Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группировка цен по сфере обслуживания национальной экономики

Система цен. Классификация цен

Ценообразующие факторы


Тема 2 Система цен. Виды цен. Ценовая политика фирмы и выбор ценовой стратегии. Методы ценообразования

 

В современном хозяйстве цены опосредуют все стадии воспроизвод­ства, представляя, таким образом, единую систему цен. Соподчиненность стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в пределах единой системы.

Система цен единая, упорядоченная совокупность различных ви­дов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотно­шения участников рынка.

Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет за собой изме­нение других видов цен. Это обусловлено взаимосвязью элементов ры­ночного механизма и субъектов рынка.

Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей сис­темы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку.

В современной ценовой среде действуют разные системы цен, кото­рые формируются в зависимости от особенностей и масштаба обслужи­вания современных рынков.

Общая система цен представлена на рис. 2.1.

 

Рис. 2.1. Общая система цен в зависимости от особенностей и масштаба

обслуживания современного рынка

 

Мировые цены — цены, обслуживающие международный рынок в це­лом и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг в мас­штабе общего мирового рынка.

Цены международных региональных рынков цены, являющие­ся конкретной формой реализации мировых цен и обслуживающие международные региональные (базовые) рынки, на которых наблюдает­ся наибольшее сосредоточение международных центров купли-продажи товаров.

Национальные (внутренние) цены — цены, обслуживающие нацио­нальную экономику, формируемые с учетом особенностей отраслей национального хозяйства и наиболее полно отражающие конъюнктуру товаров и услуг на внутреннем рынке страны.

Цены в международном совместном бизнесе — цены, обслужива­ющие товарообороты в масштабах деятельности предприятий с иностранными инвестициями, других форм международного совместного бизнеса.

Внешнеторговые цены – цены, обслуживающие обороты импортируемой и экспортируемой продукции.

По мере углубления международной интеграции усиливается взаимосвязь правил формирования, уровней, структуры рассмотренных выше видов цен.

Независимо от масштабов обслуживания рынка различают виды цен, представленные на рис. 2.2.

 

 

 

По сфере обслуживания национальной экономики дифференциация цен строится на основе учета особенностей различных сфер экономики.

Цены данной группы классифицируются следующим образом.

Цены оптовые – цены, по которым промышленные предприятия или их посредники реализуют свою продукцию в больших объемах (оптом), не прибегая к услугам торговых розничных организаций. По оптовым ценам продукция реализуется между предприятиями, отраслями, из оптовой сферы в розничную путем продажи торговым организациям, но не населению, которое совершает покупки относительно мелкими партиями.

Цены розничные – цены, по которым товары реализуются конечному потребителю – населению, так как данные товары являются в основном продукцией потребительского назначения.

Цены закупочные – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют сельскохозяйственную продукцию крупными объемами государству и предприятиям. Если такие производители реа­лизуют продукцию несельскохозяйственного происхождения (например, избыточную технику), эти цены являются оптовыми. В больших объемах сельскохозяйственная продукция закупается в основном государственны­ми органами для создания фондов гак материальной базы государствен­ной политики. Закупочными называются также цены, по которым сельско­хозяйственную продукцию большими партиями закупают и негосудар­ственные предприятия и организации (например, мясокомбинаты). Если сельскохозяйственная продукция реализуется населению, то используют понятие «розничные цены».

От понятия «закупочные цены» следует отличать понятие «цены госу­дарственных закупок». Цены государственных закупок — цены, по кото­рым государственные органы ведут закупки различных видов продукции (а не

 


Рис. 2.2. Классификация цен


только сельскохозяйственной) для формирования централизован­ных государственных фондов. Продукция, являющаяся объектом государ­ственных закупок, характеризуется повышенным народнохозяйствен­ным, стратегическим и социальным значением (важнейшие виды сырья, топлива, зерно, хлопок и др.).

В отличие от цен других видов посредством цен государственных за­купок решаются в первую очередь общенациональные задачи, поэтому государство предоставляет продавцу определенные льготы.

Цены на продукцию строительства. Применительно к строитель­ной продукции говорят о сметных ценах. Различают сметную стоимость строительного объекта в целом и усредненную сметную стоимость еди­ницы конечной продукции типового строительного объекта (например, за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.).

Тарифы цены на товары особого рода — услуги. Особенность услу­ги заключается в том, что она не имеет конкретной материально-веще­ственной формы. В связи с этим у покупателя на момент приобретения услуги нет возможности составить полное представление о ее качестве. Покупатель судит о приобретаемой услуге по информации о ее продавце. При оказании услуги момент производства, как правило, совпадает с момен­том потребления, т.е. нет необходимости в посреднике. Это обусловли­вает особенности оценки услуг и объясняет наличие понятия «тарифы на услуги», хотя правильнее использовать понятие «цены на услуги».

В зависимости от сферы обслуживания различают тарифы оптовые (тарифы грузового транспорта, связи и другие услуги для юридических лиц) и розничные, т.е. тарифы на услуги для населения.

Цены внешнеторговые - цены, по которым, как отмечалось выше, осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг. Формирование цен этой группы принципиально отличается от формирования национальных цен. При расчете внешнеторговых цен наи­более плодотворен метод использования конкурентных материалов, т.е. информации о ценах фирм, производящих и реализующих на мировом рынке аналогичную или близкую потехнико-экономическим парамет­рам продукцию.

Цены экспортные — цены, по которым производители или внешне­торговые организации продают отечественные товары (услуги) на ми­ровом рынке. Эти цены определяются следующим образом:

выбор на мировом рынке цены-ориентира -> приведение этой цены к реальным условиям сделки (с учетом качества, транспортировки, пла­тежа, страхования, хранения и тд.) -> включение экспортной пошлины - -> перевод в валюту страны-экспортера по курсу Центрального банка Рос­сийской Федерации на дату заключения сделки.

Цены импортные — цены, по которым фирмы закупают товары (ус­луги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса и расходов на реализацию данного товара внутри страны. Значительное место в структуре импортных цен занимают косвенные налоги.

 


Методы ценообразования.

Каждый товар имеет цену, но далеко не каждое предприятие может самостоятельно установить цену, по которой оно хочет продавать свой товар.

В зависимости от особенностей рынка, размеров и финансовой мощи фирмы-продавца, целей, которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функции цен. Функции цен – наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена» и характерны для любого вида цен | Сущность, цели государственного регулирования цен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.