Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление затратами в коммерческих банках




 

При всей схожести банка с предприятиями, он, тем не менее, отличается и по источникам ресурсов и по характеру деятельности, по особенностям банковских продуктов и оказываемых услуг. Поэтому нормативная база, учет, подходы к управлению затратами не сопоставимы с промышленными и торговыми предприятиями.

Регулирование банковской деятельности направлено на поддержание стабильности банковской системы – поддержание ликвидности и платежеспособности банка. Проблему управления затратами оно не затрагивает.

Цены на банковские услуги, в условиях рынка, тонко реагируют на спрос и мало зависят от себестоимости услуг. Вместе с тем, затраты должны
быть соотнесены с доходами с целью получения необходимого уровня прибыли. Размер, структура и динамика затрат могут и должны результативно управляться и контролироваться менеджментом банка.

Понятие «затраты» в банковском деле традиционно увязывается с вопросами формирования себестоимости и цены банковских услуг. Значение данного понятия проистекает из общего понимания затрат. Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары и услуги.

Понятие «затраты банка» определенным образом отличается от понятия «затрат предприятия», что обусловлено особым статусом кредитной организации и спецификой экономического содержания ее деятельности. Основное отличие состоит в структуре затрат, относимых к реализационным и внереализационным расходам. У предприятий реализационными расходами являются затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Все затраты, связанные с дополнительным привлечением средств, например затраты по выплате процентов за кредит, относятся к внереализационным расходам. В банке, как известно, привлечение средств является основной операционной деятельностью, и все затраты, связанные с выплатой процентов, относятся к реализационным расходам.

Управление затратами является обязательным элементом финансового менеджмента, поскольку отражает философию бизнеса независимо от сферы его функционирования: получение наибольшей прибыли при наименьших затратах. Ориентация на максимальную эффективность, разумеется, не раскрывает специфику банковского бизнеса, поскольку при всей очевидности такого рода целевой установки бизнес может являться конкурентоспособным лишь при его соответствии требованиям и условиям рынка.

Практический опыт выживания российской банковской системы в целом и каждой кредитной организации в отдельности закономерно привел к пониманию, что успешное управление активами и пассивами состоит в неизбежной взаимосвязи доходности, затрат и риска. Само по себе получение прибыли перестало служить единственным критерием успешности ведения бизнеса вообще и банковского – в особенности.

Особенностью современного этапа развития банковской системы является необходимость решения ряда задач, связанных с обеспечением финансовой устойчивости кредитных организаций, увеличением собственного капитала и переоценкой активов в целях приведения их в соответствие с требованиями МСФО и Банка России. Это, естественно, отразилось и на отношении менеджеров банков к управлению затратами.

В долгосрочной перспективе финансовые результаты российских банков будут зависеть, главным образом, от реализуемой ими стратегии развития бизнеса. При этом инвестиционные предпочтения банков в существенной степени определяются уровнем процентных ставок в экономике и доходностью операций на различных сегментах кредитного и финансового рынка.

Таким образом, в сложившейся ситуации перед российскими банками действительно стоит насущная проблема оптимального формирования затрат и изыскания путей снижения их уровня.

Под себестоимостью банковского продукта, услуги в экономической литературе понимаются выраженные в денежной форме затраты банка на создание и реализацию продукта или услуги.

Отличительной чертой банковских продуктов является их нематериальный денежный характер. В себестоимость обычных товаров стоимость материальных затрат включается, как известно, полностью. Специфика банковских продуктов и услуг заключается в том, что материальными затратами выступают привлеченные средства. При этом банк считает только собственные затраты, связанные с привлечением средств, которые впоследствии использует для размещения. Как известно, коммерческие банки передают средства клиентам не в собственность, а во временное пользование. Остальные материальные ресурсы, кроме денежных, включаются во внутреннюю стоимость банковского продукта полностью (амортизация, канцелярские принадлежности и пр.).

В банковской теории и практике процесс управления затратами традиционно основывается на классификации расходов банка, которые подразделяются на условно постоянные и переменные.

В условиях функционирования банка условно постоянными расходами является большая часть административно-хозяйственных расходов, обеспечивающих его жизнедеятельность: расходы на приобретение бензина для инкассаторских машин, обслуживание программного обеспечения. При этом значение условно постоянных расходов состоит в том, что они формируют минимальный порог себестоимости самого банка и базовый уровень расчета прибыли, полученной банком и обеспечивающей его безубыточную деятельность.

Поэтому при планировании сметы расходов банка четко указывают их постоянный или переменный характер. Рост постоянных расходов должен быть обусловлен только необходимостью развития деятельности банка.

К переменным расходам наряду с хозяйственными относятся и операционные расходы банка, которые определяются объемом вовлеченных в оборот пассивов и масштабами проводимых банком операций.

Операционные расходы, в свою очередь, подразделяются на процентные и непроцентные. Деление расходов на процентные и непроцентные очень важно, поскольку в процессе анализа доходности банковских операций и общего состояния банка стоимость привлеченных ресурсов является отправным базовым показателем. Менеджеры банка в первую очередь анализируют сформированные процентные портфели, после чего сравнивают процентные ставки по привлечению и размещению. На основании этого оценивают процентную маржу, которая характеризует эффективность вложения средств и их доходность.

Большое значение для управления затратами банка имеет классификация операционных расходов по:

- месту возникновения – расходы группируются по подразделениям, отделениям, филиалам либо по формальным центрам ответственности;

- принадлежности – расходы группируются по клиентам, видам операций, продуктам, инструментам и портфелям.

По месту возникновения расходы группируют в целях планирования, контроля и определения общего финансового результата подразделения или анализа эффективности работы подразделений.

Анализ расходов по принадлежности, в частности к клиентам или отдельным операциям банка, дает возможность определить пути и способы их оптимизации, тем самым способствуя экономии затрат ресурсов банка и использованию их в более доходных операциях.

Существуют также виды расходов, часть которых относится на себестоимость операций в пределах законодательно установленных норм, например расходы по рекламе. Часть таких расходов относится на прибыль, полученную банком после расчета со всеми налогами. Их содержание определяется решением общего собрания или советом банка.

Таким образом, в основе тех или иных группировок расходов лежит общий подход к управлению затратами, целью которого является их оптимизация.

Важным отличием классификации затрат коммерческого банка является их группировка в зависимости от вида операций:

1. Затраты, связанные с пассивными операциями подразделяются на:

- операционные – процентные расходы по депозитным операциям, дисконтные расходы по выпущенным обязательствам, комиссии по операциям, связанным с привлечением средств;

- неоперационные – уплаченные штрафы, пени, связанные с привлечением клиентов; дивиденды; заработная плата работников, связанных с привлечением клиентов; арендная плата; амортизационные отчисления и др.

2. Затраты, связанные с активными операциями:

- расходы по кредитным операциям – заработная плата работников кредитных подразделений; расходы на аренду склада для залогового имущества; юридические и прочие затраты, возникающие в процессе рассмотрения кредитной заявки и проведения ссудной операции; расходы по амортизации оборудования;

- операционные расходы по операциям с государственными ценными бумагами могут состоять из отрицательной курсовой разницы; процентного расхода по депозитам облигаций; процентных расходов по облигациям; комиссии дилера; комиссии по операциям; комиссии за брокерские услуги по операциям; расходов от их продажи.

- операционные расходов банка при работе с негосударственными ценными бумагами включают комиссию по операциям с акциями; расходы по операциям с долговыми обязательствами резидентов и нерезидентов; расходы по переуступке прав и требований; расходы по доверительным операциям; расходы по производным финансовым инструментам: опционы, фьючерсы, форварды; убытки от продажи ценных бумаг.

- кассовые операции включают расходы по подкреплению наличностью; кассовому обслуживанию; функционированию кассового узла; прочим неторговым операциям.

- расходы по инкассации средств клиента включают затраты на выезд к клиенту инкассаторского автомобиля; прием и доставку денежных средств с последующим зачислением на расчетный счет; хранение и пересчет купюр с дальнейшей сдачей в расчетно-кассовый центр.

- Затраты по прочим активным операциям.

Процесс формирования затрат банка можно рассматривать в качестве одного из важнейших инструментов обеспечения его финансовой устойчивости. Достижение банком определенного экономического роста, повышение эффективности его работы невозможно представить без анализа производимых банком затрат, их планирования, определения наиболее оптимальной структуры, наконец, без поиска банком способов снижения затрат.

Цель управления затратами банка состоит в достижении намеченных результатов деятельности наиболее экономичным способом. При этом задачи менеджеров банка по управлению затратами всегда конкретизируются в зависимости от общих целей развития банка, сроков и объемов производимых им и предполагаемых операций, наконец, от внешних факторов. Задачи процесса управления конкретизируются в зависимости от целей, сроков и объемов производимых или будущих затрат банка.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Выполнение контрольной работы необходимо для получения допуска к зачету по дисциплине «Управление затратами». Контрольная работа должна быть сдана на проверку не позднее 1 месяца до начала сессии.

Темы контрольных работ:

1. Особенности управления затратами торговых предприятий.

2. Особенности управления затратами сельскохозяйственных предприятий.

3. Особенности управления затратами коммерческого банка.

4. Особенности управления затратами страховой организации.

5. Особенности управления затратами малого предприятия.

6. Особенности управления затратами в сфере обслуживания.

7. Особенности управления затратами автотранспортного предприятия.

8. Особенности управления затратами промышленных предприятий (на примере конкретного предприятия с учетом его отраслевой принадлежности).

9. Особенности управления затратами некоммерческой организации (на примере конкретной организации).

10. Особенности управления затратами бюджетного учреждения (на примере конкретного учреждения).

11. Управление затратами на качество (на примере конкретного предприятия с учетом его отраслевой принадлежности).

Студенты имеют право самостоятельно выбрать тему работы из предложенного списка, исходя из собственных научных и практических интересов, возможности доступа к данным о деятельности организации. Допускается выполнение контрольной работы на тему, не предусмотренную в данном списке, но сформулированную по схеме: «Особенности управления затратами на предприятиях … отрасли».

В контрольной работе должны быть отражены следующие вопросы:

1. Состав затрат предприятия (организации) – на примере конкретной организации необходимо разъяснить особенности состава и структуры затрат организаций (предприятий) данной отрасли, их отличие от состава и структуры затрат организаций (предприятий) других отраслей. Для этого можно использовать калькуляцию себестоимости продукции, смету затрат, бюджет предприятия и т. п.

2. Планирование затрат предприятия (организации) – необходимо объяснить, кто из работников предприятия принимает участие в разработке и утверждении планов; какие документы, составленные в результате планирования, могут использоваться в управлении затратами; как происходит контроль за соблюдением запланированных затрат; какие действия предпринимаются в случае возникновения отклонений от плановых показателей.

3. Методы калькулирования и учета затрат предприятия (организации) – следует назвать метод / методы калькулирования и метод учета затрат, который используется на рассматриваемом предприятии либо в целом на предприятиях рассматриваемой отрасли; объяснить, почему применяются именно данные методы, а не какие-либо другие; охарактеризовать процесс определения себестоимости, учета затрат; объяснить, как решается задача распределения косвенных (накладных) расходов в рассматриваемой организации или в отрасли в целом; указать проблемы калькулирования себестоимости, учета затрат, распределения косвенных (накладных) расходов, характерных для данной организации или отрасли в целом.

4. Влияние затрат предприятия на финансовый результат деятельности – поскольку затраты оказывают противоречивое влияние на финансовый результат, необходимо привести примеры затрат, увеличение которых может повлечь: 1) уменьшение финансового результата, 2) увеличение финансового результата; объяснить причины изменения финансового результата при изменении затрат. Особое снимание следует уделить затратам на качество на рассматриваемом предприятии либо на предприятиях изучаемой отрасли.

5. Принятие управленческих решений в управлении затратами предприятия (организации) – для того, чтобы раскрыть данный вопрос, целесообразно объяснить, какой подход к управлению затратами (функциональный или процессный) применяется на рассматриваемом предприятии или в данной отрасли; описать систему управления затратами (если таковая имеется), либо распределение функций управления затратами на предприятии: на примере любого управленческого решения в области управления затратами охарактеризовать условия и этапы принятия управленческого решения, отметить релевантные и нерелевантные затраты.

Все вопросы должны быть рассмотрены в обязательном порядке. Отсутствие хотя бы одного из вопросов является основанием для возврата контрольной работы на исправление. Приветствуются наличие фактических данных, их анализ, включение дополнительных вопросов, раскрывающих тему. Положительно на оценку работы влияют самостоятельность в изложении материала, краткость и лаконичность ответов, наличие ссылок на литературу, авторский подход, оригинальность мыслей в сочетании с грамотным и профессиональным подходом к оценке особенностей управления затратами, четкая формулировка отраслевых особенностей этой деятельности.

Причиной возврата контрольной работы на доработку могут быть:

- несоблюдение требований к содержанию, оформлению, объему;

- отсутствие материалов, подтверждающих выводы (фактических данных, цитат и т.п.);

- чрезмерно теоретическая направленность работы (например, переписывание текста из учебной литературы);

Возвращаются к исправлению без разъяснения:

- дублирующиеся работы;

- работы, представленные в Интернете.

Объем контрольной работы должен составлять 10 – 15 страниц основного текста (без приложений и списка использованной литературы), в среднем 2 – 3 страницы на один вопрос. При необходимости можно разместить в Приложении крупные таблицы и рисунки.

При написании текстового материала необходимо соблюдать требования, предъявляемые ко всем письменным работам кафедры финансов и кредита: шрифт – Times New Roman; размер шрифта – 14; размеры полей: верхнее и нижнее 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм; ширина абзацного отступа соответствует 5 знакам текста, или 1 см; интервал между строк – 1,5.

Не разрешается размещать заголовки и подзаголовки в нижней части страницы, если на ней менее трёх строк последующего текста. Каждая глава должна начинаться с новой страницы, названия параграфов (пунктов) – с абзаца, при этом их нумерация не должна выступать за границу абзаца. Подчеркивание наименований глав, параграфов (пунктов) не допускается. Точку в конце заголовка, располагаемого посередине строки, не ставят. Не допускается переносить часть слова в заголовке. Между заголовком и последующим текстом, а также между текстом и подзаголовком – тройной межстрочный интервал (два полуторных).

Все страницы контрольной работы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, нумерация страниц должна быть сквозной: от титульного листа до последнего листа текста, включая приложения. На титульном листе номер страницы не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

В работе должны содержаться ссылки на источники литературы в квадратных скобках, например, [20, с. 15], где 20 – номер источника по списку литературы, а 15 – номер страницы в этом источнике. Ссылки проставляют там, где есть определение, классификация, статистические данные и т. п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3182; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.