Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема шестая. Редакция и журналисты – как объект социологических исследований




Важность социологических исследований редакций СМИ и журналистов.

Из истории изучения редакционных коллективов и журналистов. Первый пик активности в 1920-е годы ХХ века. Вторая волна - хрущевская оттепель: Б. А. Грушин, эстонские социологи Ю. Вооглайд, М. Лауристин, П. Вихалемм. Комплексный проект «Районная газета и пути ее развития» (рук. Е. П. Прохоров). «Ренессанс» социологических изысканий приходится на 1990-е годы.Исследования Фонда защиты гласности с помощью Фонда «Евразия» (рук. А. К. Симонов, В. Н. Вильчек, И. М. Дзялошинский), факультета журналистики МГУ совместно с амери­канскими партнерами (рук. Я. Н. Засурский; авторы С. Г. Колесник, Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева), выпускников журфака МГУ (рук. Я. Н. Засурский, авторы Л. Г. Свитич и А. А. Ширяева).

Направлениями изучения:

Субъект деятельности:

♦ система и структура СМИ, типология определенных средств
информации и конкретных видов печати, телевидения, радиовещания, сетевых медиа, информационных служб;

♦ структура и система взаимоотношений в конкретном редакционном коллективе, творческий и психологический климат, стиль руководства редакцией, штатная структура и т.п.;

♦ личность журналиста в совокупности социально-демографических, профессионально-творческих и личностно-психологических характеристик, профессионально-социальных ориентации.

Деятельность:

системы СМИ в целом (общественные потребности в информации — функции, цели — закономерности и принципы — направления и методы — совокупность текстов);

♦ отдельных средств информации, отделов и служб (цели, задачи — содержание и формы — продукт); виды (литературно-информационная, редакторская, программирующая, организаторская, связи с общественностью, выпуск издания или передачи, работа с письмами и авторами, рекламно-коммерческая, управленческая);

♦ журналиста (мотивация, цели, задачи, роли, статус, тематическая и жанровая специализация); виды и этапы (планирование, сбор информации, создание текстов, работа с письмами и авторами, участие в производственной и коммерческой деятельности редакции).

Взаимоотношения:

♦ с другими участниками информационного процесса (властями,
социальными институтами, партиями и общественными движения­
ми; с владельцами, учредителями, издателями, распространителями,
рекламодателями и спонсорами, а также с аудиторией и общественным мнением).

Условия деятельности:

♦ в широком аспекте — совокупность социально-политических,
экономических, духовных процессов и условий жизни общества;

♦ в узком спектре — материально-техническая база редакций (помещение, техника, оборудование и др.); финансовое положение, система оплаты труда; укомплектованность кадрами, их профессиональная квалификация (включая подготовку и переподготовку кадров); организация рабочего времени и распорядок дня в редакции и дома.

Особенности проведения исследований. Специфика формирования выборкиисследова­ния. Подготовка журналистов к исследованию.

Методы изучения журналистов: экспертное интервью, анкетирование, телефонный опрос, контент-анализ, социологическое наблюдение, эксперимент, дневник самохронометража - и особенности работы в коллективах редакции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.