КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. По определению ИСО: сорт (градация, класс) ‑ категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение
Резюме Краткое содержание ИСО 9001 Качество и сорт По определению ИСО: сорт (градация, класс) ‑ категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. В Советском Союзе проводилась аттестация товара (аналог сертификации в ИСО). По ГОСТ 15467-79 аттестация проводилась по двум категориям: высшей и первой. К высшей категории относились изделия, которые по качеству соответствовали лучшим отечественным или зарубежным образцам или превосходили их и удовлетворяли общественные потребности. К первой категории относилась продукция, соответствующая требованиям действующих стандартов и технических условий и удовлетворяющая общественные потребности. Товары первой категории выпускались нескольких сортов (как правило, 1-го и 2-го). Сорт ‑ это градация товара определенного вида по одному или нескольким показателям качества, установленная нормативной документацией. К товарам высшей категории могла быть отнесена продукция только 1-го сорта. В стандарте ИСО 9001:94 п. 4.13 сказано: “Продукция, не соответствующая установленным требованиям, может быть переведена в другую категорию (сорт) для использования в других целях.” Таким образом, сорт (градация, класс) отражает предусмотренные или признанные различия в требованиях к качеству. Упор делается на взаимосвязь функционального использования и затрат. Может оказаться, что товар 1-го сорта имеет плохое качество и наоборот. Если сорт или класс обозначен численным значением, высшему сорту обычно соответствует значение 1. С ухудшением качества значение сорта увеличивается. Когда сорт или класс обозначен количеством знаков, например, числом звездочек, то обычно низкий класс имеет меньшее число звездочек. Ниже приводится краткое содержание и описание пунктов стандарта ИСО 9001:94 “Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании”. Описание сделано по официальному переводу стандарта ИСО 9001:94. 1. Область применения Настоящий международный стандарт устанавливает требования к системе качества, необходимые для оценки способности компании-поставщика проектировать и поставлять продукцию, соответствующую установленным требованиям, направленным на удовлетворение потребности потребителя. Условия применения ‑ соответствие продукции установленным требованиям можно получить адекватной демонстрацией возможностей компании-поставщика в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания. 2. Нормативная ссылка. Стандарт, указанный ниже, содержит положения, создающие основу настоящего стандарта. Сторонам, которым предстоит заключить соглашения, базирующиеся на настоящем стандарте, рекомендуется изучить возможности применения последнего издания указанного стандарта. ИСО 8402:94 Управление качеством и обеспечение качества. Словарь. 3. Определения В настоящем стандарте используют определения, данные в ИСО 8402:94, а также приводимые ниже определения. Продукция ‑ результат деятельности или процессов. В настоящем стандарте термин “продукция” применяется только к основной продукции (предлагаемой потребителям) и не применяется к побочной продукции, влияющей на окружающую среду. В этом состоит отличие от определения, данного в ИСО 8402:94. Заявка на подряд ‑ заявка, сделанная поставщиком в ответ на предложение выполнить контракт на обеспечение продукцией. Контракт ‑ требования, согласованные между поставщиком и потребителем и переданные с помощью любых средств. Для однозначности понимания следующих терминов приведем их определения из стандарта ИСО 8402:94. Потребитель ‑ получатель продукции, предоставляемой поставщиком. Примечания: 1. В контрактной ситуации потребитель может быть назван покупателем. 2. Потребителем может быть, например, конечный потребитель, пользователь, льготно обслуживаемый потребитель или покупатель. 3. Потребитель может быть или внешним, или внутренним. Поставщик ‑ организация, предоставляющая продукцию потребителю. Примечания: 1. В контрактных ситуациях поставщик может быть назван подрядчиком. 2. Поставщиком может быть, например, производитель, оптовик, импортер, монтажник или сервисная организация. 3. Поставщик может быть или внешним, или внутренним. Субподрядчик ‑ организация, предоставляющая продукцию поставщику. В данном учебнике рассматривается создание системы качества у поставщика. 4. Требования к системе качества 4.1. Ответственность руководства Руководство компании-поставщика должно определить и документально оформить политику в области качества, включая задачи и обязательства по качеству. Ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, руководящего, выполняющего и проверяющего работу, которая влияет на качество, должны быть определены и документально оформлены. Поставщик должен определить требования к ресурсам и обеспечить ресурсами, включая подготовленный персонал, для общего руководства, выполнения работы и проверки деятельности, включая внутренние проверки качества. Руководство компании-поставщика должно назначить представителя руководства, который обеспечит разработку и внедрение системы качества и будет регулярно докладывать другим руководителям о работе системы качества. Руководство компании-поставщика должно анализировать деятельность системы качества и по результатам этого анализа принимать и выполнять решения по улучшению системы качества и реализации политики в области качества. 4.2. Система качества Поставщик должен разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии систему качества как средство, обеспечивающее соответствие продукции установленным требованиям. Поставщик должен разработать руководство по качеству[8], охватывающее требования настоящего стандарта. В руководстве по качеству должны быть приведены ссылки на процедуры системы качества и определена структура документации, используемой в системе качества. В систему качества также должны входить процедуры системы качества и планирование качества. 4.3. Анализ контракта Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры, обеспечивающие проведение анализа контракта и координацию этой работы. Контракт должен быть проанализирован до подписания на предмет одинакового понимания и фиксации всех требований заказчика, а также на предмет возможности поставщика выполнить эти требований. Анализ контрактов должен быть запротоколирован. 4.4. Управление проектированием Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры управления и проверки проектирования продукции с целью обеспечения установленных требований. Эти процедуры должны включать в себя: · Планирование проектирования и разработки. · Процедуры организационного и технического взаимодействия. · Процедуры определения входных проектных данных и требований к ним. · Процедуры определения выходных проектных данных и требований к ним. · Анализ результатов проектирования. · Проверку проекта[9]. · Утверждение проекта. · Изменение проекта. 4.5. Управление документацией и данными Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры управления всеми документами и данными, относящимися к требованиям настоящего стандарта и к применяемым документам внешнего происхождения, таким как стандарты и чертежи потребителя. Эти процедуры должны включать в себя: · Процедуры по утверждению и выпуску документации к данным. · Процедуры изменения документов и данных. · Процедуры изъятия из обращения устаревшей документации. 4.6. Закупки Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры по закупкам продукции. Эти процедуры должны включать в себя: · Процедуры оценки и выбора субподрядчиков. · Процедуры по определению вида и степени управления, осуществляемого поставщиков в отношении субподрядчиков. · Процедуры по регистрации данных о качестве продукции, выпускаемой приемлемыми для поставщика субподрядчиками. · Процедуры по установлению форм документов и ведению документации на закупку. · Процедуры проверки закупаемой продукции. При этом поставщик может проверять закупаемую продукцию не только у себя, но и у субподрядчика. В проверке продукции может также участвовать потребитель. 4.7. Управление продукцией, поставляемой потребителем Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры управления проверкой, хранением и техническим обслуживанием продукции, поставляемой потребителем и предназначенной для включения в запасы или соответствующей деятельности. Все случаи потери продукции, нанесения повреждений или другой разновидности непригодности к использованию должны быть зарегистрированы и сообщены потребителю. Проверка поставщиком не освобождает потребителя от ответственности за обеспечение качества продукции. 4.8. Идентификация продукции и прослеживаемость Поставщик, в случае необходимости, должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии методики идентификации продукции с помощью соответствующих средств, начиная с получения и на всех этапах производства, поставки и монтажа. Там, где прослеживаемость продукции является установленным требованием, поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии методики идентификации отдельных единиц или партий продукции. Такая идентификация должна быть зарегистрирована. 4.9. Управление процессами Поставщик должен идентифицировать и спланировать процессы производства, монтажа и технического обслуживания, непосредственно влияющие на качество продукции. Эти процессы должны быть обеспечены: · методиками; · соответствующим производственным, монтажным и вспомогательным оборудованием и производственной средой; · стандартами и (или) сводами законов; · программами качества; · операциями контроля и управления параметрами процессов и характеристиками продукции; · техническим обслуживанием и ремонтом оборудования; · квалифицированными кадрами; · точно определенными требованиями к аттестации процесса. 4.10. Контроль и проведение испытаний [10] Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии методики контроля и проведения испытаний для проверки установленных требований к продукции. Необходимые виды контроля, испытаний и протоколов должны быть подробно изложены в программе качества или методиках. Контроль и испытания включают в себя: · входной контроль и испытания; · контроль и испытания в процессе производства; · окончательный контроль и испытания. Все процессы контроля и испытаний должны протоколироваться. В протоколе должно быть указано подразделение или должностное лицо, осуществляющее контроль и ответственное за выпуск продукции. 4.11. Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры управления, калибровки и технического обслуживания контрольного, измерительного и испытательного оборудования (включая программное обеспечение для проведения испытаний), используемого с целью подтверждения соответствия продукции установленным требованиям. Погрешность измерения должна быть совместима с требуемой точностью измерения. При использовании программного обеспечения или сравнительных эталонов, как испытательных средств, они должны быть проверены. Проверка этих средств должна проводиться до их допуска к использованию в процессе производства, монтажа или технического обслуживания. В дальнейшем такие проверки должны проводиться регулярно. Если доступность технических данных, относящихся к контрольному, измерительному и испытательному оборудованию, является установленным требованием, то такие данные должны предоставляться по требованию потребителя или его представителя. При управлении контрольным, измерительным и испытательным оборудованием поставщик должен: · Определять необходимые измерения и их точность. Выбирать для них соответствующее контрольное, измерительное и испытательное оборудование. · Идентифицировать все контрольное, измерительное и испытательное оборудование с помощью соответствующих указателей или утвержденного протокола идентификации. · Регулярно проводить поверку, калибровку и юстировку средств измерений, вести протоколы поверок. · Определять процесс, применяемый при калибровке контрольного, измерительного и испытательного оборудования. · Оберегать контрольную, измерительную и испытательную аппаратуру, включая испытательное оборудование и программное обеспечение. 4.12. Статус контроля и испытаний Статус контроля и испытаний продукции следует идентифицировать с помощью средств, указывающих на соответствие или несоответствие продукции требованиям проведенного контроля и испытаний. Идентификация статуса контроля и испытаний должна осуществляться, как определено в программе качества и (или) документированных процедурах, в течении всего производства, монтажа и технического обслуживания продукции, обеспечивая отправку, использование или монтаж только той продукции, которая прошла необходимый контроль и испытания (или была выпущена на основании санкционированного отклонения). 4.13. Управление продукцией, не соответствующей установленным требованиям Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры, чтобы гарантировать, что непреднамеренно не используется продукция, не соответствующая установленным требованиям. Управление должно включать идентификацию, документирование, оценку и отделение (когда это практически целесообразно), утилизацию этой продукции, а также уведомление заинтересованных служб. Для продукции, не соответствующей установленным требованиям, должны быть определены методики и ответственность за проведение анализа, а также полномочия по ее утилизации. Отремонтированная и (или) переделанная продукция должна подвергнуться повторной проверке в соответствии с программой качества и (или) документированными процедурами. 4.14. Корректирующие и предупреждающие действия Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры применения корректирующих и предупреждающих действий. Поставщик должен вносить в документированные процедуры любые изменения, происходящие в результате корректирующего или предупреждающего действия. Процедуры корректирующего действия должны включать: · эффективное рассмотрение жалоб потребителей и сообщений о несоответствии продукции установленным требованиям; · изучение причин несоответствий и регистрацию результатов такого изучения; · определение корректирующих действий, необходимых для устранения причин несоответствий; · контроль и подтверждение эффективности корректирующих действий. Процедуры предупреждающих действий должны включать: · использование соответствующих источников с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин несоответствий; · определение мер, которые необходимо предпринять в отношении любых проблем, требующих проведения предупреждающих действий; · организацию предупреждающих действий и применение контроля для обеспечения их эффективности; · сообщение руководству о предпринятых действиях для их анализа. 4.15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры погрузочно-разгрузочных работ, хранения, упаковки, консервации и поставки продукции. Процедуры погрузочно-разгрузочных работ, хранения и поставки должны исключать порчу продукции при этих процессах. Упаковка и консервация продукции должна обеспечивать ее защиту от возможных повреждений. 4.16. Управление регистрацией данных о качестве Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, составления картотеки, хранения, ведения и устранения зарегистрированных данных о качестве (протоколов качества). Записи о качестве должны вестись для подтверждения соответствия установленным требованиям и эффективности действия системы качества. Соответствующие записи о качестве со стороны субподрядчика должны стать составными элементами этих зарегистрированных данных. Там, где это оговорено в контракте, зарегистрированные данные о качестве должны предоставляться потребителю или его представителю для оценки. 4.17. Внутренние проверки качества Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры планирования и проведения внутренних проверок качества с целью определения эффективности системы качества. Внутренние проверки осуществляет персонал, не несущий непосредственную ответственность за проверяемую деятельность. Результаты проверок должны быть оформлены протоколом и доведены до сведения персонала, ответственного за проверенный участок работы. Руководящие работники, отвечающие за этот участок, должны своевременно принять меры по недостаткам, выявленным в процессе проверки. Реализация и эффективность принятых мер должна быть зарегистрирована и проконтролирована. 4.18. Подготовка кадров Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии методики определения потребностей в кадрах, выполняющих работы, влияющие на качество, и их подготовку. Персонал, ответственный за выполнение конкретных заданий, должен быть определен на основе соответствующих образования, подготовки и (или) опыта, если необходимо. Следует вести соответствующую регистрацию данных о подготовке кадров. 4.19. Техническое обслуживание Там, где техническое обслуживание является установленным требованием, поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры по его проведению, проверке и отчетности о его соответствии установленным требованиям. 4.20. Статистические методы Поставщик должен определять потребности в статистических методах, применяемых при разработке, управлении и проверке возможности технологического процесса и характеристик продукции. Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры использования и управления применением выбранных статистических методов. Во всем мире обеспечение качества рассматривается как средство конкурентной борьбы. Результатом этого стало появление стандартов на систему качества, т.е. на систему, гарантирующую качество выпускаемого продукта, и увеличение количества предприятий, внедривших у себя эту систему. Всеобщее управление качеством становится новой производственной философией. Глава 2 Особенности управления качеством в проектах Целью данной главы является познакомить обучаемых с особенностями управления качеством в проектах. Определить, чем отличается управление качеством в постоянно-существующей организации от управления качеством в организации, созданной на время, и как соотносятся системы качества проекта, организации-заказчика и организации-подрядчика. Рассказать о международном стандарте на управление качеством в проектах и о том, качество каких процессов должно контролироваться в проектах. В данной главе также связывается воедино полученная обучаемыми информация о жизненном цикле проекта, об управлении качеством конечного продукта проекта и об управлении качеством процессов проекта.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |