Немецкие ученые рассматривают экономическую систему как определенную организационную форму национального хозяйства, модель его организационного устройства или “рамочное условие предпринимательской деятельности”. В рыночных условиях хозяйствующие субъекты свободны в принятии решений. Однако свобода действий имеет место в определенных рамках. Экономическую систему рассматривают как модель функционирования экономической, социальной, технической, экологической и других сфер общества и в том числе национальной экономики. Каждая экономическая система характеризуется свойствами. Отсюда и множество характеристик сущности экономической системы.
Элементы экономической системы и критерии ее дифференциации: - организация мер по принятию решений; - развитие отношений собственности; - контроль результатов хозяйственной деятельности; - механизмы обеспечения информации и координации экономического развития; - формирование доходов субъектов; - механизмы постановки целей развития; - побуждение людей действовать. Главным звеном в экономической системе является взаимодействие производственных факторов: все природные ресурсы, рабочая сила (труд), капитал. Соединение факторов производства обеспечивается через организацию и управление производством, предпринимательскую деятельность. Производственные возможности экономической системы ограничены, эта ограниченность со временем даже возрастает (например, для природных факторов). Действует правило, при котором увеличение производства одного блага ведет к уменьшению другого. Предприниматели должны обеспечивать оптимальное сочетание всех факторов производства. Это зависит от свойств экономической системы и ее механизмов. На практике различают спонтанный (стихийный) способ координации хозяйственной деятельности (это рыночная модель) и иерархический способ (это командно-административная система).
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |