Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы организации гос. аппарата

 

Не соблюдение их ведет к сбою. Принцип – это научно выявленные и выверенные основополагающие идеи и руководящие правила построения эффективной деятельности гос. органов. Принципы могут быть общими и частными. Общие принципы – определяют деятельность всего гос-ва в целом. Частные принципы – для деятельности некоторых систем органов законодательных, исполнительных органов). Современная наука не содержит единства относительно количества принципов и их названия и их содержания, названия. Общие принципы:

Ø принцип профессионализма. Означает наличие у служащих гос. аппарата глубоких специальных знаний, умений, навыков управления той сферой регулирования, которой занимается тот или иной орган. Деятельность неподготовленных людей наносит вред обществу.;

Ø законности. Механизм существует и действует на основе положений закона. Их формирование также строится на основе закона (пр: выборность, назначение). Все органы государства должны действовать на основании своей компетенции и в порядке процедур, предусмотренных законом;

Ø разделения властей. Это приоритетный принцип организации современных государств, но и он не безупречный;

Ø принцип демократизма. Он обеспечивает учет разнообразия интересов подавляющего большинства граждан, он обеспечивается избирательной системой, признанием и гарантией прав граждан.;

Ø принцип территориальности. Само государство, его природа устроена на территориальной организации людей, его построение по территориальным единицам, территориальная организация людей, а не кровнородственная. Государство не может действовать в интересах определенной группы людей, должно выражать общие интересы не зависимо от тех или иных расовых, национальных принципов.

Принципы находятся в единстве и только так они могут обеспечивать высокую эффективность деятельности государственного механизма.

Лекция от 15.02.2012

 

Функции государства: понятие и классификация

 

Вопросы:

1) понятие функций

2) классификация функций государства

Юр. наука в современном мире, сборник факультетский Функциональные и прикладные проблемы. ч. 1. апрель 2000 г. Бондарев А. С. – читать статью!

В мировой ю.л. фунции государства рассматриваются иначе, чем у нас. В юридическом плане функции гос-ва, в аспекте воздействия государства на право.

Леон Дюги: «настоящее время господствующая доктрина разлмчает три важднейшие фун-и гос-ва: законодательные, административные и юрисдикционные функции. По Средствам законодательной – регламентирует создает объективное право, по средством юрисдикционной – субъективное право, а по средствам административной формирует уважение к праву».

В до революц. период выделяют также три функции государства. Хвостов В. Н.: «Функции гос-ва: законодательственная, правительственная и судебная деятельность государства. Законодательная – установление норм, судебная и охране от нарушения, а правительственная выполнение мер, предписанных законом».

Петражицкий Лев: «Ф.Г. к ним относит три функции: издание законов – власть законодательная, решение юр. споров – судебная власть, и третья исполнение судебных решений – исполнительная власть».

Сейчас это не функции, а правовые формы осуществления функций государства. Право воздействует на гос-во и гос-во воздействует на право.

В современном мире рассматриваются функции гос-ва в социологическом плане, а не юридическом. Во взаимоотношении гос-ва и общества. Объектом действия гос-ва выступает не право, а само общество. Когда рассматриваем фун-и гос-ва, мы его рассматриваем как форму организации общества (еще гос-во рассматривают, как форму организации власти).Форма организации общества – речь идет о функциональном плане соотношения формы и содержания. но рассматривают гос-ва в аспекте организации власти рассматривают функционирование власти.

К 70м годам прошлого века больше исследовались фун-и гос-ва, сейчас меньше. Нужно смотреть:

Черноголовкин: «Функции социалистического гос-ва»1970 г.

Коллектив авторов: «Функции гос-ва в независимых странах Африки» М: 1972 г.

Разработка самого понятия функции государства в этих работах оно разное.

Но есть и схожеть и слгласие в пониакнии функций государства, это обуславливается тем, что в монаграфической дитературе ранее шли дискуссии в ю.л. Выделяют 4 взгляда на фун-и гос-ва:

v ФГ – это стороны деятельности гос-ва;

v ФГ – это социальное назначение гос-ва;

v ФГ – это предметно-политическая деятельность государства;

v ФГ – это основные напрвления в деятельности государства.

Эти разные точки зрения обсуждал А. И. Денисов «Советское гос-во» М.:1969.

ФГ – определяемые экономич. и соц. структурой классового общества основные направления деятельности гос-ва, проявляющиеся в содержании его работе по выполнению стоящих перед ним исторических задач. Существенные черты ФГ:

Ø они носят объективно необходимый характер;

Ø основные направления (это не сама деятельность) в деятельности гос. органов, которые требует общество. Деятельность – это содержание направлений (???).

Ø содержание ФГ зависит от целей, задач стоящих на том или ином этапе развития общества;

Морозова Л. А. №6 ж. «Гос-во и право» 199(?) – почитай;-).

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ

Деление функций на две группы: внутренние (гос-во воздействует на общество самого гос-ва. ПР: экологич., эконом., функция развития образования, здравоохранении и др.) и внешние (гос-во воздействует на внешний мир ПР: обороноспособность гос-ва, защита внешних границ и др.).

Нельзя выделять основные и не основные фун-и, т.к. сами фун-и – это ОСНОВНЫЕ направления. Не может быть неосновных основных направлений государства.

Смешивать фун-и гос-ва и гос. органов также нельзя.

Корейский: По причинам возникновения – функции вытекающие из классовых противоречий (подавление одного класса другим) и функции вытекающие из потребностей общества в целом (). По направленности: внутренние (охранительные фун-и: охрана форм собственности, охрана правопорядка, охрана природной среды; экономические функции и др.) и внешние функции (защита гос-ва от внешней угрозы, налаживание дипломатических отношений). При этом делит их еще на подвиды. Гос-во во все времена выполняет внутренние и внешние сквозные функции.

Черданцев: книга «ТГП». Под ФГ он понимает не основные, а главные направления деятельности государства. Термин главное, основное направление носить оценочный характер. Исследователь занимаясь проблемой ФГ может по разному оценивать ту или иную ФГ. Делать некоторые главными, а другие не главными. Отсюда следует, что ФГ – это оценочная категория, сам исследователь произвольно описывает суждения.

Но его точка зрения не верна, есть понетийный аппарат, объективные основания исследований, ФГ никто не может вводить или не вводить. ФГ создаются самим обществом объективно. Но при этом он немного говорит и объективно, что функции определяются обществом и государством. Это верно – т.к. функции государства объективно существуют.

Не все исследователи строго разграничивают понятия функции государств, содержание ФГ, форма осуществление ФГ, методы осуществления ФГ, средства осуществления ФГ. Чтобы правильно Ф охарактеризовать нужено уметь использовать и разграничивать эти понятия.

Содержание функций – совокупность конкретных действий гос-ва, его органов по решению задач в этом направлении, т.е. что делает гос-во в том или ином направлении.

Форма осуществления ФГ – способы внешнего выражения гос. деятельности заданного основного направления. Различаются правовые (правотворческая форма, правоисполнительная, правоохранительная) и организационные формы (сбор, изучение и оформление информации, ознакомление с письмами, заявлениями граждан).

Методы осуществления ФГ - способы воздействия государства, его органов на субъектов общественной жизни (убеждение, принуждение, насилие).

Средства осуществления ФГ - экономические, идеологические, военные, дипломатические.

В связи с этим можно делить функции по их формам, по содержанию и др.

Второй момент разногласия в квалификации ФГ обусловлено разным пониманием основного направления деятельности. Функции и задачи могут быть содержанием ФГ. Основное направление имеет свой объект, нужно выделить его, на что направлена ФГ,

Коль гос-во рождается для регулирования чел. общества, то само общество является объектом деятельности гос-ва, но коль общество сложное явление со своей структурой, у общества 4 основные сферы: экономическая, социальная, духовная, политическая. Сферы не живут изолированно, они согласованно развиваются. В связи с тем, что сферы это элементы общества, то функции должны быть направлены на них. Часто-социальные функции: экономическая, социальная, духовная, политическая. А есть еще и интегративная функция, она существует в связи со взаимосвязью их друг с другом. Еще возникает одна функция из того, что чел. биосоциальное существо и чел. живет в природной среде, возникает экологическая функция.

У всех государств одни функции, но есть разница в средствах осуществления функций, в методах их осуществления, в содержании, в формах осуществления ФГ.

Выделенные функции объективны. Но коль они реализуются субъективно (людьми), то может возникнуть ситуация, что функции не будут обеспечиваться. Из-за неразвитости одной функции общества пострадают другие. ПР: из-за неразвитости духовной функции страдает экономика (нехватка высокоспециализированных грамотных кадров).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цивилизационный подход к типологии государств | Саморегулирвеание и регулирование чел. поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.