Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования систем управления

Две группы методов исследования систем управления:

1. Теоретические: а) методы дедукции и индукции – получение знаний об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция), или третий метод – от частного к частному (трансдукция), но он часто базируется на интуиции и должен быть подкреплен в качестве промежуточных или обосновывающих методами индукции и дедукции; б) методы анализа и синтеза – разделение объекта на отдельные составные части с дальнейшим объединением некоторых из этих частей на основании других группировочных признаков. Преимущества метода: позволяет детально и глубоко рассмотреть функциональные структурные особенности объекта, сформировать и обосновать способы его реконструкции; в) метод восхождения от абстрактного к конкретному – установление логической связи между абстрактным рассмотрением особенностей системы управления и целостным суждением об определенной системе; г) метод абстрагирования – мысленное отвлечение субъекта исследования от наименее значимых деталей объекта, его характеристик, свойств, сосредоточенность на исследовании наиболее значимых сторон объекта; д) методы моделирования связаны с методом абстрагирования и предполагают исследование и анализ модели объекта, включающей только его характеристики, наиболее значимые для решения проблемы, с дальнейшим переносом выводов и рекомендаций на конкретный объект или группу объектов.

Применение методов моделирования: в случаях, когда реальные объекты исследования слишком масштабны, многофакторны, недоступны для исследователя напрямую или если нельзя вмешиваться в их функционирование.

Суть метода моделирования: объект исследования заменяется соответствующей изучаемой проблеме моделью, используя которую можно провести эксперимент, изучать возможное поведение объекта при изменениях факторов и параметров внешней и внутренней среды, наступлении тех или иных событий, осуществлении объектом или субъектом управления обусловленных действий.

Модель – копия реального объекта, обладающая его основными свойствами и характеристиками и способная имитировать его поведение.

Особенность модели: она находится всегда в определенном отношении с реальным объектом.

Требования, предъявляемые к модели: 1) представлять объект в упрощенном виде, но с допустимой степенью простоты для данного вида и цели исследования, проблемы и задач; 2) давать возможность перехода от модельной информации к реальной.

2. Эмпирические: а) метод сравнения – сопоставление свойств и характеристик объекта с аналогичными свойствами и характеристиками эталона наиболее распространенного образца или аналога с целью выявления общего и отличий от образца. Методы сравнения являются одновременно и методами оценки; б) метод наблюдения – фиксирование, регистрация показателей, параметров, свойств исследуемого объекта без вторжения исследователя и инструментов исследования в процессы, происходящие с объектом, и в его окружающую среду.

 


 

1.3.2. Многокритериальность реальных задач управления

Обычно субъект экономической жизни стремится достичь сразу многих целей. Например, он стремится одновременно следовать и внутренним, и внешним целям, тем самым снимая конфликт между ними. Но внутренних целей у него может быть много, да и внешних тоже.

Например, простейший набор целей на день для студента может выглядеть так:

— воспринять очередную порцию знаний, посетив занятия;

— продвинуться в научно-исследовательской работе;

— пообщаться с товарищами по учебе;

— провести спортивную тренировку;

— несколько часов провести на работе, выполняя задания;

— повстречаться с друзьями вне вуза;

— помочь родителям по дому;

— выполнить домашние задания, подготовиться к следующему учебному дню;

— отдохнуть вечером.

Совершенно ясно, что эти цели конкурируют между собой, борясь за время и силы студента. Трудно совместить даже две из этих целей, связанные с учебой и работой.

Как же быть? Многокритериальность реальных задач управления состоит в том, что менеджеру необходимо оптимизировать управляемую им систему сразу по нескольким критериям. Например, добиться максимизации прибыли при минимуме затрат. Ясно, что этого невозможно достичь. Минимум затрат равен 0, он достигается при прекращении выпуска продукции (оказания услуг) и ликвидации предприятия. Но при этом прибыль тоже равна 0. Если же добиться максимально возможной прибыли, то затраты при этом также будут достаточно большими, отнюдь не минимальными.

Теория управления предлагает два основных способа борьбы с многокритериальностью. Первый - превратить все критерии, кроме одного, в ограничения, и решать задачу оптимизации по оставшемуся критерию. Например, можно потребовать, чтобы затраты не превосходили заданной величины, и при этом условии максимизировать прибыль. Второй вариант состоит в том, чтобы принять, что прибыль должна быть не меньше заданной величины (например, если выполняется определенный заказ), а затраты при этом условии минимизировать.

Второй состоит в том, чтобы на основе исходных критериев сконструировать один новый и его оптимизировать. В рассматриваемом случае можно использовать рентабельность (по затратам), т.е. частное от деления прибыли на затраты. При максимизации рентабельности находится наилучшее (в определенном смысле) соотношение между затратами и прибылью.

Есть и другие методы борьбы с многокритериальностью. Например, можно выделить все варианты решений менеджера, при которых прибыль мало отличается от максимально возможной, а затем в этой области минимизировать затраты. Или же сначала выделить все Парето-оптимальные варианты решений менеджера, т.е. все те решения, которые не хуже любого возможного решения хотя бы по одному критерию, а затем анализировать множество Парето-оптимальных решений.

Аналогична ситуация и с лозунгом: «Максимум прибыли при минимуме риска». Здесь, как и в ранее разобранном случае, надо либо максимизировать прибыль при задании верхней границы для риска, либо минимизировать риск при заданной прибыли, либо конструировать из двух критериев один. Дополнительная сложность состоит в необходимости численно оценивать риск.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ситуационный и процессный подходы к управлению | Лекция 2. Операции на сосудах конечностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.