Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды социальной групповой работы

Стадии развития групповой работы

Групповая работа имеет определенные фазы активности, каждая из которой несет свою организационную и терапевтическую нагрузку. Существуют различные периодизации группового развития, одну из них предложил Г.Конопка4.

Процесс помощи в групповой интервенции осуществляется через следующие фазы:

1-й этап — целенаправленное, теплое, основанное на понимании профессиональное взаимодействие между профессиональным социальным работником и членами группы;

2-й этап — управление групповым процессом, осуществление взаимодействия между всеми членами группы;

3-й этап — установление вербальной коммуникации между членами группы;

4-й этап — установление невербальной коммуникации между членами группы;

5-й этап — целенаправленный выбор и создание членами группы необходимой терапевтической среды.

Надо отметить, что стадии работы с группой, выделяемые современными исследователями Майером, Трекером, Сарри и Галински (Maier, Trecker, Sarri, Galinsky), в целом, несмотря на терминологические и структурные различия, достаточно сходны. Основные стадии группового развития можно представить в виде следующей обобщенной схемы:

1. Стадия ориентации — каждый клиент осознает себя в качестве члена группы: происходит выбор ролей, ориентации в складывающейся ситуации, проявляются определенные страхи перед неизвестными формами взаимодействия. На этой основе формируется «псевдосплоченность».

2. Стадия власти — оформляются роли в группе: идет борьба за лидерство, растет сопротивление; может возникать агрессия в отношении одного (или нескольких) из членов группы;

оформляются нормы и ценности при непосредственном участии группы.

3. Стадия переговоров — происходит структурирование группы: оформляется групповая позитивная сплоченность; совместно вырабатываются цели, роли и задачи группы; выявляются сходные проблемы и эмоциональные переживания.

4. Функциональная стадия — стадия активно работающей группы: заинтересованность в разрешении проблем; поддержка членов группы друг другом; искренность и спонтанность — характерные тенденции группового развития; стадия принятия решения.

5. Стадия распада группы — ситуация, когда отдельные члены группы и группа в целом приходят к осмыслению и решению своих проблем; формулируется задача завершения совместной групповой деятельности.

Группы, восстановления. Данные группы организуются в микросоциуме (коммъюните) в местах проживания клиентов. Коммьюните — сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, имеющих общие конфессиональные взгляды и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории. Основная цель — совместное рациональное проведение свободного времени. В основе групповой динамики лежит спонтанная активность группы, добровольное приобщение членов группы к участию в различных развлечениях, играх, совместному обсуждению информации, касающейся политики, экономики, культуры и т.д.

Группы, восстановления умений. Основная цель этих групп помочь клиенту восстановить утраченные умения или приобрести их. Такие группы имеют достаточно широкий спектр деятельностных форм: от различных спортивных игр, таких, как баскетбол, теннис и т.д., до занятий прикладным искусством (гончарное дело, керамика и т.д.).

Образовательные группы. Социальная работа в образовательных группах строится на основе общего интереса клиентов к определенной проблеме. Эти проблемы, как правило, фокусируются вокруг реальных потребностей отдельных индивидов или их семей. Работа строится на основе социальных запросов клиентов. Такими запросами могут быть: правильная организация семейного бюджета, воспитание детей, вопросы внутренней и внешней политики и т.д.

Посредничество. В основе этой деятельности лежит теория социальных систем, групповая теория и теория малых групп, фокус на индивидууме во взаимодействии с группой. Процесс помощи включает: настрой, приготовление социального работника к встрече с клиентом в группе, переходы от стадии к стадии и окончание. Цели — гармонизация потребностей личности и общества. Социальный работник, выступая в роли посредника и вдохновителя, помогает клиенту добиться того, в чем он нуждается, через лечебные возможности группового процесса. В процессе группового взаимодействия проясняются истинные мотивы проблемы клиента. Метод направлен на оказание практической помощи в преодолении неблагоприятной среды.

Группы самопомощи. Помощь, которая оказывается в группе, строится на взаимной поддержке ее членов. Социальный работник, организуя процесс, передает свои функции группе. Участник группы представляет свой случай, который группа обсуждает, помогая ему рационально осознать ее сущность, в процессе групповой работы проблема клиента снимается.

Дракефорд (Drakeford) выделяет пять критериев стресса, на основе которых происходит объединение клиентов в группы самопомощи:

— ответственность;

— стандарты;

— конфессия;

— непрофессионализм;

— программа действий5.

В основе группового процесса лежат принципы самоусовершенствования через развитие самосознания, которое должно привести к улучшению социального функционирования и принятию необходимых общественных норм.

Идеология групп самопомощи формируется на следующих основаниях:

— Люди с общей проблемой лучше могут понять и помочь друг

другу.

— Группа — это эффективная среда, где оказывается помощь в самостоятельном решении проблем, вследствие чего происходит формирование чувства собственного достоинства.

— Совместное решение проблем дает ощущение уверенности в своих силах.

— Члены группы в процессе проигрывания проблем вырабатывают необходимые роли для успешного функционирования.

— Эмпатическое общение в группе способствует самопомощи. Группа организуется на принципах поддержки и демократического участия. Основные стратегии группы самопомощи можно представить в следующей последовательности:

— обеспечение принятия групповой принадлежности;

— обеспечение адекватного понимания всеми проблемы или состояния;

— обеспечение возможности для всех обсуждать проблемы, разделять чувства, осуществлять поиск решения поставленных задач;

— обеспечение возможности брать ответственность в группе;

— обеспечение возможности расширять группы самопомощи на ближайшее окружение.

В качестве примеров можно привести группы Анонимных алкоголиков (клиенты, страдающие алкогольной зависимостью), Анонимных депрессантов (индивиды, страдающие депрессиями), Анонимной семьи (родители, имеющие детей инвалидов), группы Американская диабетическая организация (клуб диабетических больных). Национальная организация женщин (женщины, борющиеся за свои права).

Терапевтические группы. Основная цель этих объединений — на основе группового общения развивать понимание индивидом окружающей среды. Групповая терапия преследует следующие цели:

1. Помогает развивать навыки межличностного общения.

2. Способствует развитию личности.

3. Помогает корректировать хронические проблемы со здоровьем.

4. Способствует самоосознанию личности.

Индивидуальные и групповые цели достигаются в процессе деятельности групп. В группе происходит обсуждение ее функций, дискутируются ролевые позиции лидеров и помощников, поощряется взаимопомощь, осуществляется содействие в решении индивидуальных проблем. В ходе группового обсуждения проектируются модели оптимального социального функционирования, стабилизируется эмоциональное напряжение. Руководитель (терапевт) фиксирует взаимодействия в группе, предлагает и разъясняет модели помощи, интерпретирует групповое поведение. В процессе анализа индивидуального и группового поведения вырабатываются новые, более продуктивные модели поведения, взаимодействия, социального общения. В работе используются психоаналитические, биохевиористские, клиент-центрированные подходы.

Практика работы в группах психотерапевтов и социальных работников имеет общие и особенные черты, которые можно проследить по следующим параметрам:

— Направление помощи. Для обоих видов деятельности групповая работа — это работа с клиентами, объединенными в группы. Для психотерапевтической работы динамика группы выступает как лечебное средство; для социальной групповой работы — в качестве социальной формы, где основными подходами могут быть: терапия в группе, терапия группы, терапия посредством группы либо сочетание всех данных подходов.

— Цель. Для психотерапевтических групп — преодоление не конструктивной фиксации на болезненном состоянии. В социальной работе — облегчение коммуникации и снятие барьеров социальной изоляции, решение проблем с социальным окружением.

— Роли в процессе групповой работы. В психотерапевтической групповой работе центральной фигурой является терапевт, выступающий в родительской роли. В группах социальной работы руководитель может играть как центральную, так и вспомогательную роль.

— Направление деятельности. В аспектах социальной групповой и психотерапевтической работы, где рассматривают различные типы и виды групп, конечная цель групповой деятельности — эффективное личностное и групповое функционирование в общине и социуме. Поэтому групповая терапия в социальной работе раскрывается как обучающая деятельность по приобретению социально необходимых навыков и умений6.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели социальной групповой работы | Роли социального работника
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.