КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Духовно-нравственный портрет социального работника
Миссия социального работника благородна, но условия ее выполнения далеки от идеальных: решая «чужие» проблемы, считая это своим профессиональным долгом, с одной стороны, и своим предназначением, с другой, социальный работник помогает социально больным людям и обществу освободиться от негативных явлений: непродуктивных жизненных позиций, несовершенства общественных отношений, поведенческих стереотипов, негативных установок, не нашедшей выхода агрессии, социальной напряженности, страхов и т.д. Обучая людей самостоятельно решать свои проблемы, социальный работник поднимает тем самым общественное сознание на новый уровень; он использует свои профессиональные и личностные возможности, чтобы влиять на рост самосознания конкретной личности, общности, нации, общества и человечества. Выполнить эту миссию способен только личностно зрелый человек, внутренне и профессионально подготовленный к решению стоящих перед ним социальных задач. Личностная зрелость проявляется в умении соединять, соотносить свои индивидуальные особенности, статусные и возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества и окружающих. Личностная зрелость предполагает зрелость социальную, когда уже развита способность адаптироваться к различным ситуациям и типам общения. Важно формирование позитивной «Я-концепции» личности каждого обучающегося и позитивного образа профессионального будущего как основы самореализации; Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение. В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника. Социальный работник должен: — знать речевой этикет и уметь его использовать; — уметь формулировать цели и задачи делового общения; — организовывать общение и управлять им; — анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них; — владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией; — уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги; — иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения; — владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления; — уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки. Таким образом, задача социального работника — помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе. Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственные знания – это основы знаний об этике, морали, в том числе и в области профессиональной деятельности. Но знания могут на практике не использоваться или использоваться частично, поэтому важно иметь сформированные нравственные убеждения. Нравственные убеждения – это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения являются более высокой ступенью развития личности, сознания, поскольку основаны на глубокой и всесторонней оценке личностью известных ей моральных норм, проверке их социальной практикой, жизненным и профессиональным опытом, их внутреннем одобрении и органичном принятии как единственно правильных и возможных. Нравственная потребность характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики: когда специалист не может совершить действия, по его убеждению не соответствующие критериям добра и зла, несмотря на ситуативные обстоятельства. Нравственное поведение социального работника определяется душевными качествами его личности. Честность, умение говорить правду о положении клиента, о затруднениях, ошибках, умение “держать слово”. Совесть как чувство моральной ответственности за свое поведение. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. Объективность в оценке проблем клиента и его качеств. Справедливость. Симпатичен клиент социальному работнику или нет – это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам – каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или недостатков. Тактичность – умение выстороить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно человека в неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее. Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Терпимость (толерантность) – моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей. Доброта социального работника деятельна – она воплощается в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Быть добрым (не добреньким) – значит учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Любовь к людям (гуманность). Работая с клиентом и определяя его положительные качества, черты, социальный работник должен стремиться к тому, чтобы вызвать ту положительную трансформацию личности клиента, которая повлечет за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств. Самокритичность- умение анализировать свою деятельность, видеть свои ошибки и пути их исправления, давать беспристрастную оценку своим действиям. Конструктивная, “здоровая” самокритичность (не “самоедство”) – путь к развитию достоинств. Коммуникабельность – умение общаться. Оптимизм. Специалисту, наблюдающему постоянно вокруг себя человеческие страдания, трудно сохранить оптимизм, веру в справедливость и торжество добра. Однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник призван нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды. Сила воли, нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед трудностями и доводить начатое дело до конца – качества, которые развиваются в результате накопления опыта работы и осознания своего профессионального долга, преодоления своей слабости и пассивности. Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение – “вчувствование” в переживания другого человека. Способность к эмпатии во многом определяется способностью социального работника поставить себя на место клиента. Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершенствовании духовном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы. Трудно требовать от клиента активных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому. Творческое мышление – неотъемлемая характеристика социального работника. В социальной работе нет абсолютно одинаковых ситуаций и идентичных клиентов. В каждом конкретном случае специалист высокого класса проявляет творческий подход. Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |