Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика построения «великого общества» в США: достижения и просчеты




К концу 50-х гг. общественно-политический консенсус, которым еще недавно гордилась политическая элита США, стал вызывать все большее раздражение в американском обществе. Дело в том, что консервативная основа тогдашнего общества все меньше соответствовала быстро меняющимся реалиям, которые порождались стремительным развитием НТР. Новые внутри- и внешнеполитические проблемы, с которыми сталкивалось общество, требовали поиска неординарных рецептов их решения, а это неизбежно вело к эрозии основы консенсуса, нацеленного на консервацию прежних политических методов.

Если говорить о внутриполитических проблемах, то здесь все очевиднее становилось несовершенство системы социальной защиты населения, которая сложилась в 30-40-е гг. Прежде всего, требовалось подключить к ней самые низкодоходные группы общества, представителей расово-этнических меньшинств, то есть страты, где скопился весьма опасный протестный потенциал. Для того чтобы снять остроту этой проблемы, нужны были колоссальные финансовые инвестиции со стороны государства в систему социального обеспечения. И вот тут вставал весьма непростой вопрос: за счет чего взять средства для осуществления этой важной социально-политической операции? Ответ был вполне очевиден — за счет повышения темпов развития экономики США. Другое дело, как лучше стимулировать этот процесс. Выдвижение столь непростой проблемы на авансцену политической жизни США неизбежно вело к обострению межпартийной борьбы, а это подрывало консенсус.

Не меньшие споры вызывала проблема корректировки внешнеполитической стратегии США. Дело в том, что к концу 50-х гг. издержки крайне жесткого и прямолинейного внешнеполитического курса Эйзенхауэра — Даллеса стали очевидными не только для значительной части политического истеблишмента, но и для общества в целом. Свою роль здесь сыграли и потеря Америкой стратегической неуязвимости в результате запуска первого в мире советского спутника в октябре 1957 г., и массированное «мирное наступление» СССР после 1956 г., и резкая радикализация национально-освободительного движения в конце 50-х гг., и многие другие неблагоприятные для США факторы международной жизни. Все это настоятельно требовало внесения коррективов в стратегию поведения США на международной арене. Однако любая корректировка устоявшейся внешнеполитической стратегии грозила нарушить межпартийный консенсус в этой сфере.

Давно назревавшие разногласия между демократами и республиканцами вырвались наружу в ходе избирательной кампании 1960 г. Инициатива взлома межпартийного консенсуса принадлежала либеральным демократам и их новому лидеру Джону Ф. Кеннеди. В преддверии выборов они обнародовали свою программу, главный пропагандистский лозунг которой — «новые рубежи» — сулил американцам перемены к лучшему, прогресс и процветание. Однако при этом составители предвыборной платформы подчеркивали, что для достижения этих «новых рубежей» необходимо серьезно изменить базовые подходы к социально-экономической политике. Во главу угла ставилось повышение темпов экономического роста, что должно было дать государству дополнительные средства для осуществления крупномасштабных социальных реформ.

Победив на выборах и став президентом, Дж. Кеннеди уже в первые месяцы пребывания в Белом доме повысил минимум заработной платы, продлил сроки выплаты пособий по безработице, принял обширную программу жилищного строительства. Рост государственных расходов, однако, вызвал резкое недовольство консервативных сил, которые усилили критику финансовой политики администрации. Конфликт еще более обострился, когда в 1962 г. президент в жесткой форме потребовал от крупнейших сталелитейных корпораций отказаться от повышения цен на их продукцию. Чтобы сгладить впечатление от этого столкновения с капитанами индустрии, Кеннеди пошел на принятие ряда мер, выгодных большому бизнесу. Так, было объявлено о крупных амортизационных льготах предпринимателям, в конгресс был внесен законопроект о налоговой реформе, снижавшей ставки подоходного налога и налога на прибыли корпораций. Однако эти шаги отнюдь не умиротворили консервативную оппозицию, тем более что президент не собирался отказываться от проведения социальных реформ.

Особенно взбудоражило американское общество решение Кеннеди приступить к ликвидации расовой сегрегации и дискриминации. Дело в том, что со второй половины 50-х гг. стали стремительно набирать размах массовые выступления черных американцев за свои права. Руководящую роль в движении афроамериканцев за гражданские права играла Конференция христианского руководства на Юге во главе с Мартином Лютером Кингом. Откровенное нежелание местных властей (особенно в южных штатах) отказаться от практики сегрегации и дискриминации, вело к быстрому росту социальной напряженности. Это побудило президента в июне 1963 г. внести в конгресс билль о гражданских правах, запрещавший сегрегацию черных американцев в местах общественного пользования и дискриминацию при найме на работу. Двухпартийная консервативная коалиция в конгрессе сразу же заявила, что будет до последней возможности бороться против принятия этого билля. В этом вопросе администрация Кеннеди столкнулась с поистине непримиримой оппозицией.

Забегая вперед, скажем, что впоследствии была принята серия законов, нацеленных на решение этой проблемы: в 1964 г. Был принят закон о гражданских правах, запрещавший дискриминацию при найме на работу и при обслуживании в местах общественного пользования; в 1965 г. — об избирательных правах и в 1968 г. — о запрещении дискриминации при продаже и аренде жилья. Эти меры оказались крайне своевременными, ибо ситуация начинала выходить из-под контроля. В среде негритянской молодежи быстро увеличивалось влияние экстремистских организаций. Наиболее известной из них были «Черные пантеры», которые призывали к вооруженной борьбе против существующего строя. В 1966-1968 гг. по крупнейшим городам США прокатилась волна восстаний в негритянских гетто. Молодые афроамериканцы прямо заявляли, что не верят белым политикам и вообще белым. Властям США потребовались длительные усилия, вложение больших средств для поддержки небелых предпринимателей, жесткие репрессивные меры против лидеров экстремистских организаций для того, чтобы стабилизировать ситуацию.

Шокирующим для всей Америки, да и всего мира в целом стало трагическое событие: 22 ноября 1963 г. в Далласе президент Дж. Кеннеди был убит. В соответствии с Конституцией в должность президента вступил Л. Джонсон. Смена хозяина Белого дома не повлекла за собой изменений внутриполитического курса демократов. Более того, в преддверии очередных президентских выборов, ведомые новым лидером, демократы решили выдвинуть еще более амбициозную и масштабную, чем «новые рубежи», программу построения «великого общества».

Республиканцы заклеймили ее как откровенно прокоммунистическую и заявили о своей бескомпромиссной оппозиции любым проявлениям «ползучего социализма». Их лидером стал сенатор от Аризоны Барри Голдуотер, предвыборная кампания которого основывалась на постулатах идеологии «твердого индивидуализма», казалось бы, давно канувших в прошлое. Если демократы ратовали за рост федеральных расходов на социальные программы и резкую активизацию роли государства в решении социальных проблем, то республиканцы, наоборот, призывали к решительному сокращению всех федеральных социальных программ и передачи большинства из них в ведение властей штатов. Таким образом, на выборах 1964 г. в позициях ведущих партий по ключевым вопросам обозначились глубокие и принципиальные расхождения: Демократы выступали за расширение сферы действия либерального реформаторства, республиканцы категорически осуждали этот курс.

Теперь избирателям предстояло решить, кому отдать предпочтение. Результаты выборов показали, что в то время подавляющая часть американцев разделяли либерально-этатистские ценности. За кандидата демократов Л. Джонсона, олицетворявшего политический курс, основанный на этих ценностях, проголосовало 43 млн. чел., в то время как за его противника лишь 27 млн. Либеральным демократам принадлежало теперь и большинство мест в конгрессе США.

Опираясь на итоги выборов, администрация Джонсона уже в 1965 г. приступила к реализации своей программы реформ. Еще до выборов ей удалось провести через конгресс две важные меры. В июле 1964 г., сломав сопротивление южан, либералы сумели добиться одобрения конгрессом закона «О гражданских правах», а в августе 1964 г. был принят закон «Об экономических возможностях», нацеленный на помощь малоимущим слоям населения и охватывавший своим действием около 10 млн. человек. Позднее, в 1965 г., была введена система медицинского страхования пенсионеров, а также повышен минимум заработной платы. В развитие закона «О гражданских правах» 1964 г. спустя год конгресс одобрил закон «О защите избирательных прав» черных американцев.

Трудно сказать, как бы дальше развивалось строительство «великого общества», если бы в этот процесс не вмешался новый важный фактор, связанный с последствиями действий США на международной арене. Речь идет о войне во Вьетнаме, где с лета 1964 г. началось прямое вмешательство американцев в конфликт в Южном Вьетнаме, где уже несколько лет шла гражданская война. Через три года численность американских войск в Индокитае достигла почти 600 тыс. чел. Резкий рост военных расходов, вызванный эскалацией войны во Вьетнаме, вел к увеличению бюджетного дефицита и налогового бремени, порождая прогрессировавшую инфляцию. А это ставило под вопрос продолжение социально-экономических реформ. Даже такая мощная и богатая страна, как США, не смогла одновременно обеспечить финансирование и войны, и социальных реформ.

Все это и породило невиданный взлет движений социального протеста. Большие проблемы для американского общества создал «бунт молодых». В 60-е гг. молодежь, прежде всего студенты, чрезвычайно активно включилась в общественно-политическую жизнь под лозунгом отрицания традиционных ценностей. Еще в 1960 была создана организация «Студенты за демократическое общество» (СДО). В своем программном заявлении — «Порт-Гуронском манифесте» — студенческие активисты решительно осудили господствовавшие в обществе буржуазные ценности, в противовес которым они выдвинули лозунг «демократии индивидуального участия». Они призывали к замене «власти, опирающейся на собственность» властью, опирающейся на любовь, мысль, разум и творчество. Активисты этой организации проповедовали идею создания внутри существующего общества «антиобщин», которые должны стать островками новой цивилизации. С началом широкомасштабных военных действий во Вьетнаме внимание СДО и других молодежных организаций переключилось на антивоенные акции.

В преддверии выборов 1968 г. в стране сложилась чрезвычайно запутанная политическая ситуация. В наиболее сложное положение попала правящая демократическая партия. Внешне- и внутриполитический курс администрации Л. Джонсона подвергался резкой критике, что ставило под вопрос его повторное выдвижение на пост президента. И действительно, в марте 1968 г. он официально заявил о том, что отказывается баллотироваться на второй срок. Сильным претендентом на эту должность являлся Роберт Кеннеди, брат покойного президента, однако в июне 1968 г. он стал жертвой очередного политического убийства. Популярному среди студенческой молодежи и либеральной интеллигенции сенатору Юджину Маккарти явно не хватало поддержки бизнес-элиты и верхушки партийных функционеров.

В этой ситуации кандидатом в президенты был выдвинут Г. Хэмфри, являвшийся вице-президентом США. Его главный минус заключался в том, что он ассоциировался с политикой Л. Джонсона, которая была главной мишенью для критики и справа, и слева. В южных штатах против Хэмфри выступил губернатор Алабамы Джордж Уоллес, который в итоге создал собственную организацию — Американскую независимую партию, выдвинувшую его своим кандидатом на пост президента. Такое положение дел в стане демократов увеличивало шансы на успех для республиканцев. Они выдвинули своим кандидатом на пост президента Ричарда М. Никсона, взявшего на вооружение в ходе предвыборной кампании лозунг «закон и порядок», суливший американцам восстановление социального мира, укрепление правопорядка и обуздание активности радикальных сил. Одновременно Никсон в достаточно общей форме обещал положить конец войне во Вьетнаме.

Несмотря на уязвимость своих позиций, демократы оказали Упорное сопротивление республиканцам. Те сумели победить лишь с небольшим преимуществом — всего в 500 тыс. чел. В итоге Белый дом занял республиканец Р. Никсон, но демократы смогли сохранить контроль над конгрессом.

Получив в свои руки контроль над исполнительной властью, Никсон постарался ослабить регулирующие функции федерального правительства в сфере социально-экономических отношений. В соответствии с этим стратегическим замыслом им была выдвинута концепция «нового федерализма», предусматривавшая передачу значительной части федеральных средств, предназначенных на финансирование социальных программ, властям штатов, Были резко сокращены ассигнования на борьбу с бедностью, на строительство дешевого жилья, на развитие системы здравоохранения. Однако вскоре в эту политику пришлось вносить коррективы. Уже в конце 1969 г. начался спад деловой активности, достигнувший пика к концу 1970 г. У этой депрессии была существенная особенность: впервые сокращение объема промышленного производства и увеличение безработицы сопровождались не снижением, а повышением цен. Экономисты даже запустили в оборот новый термин «стагфляция» — сочетание стагнации производства и инфляции.

Экономические трудности заставили Р. Никсона в августе 1971 г. объявить о переходе к «новой экономической политике». Федеральное правительство перешло к политике замораживания цен и заработной платы. В 1972 г. был принят закон об автоматическом повышении пенсий и пособий по безработице в соответствии с ростом стоимости жизни. Несмотря на первоначальные планы сокращения расходов на программы вспомоществования, осуществить их администрация Никсона в условиях депрессии не решилась. Более того, размеры ряда программ вспомоществования в годы правления администрации Никсона даже возросли. Короче говоря, республиканцы в эти годы сделали значительный шаг вперед в усвоении базовых постулатов кейнсианства.

В сфере социальной политики администрация постоянно комбинировала жесткие репрессивные меры с политикой уступок. Например, были физически уничтожены многие лидеры радикальной негритянской организации «Черные пантеры», в мае 1970г. была расстреляна демонстрация студентов Кентского университета в штате Огайо. Одновременно в эти годы вступила в силу 26-поправка к Конституции США, снижавшая возрастной ценз для участия в выборах до 18 лет и был одобрен закон о высшем образовании, облегчавший молодежи доступ к нему.

Более впечатляющими были достижения администрации Р. Никсона в области внешней политики. Прежде всего, здесь следует сказать о некотором снижении напряженности в совете американских отношениях. Во время визита президента в Москву в 1972 г. был подписан ряд важных двусторонних соглашений, крупнейшие из которых — договор об ограничении систем противоракетной обороны и временное соглашение об ограничении стратегических вооружений — позволяли надеяться на стабилизацию общей ситуации на международной арене. В это же время политической элите США окончательно стало ясно, что добиться победы во Вьетнаме американцам не удастся и что в их интересах как можно скорее найти возможности для выхода из этого затянувшегося конфликта. На вооружение была взята политика «вьетнамизации» войны, предполагавшая перенос ответственности за продолжение боевых действий на власти Южного Вьетнама и свертывание прямого американского военного присутствия в регионе.

Вот в такой обстановке разворачивалась предвыборная кампания 1972 г. Главной ее особенностью стала резкая поляризация позиций двух ведущих партий по ключевым вопросам, стоявшим тогда перед Америкой. Произошло это главным образом за счет резкого сдвига влево демократической партии. Ведущие позиции в ее структуре заняли представители «новой демократической коалиции» во главе с Дж. Макговерном. Новое руководство демократов добилось принятия системы квот, благодаря которым ему удалось заметно ослабить влияние партийных боссов в партийном руководстве.

Благодаря этому серьезно изменился состав делегатов предвыборного конвента демократов, а это, в свою очередь, сказалось на содержании их предвыборной платформы. В ней предусматривалось проведение прогрессивной налоговой реформы, расширение социального законодательства, достижение полной занятости, улучшение системы образования и здравоохранения, ограничение военных расходов. Резкий сдвиг демократов влево побудил многих сторонников этой партии в 1972 г. изменить свои партийные симпатии и отдать голоса кандидату республиканцев Р. Никсону, умело использовавшему в своей предвыборной кампании наметившееся улучшение экономической ситуации, определенные успехи на внешнеполитическом поприще, а также боязнь среднего американца, или «молчаливого большинства», радикальных перемен.

На выборах 1972 г. Р. Никсон одержал уверенную победу, нанеся Дж. Макговерну сокрушительное поражение. Однако воспользоваться своим успехом в полной мере он не смог. Уже в 1973 г. в Америке началась череда политических скандалов по поводу незаконного подслушивания республиканцами сотрудников предвыборного штаба демократов, завершившаяся в августе 1974 г. вынужденной отставкой Никсона. Еще раньше ушел со своего поста его вице-президент С. Агню. Эти события, вошедшие в историю под названием «уотергейтского скандала», нанесли серьезный ущерб не только престижу республиканской партии, но и имиджу государственной власти США в целом. В довершение всех бед на страну в 1974 г. обрушился серьезнейший экономический кризис, во весь рост, поставивший сложнейшую проблему структурных реформ экономики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.