Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и задачи экономической оценки природных ресурсов




Роль природных ресурсов в развитии и размещении производительных сил.

Классификация природных ресурсов.

Эколого-экономические проблемы АПК.

В задачи курса «Экономика природопользования» составной частью входит изучение эколого-экономических проблем Республики Беларусь и путей их решения. Это:

- охрана и обеспечение качества воздушного бассейна страны,

-охрана и рациональное использование водных ресурсов,

-улучшение использования и сохранение плодородия земельных ресурсов,

- повышение эффективности использования и охраны лесных и минерально-сырьевых ресурсов.

Сложность экологической ситуации обусловлена совмещением в ряде регионов производственного и радиационного загрязнения. Отсюда вытекает необходимость анализа и учета специфики природопользования в условиях радиационного загрязнения территории страны.

Одна из главных задач эколого-экономического образования — привить будущему руководителю производства понимание того, что любое хозяйственное действие отражается на состоянии окружающей среды, и поэтому решать производственные вопросы надо комплексно, сопоставляя производственный эффект с экологическими последствиями.

Лекция №2: Природные ресурсы и их экономическая оценка.

2.1. Экономическая сущность понятий «природные условия» и «ресурсы».

2.5. Методы экономической оценки природных ресурсов. ( Затратная концепция академика Струмилина и рентная концепция академика хачатурова т. с.) (КСР)

 

2.1. Экономическая сущность понятий «природные условия» и «ресурсы».

Природная среда служит естественным базисом хозяйственной деятельности людей. Вся производственная деятельность человека может быть представлена как процесс преобразования природы в формы, приемлемые для использования. С точки зрения потребностей общества все тела и силы природы могут быть условно подразделены на две группы: непосредственно участвующие в материальном производстве и сфере нематериальных услуг (природные ресурсы) и все остальные (обычно относимые к природным условиям).

Природные условия — это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе производства, но оказывают влияние на жизнедеятельность людей. Особенно сильна зависимость от природных условий сельского хозяйства, добывающей промышленности, отдельных видов транспорта, рекреационной деятельности и т.п. Природные условия могут благоприятствовать (оптимальный температурный режим, достаточная увлажненность воздуха и т.п.) или негативно сказываться на хозяйственной деятельности человека. Высокогорный рельеф, суровый климат, вечная мерзлота, болота, пустыни затрудняют хозяйственное освоение территории.

Природные (или естественные) ресурсы — это элементы природы, которые при данном уровне развития производительных сил могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда), составляя его сырьевую и энергетическую базу.

Ресурсы, с помощью которых человек воздействует на природу, или приспосабливает для собственного потребления, называются средствами труда. В роли средств труда выступает земля как место, на котором происходит процесс труда, как кладовая различных полезных ископаемых и носительница определенных естественных свойств и энергии. К средствам труда относятся и такие свойства природы, как сила ветра, сила падающей воды, сила приливов и отливов, химические и биохимические реакции и т.д.

Предметы труда — это природные материалы, которые в процессе производства подвергаются обработке и изменяют свою форму (залежи полезных ископаемых, естественные леса, рыбные ресурсы внутренних водоемов, морей и океанов и т.д.).

Вещественный состав природных ресурсов исторически относителен и обусловлен достигнутым уровнем развития производительных сил и знаний человеческого общества.Так, в XVII ст. человек использовал около 30 химических элементов, в XIX ст. — 50, а в начале XX ст. — уже около 60. В настоящее время в хозяйстве применяется более 90 химических элементов, т.е. подавляющая часть известных человеку веществ.

Преобладающая на ранних стадиях общественного развития ориентация хозяйства на биологические ресурсы (дикорастущие, земледельческие, животноводческие) дополнилась минерально-ресурсной, вначале по использованию металлических видов сырья, затем органических (уголь, нефть), а впоследствии химических (фосфориты, апатиты и др.). Все шире вовлекаются в экономику природные источники энергии — сила движущейся и падающей воды, в т.ч. приливов и отливов, солнца, ветра, тепла подземных вод, наконец, энергия клеточного ядра.

 

2.2. Классификация природных ресурсов.

При изучении естественных ресурсов важное значение имеет их научная классификация, т.е. разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам.

Естественные ресурсы, как тела и силы природы, могут классифицироваться: 1.По их происхождению (генезису), принадлежности к определенным компонентам природы (природная, или естественная классификация). По указанному признаку выделяются следующие основные группы естественных ресурсов: а) минеральные (полезные ископаемые), б)водные, в)земельные, г)биологические (растительного и животного происхождения) и др. Каждая группа может быть расчленена на более мелкие классификационные единицы.

В связи с проблемой ограниченности запасов природных ресурсов возрастает значение их подразделения 2.По признаку исчерпаемости и возобновимости, (такая классификация еще называется экологической):

С этих позиций среди ресурсов выделяются А)неисчерпаемые ( энергия солнца, ветра, движущейся воды, внутреннего тепла Земли и т.п.) и Б) исчерпаемые. В свою очередь исчерпаемые природные ресурсы подразделяются на возобновимые (земельные, водные, растительные, животные) и невозобновимые (минеральные). Использование возобновимых ресурсов носит характер «ресурсооборота», а проблема рационального использования состоит в обеспечении непрерывности этого кругооборота, наращивании его объема, обеспечении условий восстановления природных ресурсов. Невозобновимые ресурсы обладают определенным конечным запасом, поэтому стоят задачи бережного расходования и комплексного использования добытого сырья. Земельные, биологические, водные ресурсы возобновимы, но в отдельных регионах может наступить полное их истощение или исчерпание, например, в результате интенсивного использования практически истощены пресные подземные воды в г. Минске и его окрестностях в радиусе 30—40 км.

Поскольку главное назначение природных ресурсов — удовлетворить потребности человеческого общества, большое значение имеет их 3.Хозяйственная (экономическая) классификация. В ее основе заложено преимущественное использование ресурсов в различных подразделения народного хозяйства.

По этим признакам выделяются следующие группы:

I. Ресурсы материального производства, в том числе:

а) промышленные — топливные, энергетические, мета-ллические руды, агрохимические, водные, лесосырьевые и др.;

б) сельскохозяйственные — земельные, воды для орошения, климатические ресурсы и др.;

в) строительные — минеральные строительные материалы, вода, древесина и др.

II. Ресурсы сферы услуг, в том числе:

а) прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения, промысловые животные и т.п.);

б) косвенного использования (климатические ресурсы для отдыха и лечения, водоемы и леса для рекреационных и спортивных целей, эстетические ресурсы ландшафта и др.).

Важным дополнительным признаком хозяйственной (экономической) классификации ресурсов выступает возможность их одноцелевого или многоцелевого использования. К ресурсам одноцелевого использования относятся минерально-сырьевые и топливно-энергетические, служащие для получения конкретных видов промышленного сырья, топлива, тепловой и электрической энергии; многоцелевого — земельные, лесные, водные ресурсы, направления и способы применения которых разнообразны. С развитием научно-технического прогресса расширяется многоцелевое комплексное использование природных ресурсов.

В условиях формирования рыночных отношений практический интерес представляет классификация природных ресурсов как предметов торговли – 4.Рыночная классификация, в соответствии с которой выделяют следующие группы:

- ресурсы стратегического назначения, торговля которыми должна быть строго ограничена, поскольку может привести к подрыву безопасности государства (например, урановые руды и другие радиоактивные природные компоненты);

- ресурсы экспортного значения, обеспечивающие основной приток валютных поступлений (нефть, лес, золото, алмазы в России, калийные соли в Беларуси и т.п.);

- ресурсы внутреннего рынка, имеющие, как правило, повсеместное распространение (например, минеральное строительное сырье и др.).

Использование различных классификаций позволяет выявить закономерности формирования группировок ресурсов, их генетические особенности, возможности хозяйственного использования, а также сделать выводы о степени изученности природно-ресурсного потенциала, направлениях его рационального использования и охраны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.