Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы, основные на применении интегрированных систем




 

В последние годы в экономической литературе появилось множество публикаций о сущности и необходимости применения в процессе управления предприятием различных информационных систем:

- MRP (Material Requirements Planning) – концепция планирования потребности в материалах;

- MRP II (Manufacturing Resourse Planning)

- ERP системы (Enterprise Resources Planning) – планирование ресурсов предприятия

- CRM (Customer Relationship Management) – системы управления отношениями с клиентами

- CSRP – Планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем

- Канбан

- JIT (точно во время)

Все информационные системы (ИС) должны рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны ИС – это непосредственно автоматизированные системы, позволяющие решать те или иные вопросы управления предприятием: получать информацию о ресурсах, необходимую для принятия управленческих решений, планировать затраты и т.п. С этой точки зрения ИС должны восприниматься как своего рода инструмент, облегчающий работу менеджеров предприятия. С другой стороны, каждая информационная система основана на определенной концепции, или, как указывают авторы различных публикаций, «философии управления». Это значит, что каждая ИС – это определенная методология управления предприятием, позволяющая минимизировать затраты в сочетании с улучшением показателей деятельности, то есть повышающая эффективность деятельности. Если персонал предприятия не понимает содержания соответствующей концепции, то сам инструмент не будет работать эффективно.

 

5.7.1. MRP (Material Requirements Planning) – концепция планирования потребности в материалах

В 60-е годы ХХ века попытка устранения недостатков простейших систем управления материальными ресурсами, – управления по точке перезаказа и статистического управления запасами, – привело к созданию метода, получившего название планирование потребностей в материалах (Material Requirements Planning, MRP).

Метод MRP базируется на данных основного производственного плана (Master Production Schedule, MPS), при составлении которого за исходную точку принимается ожидаемый спрос на готовую продукцию. Таким образом, прогрессивность метода MRP объяснялась тем, что он не оперировал данными о потреблении из прошлого, а ориентировался на будущие потребности. Иначе говоря, это означало, что заказ на пополнение запасов формировался только тогда, когда это было действительно необходимо, и только на реально необходимые объемы.

 

5.7.2. MRP II (Manufacturing Resourse Planning)

 

Лежащий в основе ERP-систем метод планирования производственных ресурсов (Manufacturing Resource Planning, MRP II) – результат естественного развития MRP. Поскольку MRP предназначен для планирования материалов, идея охватить области деятельности, от которых зависит пополнение или расход материалов, выглядит вполне логичной.

Дело в том, что MRP исходит из принципа неограниченной загрузки (infinite loading), то есть игнорирует ограниченность производственных мощностей. В действительности далеко не все ресурсы предприятия могут рассматриваться как неограниченные. Поэтому еще одна функция планирования системы, отличающая MRP II от MRP, – это функция планирования производственных мощностей (Capacity Requirements Planning, CRP), с помощью которой потребности в материалах привязываются к возможностям производства.

Таким образом, MRP II – это планирование по MRP, плюс функции CRP, включая управление складами, снабжением, продажами и производством. Обычно выделяют шестнадцать групп функций MRP II:

1. Планирование продаж и производства (Sales and Operation Planning);

2. Управление спросом (Demand Management);

3. Составление основного производственного плана (Master Production Scheduling);

4. Планирование потребностей в материалах (Material Requirements Planning);

5. Спецификации изделий (Bill of Materials);

6. Управление складскими операциями (Inventory Transaction Subsystem);

7. Планирование поставок (Scheduled Receipts Subsystem);

8. Управление на уровне производственного цеха (Shop Flow Control);

9. Планирование производственных мощностей (Capacity Requirement Planning);

10. Контроль входа/выхода (Input/Output Control);

11. Закупки (Purchasing);

12. Планирование ресурсов дистрибуции (Distribution Resourse Planning);

13. Планирование и контроль производственных операций (Tooling Planning and Control);

14. Финансовое планирование (Financial Planning);

15. Моделирование (Simulation);

16. Оценка результатов деятельности (Performance Measurement).

Практически все перечисленные функции, так или иначе, связаны с финансами: закупки – это расчеты с поставщиками, продажи – это расчеты с клиентами, оперативное планирование – это ведение платежного календаря, и т.д. По сути, все это – «финансовый ракурс» деятельности предприятия, поэтому функции учета и управления финансами обязательно должны быть включены в единую информационную систему.

 

5.7.3. ERP системы (Enterprise Resources Planning) – планирование ресурсов предприятия

 

Информационные системы, охватывающие управление всеми видами ресурсов предприятия (материальными, трудовыми, финансовыми), получили название ERP (Enterprise Resource Planning). Именно такие системы позволяют объединить ранее разрозненные функции планирования и учета, а также соответствующие службы предприятия – маркетинг, продажи, производство, снабжение, учет, финансы.

В соответствии со словарем APICS (American Production and Inventory Control Society – Американская ассоциация по управлению запасами и производством), термин «ERP-система» (Enterprise Resource Planning system) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это – информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для производства, закупки, отгрузки и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Такая система отличается от классической системы класса MRP II по своим техническим требованиям (графический интерфейс пользователя, реляционные базы данных и языки четвертого поколения, применение компьютеризированных средств разработки, клиент-серверная технология, открытость). Во-вторых, в более общем контексте, это методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для производства, закупки, отгрузки и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибьюции и оказания услуг. Как видно из приведенных определений, ERP может означать не только информационную систему, но и соответствующую методологию, реализуемую и поддерживаемую этой информационной системой.

Основным назначением ERP систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия и поэтому Enterprise Resources Planning systems – системы планирования ресурсов предприятия в общих чертах можно рассматривать как интегрированную совокупность следующих основных подсистем:

- Управление финансами

- Управление материальными потоками

- Управление производством

- Управление проектами

- Управление сервисным обслуживанием

- Управление качеством

- Управление персоналом

К задачам, выходящим за пределы ERP, относятся стратегическое управление, долгосрочное и среднесрочное корпоративное планирование, а также задачи аналитического характера.

 

5.7.4. CRM (Customer Relationship Management) – системы управления отношениями с клиентами

 

CRM облегчает внедрение принятой стратегии взаимоотношений с клиентами, так как появляется удобный инструмент для планирования, контроля, анализа перспектив, выработки объективных критериев для оценки и мотивации персонала. CRM-система только помогает воплотить в жизнь принцип главенствования взаимоотношений с клиентом наиболее эффективно, в меньший срок и с меньшими затратами.

 

5.7.5. JIT (точно во время)

 

При внедрении метода Just-In-Time (точно-во-время) следует различать JIT как метод управления и как своеобразную философию управления. Система JIT как метод управления довольно прост для понимания. Но в силу того, что для его успешного применения требуется высочайшая организация и точнейшая синхронизация всех производственных процессов, включая операции с поставщиками и субподрядчиками, в РФ данный метод не работает.

JIT как философия управления ориентирована на организацию бездефектного производства при минимуме издержек.

Конечная цель системы JIT – это сбалансированная система; то есть такая, которая обеспечивает плавный и быстрый поток материалов через систему. Основная идея состоит в том, чтобы сделать процесс как можно короче, используя ресурсы оптимальным способом. Степень достижения этой цели зависит от того, насколько достигнуты дополнительные (вспомогательные) цели, такие как:

1. Исключить сбои и нарушения процесса производства.

2. Сделать систему гибкой.

3. Сократить время подготовки к процессу и все производственные сроки.

4. Свести к минимуму материальные запасы.

5. Устранить необоснованные затраты.

Сбои и нарушения процесса оказывают отрицательное воздействие на систему, нарушая плавный поток изделий, поэтому их необходимо исключить. Срывы вызываются самыми разнообразными факторами: низким качеством, неисправностью оборудования, изменениями в графиках, опозданием поставок. Все эти факторы следует по возможности исключить.

Время подготовки и производственные сроки удлиняют процесс, ничего не добавляя при этом к стоимости изделия. Кроме того, продолжительность этих сроков отрицательно воздействует на гибкость системы. Следовательно, их сокращение очень важно и является одной из целей непрерывного усовершенствования.

Материальные запасы – это незадействованные ресурсы, которые занимают место и повышают стоимость производства. Их следует свести к минимуму или по возможности вообще устранить.

Необоснованные расходы представляют собой непроизводительные ресурсы; их устранение может освободить ресурсы и расширить производство. В философии JIT необоснованные расходы включают перепроизводство, время ожидания, ненужные перевозки, хранение материальных запасов, брак и отходы, неэффективные методы работы, дефекты изделий.

Наличие подобных необоснованных расходов говорит о возможности усовершенствования или список необоснованных расходов определяет потенциальные цели непрерывного усовершенствования.

«Точносрочные» системы имеют ряд важных преимуществ, которые привлекают внимание компаний с традиционным подходом к производству Основными преимуществами являются:

1. Пониженный уровень материальных запасов в процессе производства (незавершенного производства), закупок и готовых изделий.

2. Меньшие требования к размерам производственных площадей.

3. Повышение качества изделий, уменьшение брака и переделок.

4. Сокращение сроков производства.

5. Большая гибкость при изменении ассортимента изделий.

6. Более плавный поток производства с очень редкими сбоями, причинами которых являлись бы проблемы качества, короче сроки подготовки к производственному процессу; рабочие с многопрофильной квалификацией, которые могут помочь или заменить друг друга.

7. Повышенный уровень производительности и использования оборудования.

8. Участие рабочих в решении проблем.

9. Необходимость хороших отношений с поставщиками.

10. Меньше необходимости в непроизводственных работах, например, складировании и перемещении материалов.

Система «точно-в-срок» – это система, которая применяется преимущественно в серийном производстве. В такой системе товары перемещаются через систему, и задание выполняется в точном соответствии с графиком. «Точносрочные» системы требуют очень небольших материальных запасов, поскольку последовательные операции жестко скоординированы.

Конечной целью JIT является сбалансированный, плавный поток производства. Вспомогательные цели: устранение нарушений в системе, обеспечение гибкости системы, сокращение времени оснащения и сроков производства, исключение непроизводительных расходов, и минимизация материальных запасов. Формирующие блоки «точносрочной» системы – разработка изделия, разработка процесса, кадровые и организационные вопросы, планирование и управление производством.

Такое производство требует исключения всех возможных источников нарушения плавного потока работ. Высокое качество необходимо, потому что проблемы с качеством могут нарушить процесс. Кроме того, решение проблем нацелено на устранение всех нарушений производственного процесса и придание системе большей эффективности и непрерывного усовершенствования.

Ключевое преимущество «точносрочных» систем – пониженный уровень запасов, высокое качество, гибкость, сокращение сроков производства, повышение производительности и эффективности использования оборудования, снижение объема брака и переработок, а также уменьшенные требования к площадям.

 

5.7.6. Канбан

 

Система «канбан» – это система оперативного регулирования производственных запасов и материальных потоков между отдельными производственными подразделениями, построенная по принципу «вытягивания» предметов труда с предшествующего. Данная система основана на межоперационной поставке исключительно доброкачественных бездефектных деталей и полуфабрикатов.

Система «канбан», также, как и система «Точно-в-срок», предназначена для производства и поставки продукции именно тогда, когда она должна быть поставлена потребителю, сырье поставляет в тот момент, когда должны производиться детали, а детали, в свою очередь, изготавливаются не впрок, а непосредственно перед сборкой. В силу этих особенностей некоторые авторы публикаций утверждают, что системы «канбан» и JIT полностью идентичны.

Отличие «канбан» состоит в том, что эта информационная система предполагает использование карточек, с помощью которых каждый последующий этап, стадия, производства, операция информирует предыдущий этап, стадию, операцию о своей загрузке. В результате возрастает скорость обработки информации и снижается стоимость ее обработки по сравнению с компьютерными системами аналогичного назначения.

К числу современных технологий управления затратами относятся таргет-костинг, кайзен-костинг, бенчмаркинг, управление по центрам ответственности, стратегическое управление затратами (см. Глоссарий).

 

Тема 6: Взаимосвязь управления затратами и управления оборотными активами предприятия

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.