Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль и значение конфликтологии как науки и учебной дисциплины

Становление и развитие конфликтологии

Роль и значение конфликтологии как науки и учебной дисциплины

Тема 1. Предметная область конфликтологии.

Конфликтология - это наука о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и методах управления ими.

На сегодняшний день Конфликтология — это теоретико-прикладная дисциплина, содержанием которой являются следующие уровни знания:

1. теоретическое объяснение конфликта как социального явления, анализ его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий;

2. изучение конкретных видов конфлик­тов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив, организация и т.д.), технологий их регулирования и разрешения.

Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер, так как конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития. В связи с этим ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин: политологи, социологи, юристы, экономисты, философы, психологи педагоги и др., которые изучают различные аспекты конфликтов.

Объект конфликтологии – конфликты во всех формах их проявления (от детских ссор до мировых войн).

Предмет конфликтологии

¾ изучение причин, сущности, различных форм, динамики конфликтов.

¾ поиск наиболее эффективных и безболезненных путей предупреждения и разрешения конфликтов.

 

2. Становление и развитие науки «Конфликтология»

Этапы развития конфликтологии:

1 этап до XIX в. накопление эмпирических знаний о конфликте и развитие конфликтологической мысли в рамках философии;

Древние времена

В этом периоде заслуживают внимания взгляды на проблему конфликта древнекитайских мыслителей. Среди них нравственные заповеди Конфуция (551-479 г.г. д.н.э.).

Анализируя взгляды античных философов можно отметить, что большинство из них оправдывали войну.

Так Гераклит (ок. 520-460 г.г. до.н.э.) говорил, что «война – отец всего и всего царь, так как именно из борьбы противоположностей строится самая прекрасная гармония».

Противоположной оценки войны придерживались Платон (ок 427-347 г.г.), рассматривавший ее как величайшее зло и Демокрит (ок 460-370 г.г. д.н.э), говоривший, что «Гражданская война есть бедствие для обеих враждующих сторон».

Конфликтологические идеи Аристотеля были связаны с государственных устройством. Государство является инструментом примирения людей. Человек вне государства – агрессивен и опасен.

Источники конфликтов в обществе он называл имущественное неравенство людей и получаемых ими почестей.

Средние века.

Конфликтологические идее носили религиозный характер.

Эпоха возрождения

Философы этой эпохи придавали человеческим проблемам земной смысл освобождая их от религиозного сознания. За что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви. Николай Коперник (1473-1574 г.г.), Джордано Бруно (1548 -1600 г.г.) Николо Макиавелли (1469 -1527). Все они верили в силу человеческого разума, способность преодоления социальных конфликтов и достижение гармонии.

Новое время и эпоха просвещения

Мощный экономический и культурный подъем европейских стран, создали предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира, в том числе и в изучении конфликтов.

Наиболее характерны для этого периода взгляды на конфликт Фрэнсиса Бэкона (1561-1626 г.г.), Томаса Гоббса (1588-1679 г.г.), Жан-Жака Руссо (1712-1626 г.г.), Адама Смита (1723 -1790).

2 этап XIX век – формирование первых теорий объяснения природы конфликта и способов его преодоления;

Данный период занимает исключительное место в становлении Конфликтологии как самостоятельной теории.

1. К этому времени накоплен большой объем информации о проблеме конфликта во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох.

2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями – войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и. т.п. Все это требовало научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем.

3. В это период возникает ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания.

3 этап середина XX века - теоретическое обоснование конфликта как естественной формы человеческого взаимодействия и разработка методов и технологий управления им, развитие конфликтологии как науки.

 

50-е года XX века – выделение конфликтологии в относительно самостоятельное направление в рамках западной социологии. Изначально получила название «социология конфликта».

Это было связано с опубликованием работ американского социолога ЛЬЮИСа Альфреда Козера - «Функции социальных конфликтов» (1956) и немецко-британского социального мыслителя и общественного деятеля Ральф Дарендорфа - «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957).

 

Позднее, благодаря исследованиям М. Шерифа, Рапопорта, Томпсона и Томаса выделилась психология конфликта.

 

Дальнейшие исследования в этих областях способствовали становлению конфиктологической практики в 70-х гг. ХХ, а именно:

 

1. Разработан тренинг конструктивного поведения в условиях конфликтной ситуации (Горовиц и Бордман)

2. Разработаны технологии переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л.Томпсон, Р. Рубин). Это привело к созданию в США в 70-80х годах учебных заведений по подготовке специалистов медиаторов.

3. Всемирную известность приобретает Гарвардский метод «Принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юрии.

В 80-е годы в США и других странах возникают первые конфликтологические центры

В 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели рентабельности. Различают рентабельность производства, активов, продукции | Тема 2. Понятие и сущность конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.