КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семья как объект социальной работыВ понятие «семья» изначально входили представления о питании (кормлении, утолении голода) и воспитании (обучении). В ее основе лежат функции защиты и удовлетворения витальных потребностей своих членов. Семья является первичной защитной средой индивида. Однако она же может стать причиной лишений и ущемления индивида и фактором жизненных кризисов. Так, внутрисемейные конфликты между родителями могут вызывать у детей болезненные психические реакции и провоцировать суицидальные попытки и даже самоубийство. Естественное разделение семьи на поколения может сопровождаться различными формами насилия. Как показывают зарубежные исследования, агрессия взрослых в отношении детей в современном обществе все более возрастает: число детей, убитых своими родителями в десять раз больше, чем число убитых сексуальными преступниками. Что касается современной российской семьи, то ее возможности усложнены социально-экономическим кризисом. Неустойчивое материальное положение, угроза безработицы и сопровождающие безработицу материальные и психологические проблемы, увеличение бытовых нагрузок влияет на степень удовлетворенности браком. Неблагоприятный социально-психологический климат отражается на отношениях между детьми и родителями, что осложняет процесс их социализации. В 90-х гг. наметилась тенденция роста социально неблагополучных семей. Помимо объективных социально-экономических условий, существуют и субъективные, связанные с проблемами семейных отношений в системах «отец — мать», «родители — дети»: неспособность родителей выполнять родительские функции, повышенная агрессивность, неумение понимать проблемы ребенка и интересоваться ими и т.п. Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции родителей и детей. Практика социальной работы показывает, что непонимание и неприятие этих функций, изменяющихся на разных стадиях существования семейных отношений, осложняет социальное функционирование индивидов. Другой полюс проблем — это брачно-семейные отношения между родителями, которые также могут провоцировать различный спектр проблем, осложняющих жизненные стратегии как детей, так и брачных партнеров. Семья в процессе своего развития переживает определенные стадии и завершение (естественным или неестественным путем). Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассматривать как добрачное состояние (человек живет в семье своих родителей, которая является также и его семьей), брак (создание своей собственной семьи) и послебрачное состояние (развод, вдовство и т.д.) Этой схеме развития следует большинство семей, хотя она и не является нормой. На каждом из этапов своего развития семья переживает определенные противоречия и трудности. Переломные моменты определяются понятием «кризис брака», чаще всего когда семья испытывает трудные жизненные ситуации, которые могут способствовать разрыву. Первый кризис брака приходится на первые месяцы и годы брака. Причиной распада брака может быть неадаптация супругов друг к другу и к браку, неоправдавшиеся ожидания. Развод не осложнен, если в семье еще нет детей. Следующий кризис развивается с рождением первого ребенка («беби-шок»), когда, собственно, и образуется настоящая полная семья. При этом изменяются ролевые структуры, объем бытовых обязанностей резко возрастает, а их распределение еще не произошло. Для этого периода характерно и изменение сексуальных отношений, их значимость и насыщенность, изменяется и состояние здоровья молодой мамы. Проблемы, возникающие в этот период, еще более усложняются, если рождается ребенок-инвалид. Рождение последующих детей, как правило, не приводит к кризисной ситуации, так как уже сложились и действуют определенные механизмы в структуре семьи, а супруги решаются на рождение второго ребенка при условии разрешения кризиса, связанного с рождением первенца. Однако появление новых детей в семье может вызвать целый комплекс трудностей у первого ребенка, прежде единственного. Своеобразным является также этап цикла — семья с детьми-подростками, организм которых переживает изменения физиологического и морально-психологического плана. Но внимание необходимо обращать не только на проблемы детей, но и на проблемы родителей, которые должны адекватно реагировать на состояние и поведение детей. Кризисным для семьи можно назвать период взросления детей. Даже если в этот период дети и остаются в доме, то они ведут себя более эмансипированно и постепенно освобождаются от влияния и власти родителей. Многие семьи сохраняются только с целью вырастить детей и поставить их на ноги, хотя между супругами уже нет близости. В это время, когда происходит активизация прежде скрытых отношений и возникновение новых, что провоцирует еще один пик разводимости, важно сохранять близкие отношения с детьми на основе укрепления духовных контактов, терпимости и компромиссов. Стадия пожилой семьи характеризуется все большей зависимостью семьи от окружающих: болезни и недостаточное материальное обеспечение снижают возможность самообеспечения, но самой большой проблемой этого периода является дефицит общения. Таким образом, жизненный цикл семьи относительно замкнут: он имеет свои начало и конец. При этом он представляет собой звено непрерывного процесса существования род а, когда жизненный цикл родителей переходит в жизненный цикл детей и внуков. Социальный работник должен учитывать эти аспекты при работе с конкретной семьей. На основе психологической теории личности Э.Эриксона и стадий развития семьи С.Роудз типичные конфликты могут быть поставлены в соответствие с жизненными и семейными кризисами (см. табл. 30). Таблица 30
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |