Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологической части

формулировки и обоснования проблемы, объект и предмет исследования, указания цели, формулировки задач, логического анализа основных понятий, гипотез исследования;

2. Методической или процедурной части определения обследуемой совокупности, характеристики используемых методов сбора первичной социологической информации, логической структуры инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки на ПО.

Формулировка и обоснование проблемы исследования.

Проблемная ситуация - состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Степень сложности научно-познавательной проблемы зависит:

1. От соотносительной сложности объекта исследования и достигнутых о нем знаний.

2. От уровня зрелости общественной потребности в прояснении ситуации и разрешении социальных противоречий.

3. От состояния научного и практического знания в соответствующей области.

Социальная проблема выступает как задача социального действия и характеризуется определенными признаками.

· стремление к изменению социальной ситуации, которая сложилась, к примеру, в коллективе людей, который нужно исследовать;

· при разрешении социальной проблемы всегда есть несколько вариантов ее решения, при этом каждый из них имеет свои последствия (чем сложнее социальная проблема, тем разнообразнее пути ее решения).

Поэтому социологический анализ должен рассматривать социальную проблему в связи с основными параметрами социальной системы. Для того, чтобы перевести проблемную ситуацию в научную проблему необходимо:

· установить реальное существование этой проблемы (есть ли показатели, которые характеризуют эту проблему, есть ли учет и статистика по этим показателям и достоверна ли она);

· вычленить важнейшие элементы или факторы проблемы (выявить социальные группы, определить их заинтересованность;

· выделить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают информационной базой для рассмотрения неизвестных элементов;

· выделить главные и второстепенные компоненты для определения основного направления исследовательского поиска;

· проанализировать разрешение аналогичных проблем, которые выработаны ранее.

В социологии есть пять подходов при классификации социальных проблем:

1) цель исследования;

2) носитель проблемы;

3) масштабы ее распространения;

4) время действия противоречия;

5) его глубина.

Проблемы могут быть гносеологического и предметного характера.

Гносеологические вызваны недостатком информации о состоянии, тенденциях изменений социальных процессов, т.е. они порождены недостатком знаний. Предметные проблемы - противоречия. Вызванные столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующие их жизнедеятельность.

По своему носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных национальных, профессиональных политических и других групп, социальных институтов, предприятий, организаций.

По масштабам распространенности социальная проблема носит (всеобъемлющий) или региональный (локальный) характер. По времени действия проблема может быть краткосрочной, среднесрочной, длительной. По глубине противоречия: 1) одноплановые проблемы (выбор того или иного кандидата в депутаты); 2) проблемы системные (рост преступности); 3) проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, т.е. нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса (приватизация собственности, изменения в политической системе).

Определение объекта и предмета исследования. Социальная проблема не существует сама по себе, а всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельности, с которыми она неразрывно связана. Таким образом, объектом социологического исследования выступает носитель той или иной социальной проблемы.

В программе фиксируют и характеристики объектов исследования:

· пространственные (место, район)

· временные (период начала или конца исследования)

· отраслевые (вид деятельности, которую исследуют)

· социально-демографические (пол, возраст, образование).

Причины возникновения той или иной проблемы могут лежать за пределами объекта исследования, что ведет к условному расширению его масштабов. Четкое выделение объекта способствует правильному определению предмета исследования. Предмет социологического исследования есть концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования, это наиболее существенные свойства и отношения объекта.

Например, изучают готовность коллектива к выполнению более сложной производственной задачи. Объектом будет данный коллектив, предметом - уровень квалификации, профессиональной подготовки исполнителей, социально-психологический климат в коллективе, стиль руководства и другие факторы, которые выступают как выражение взаимосвязи изучаемой проблемы и объекта исследования.

Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию. Постановка такого вопроса - источник выдвижения рабочих гипотез.

Определение цели исследования. Цель всегда должна быть четко сформулирована. Цель должна дать ответ на вопрос о том, на решение какой проблемы и достижение какого результата исследование ориентировано.

Этот раздел программы регулирует отношения заказчика и социолога на стадии предварительного определения ожидаемого результата, который будет представлен социологом, а также определяет объем затрат времени, людских и финансовых ресурсов, необходимых для получения результата.

Целью исследования может быть:

· получение описательной информации, сбор социальной статистики;

· разработка диагноза, то есть анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее дальнейшего развития, а также оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию;

· разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию.

Каждая из этих целей существенно меняет объем работы социолога, затраты времени и методическое обеспечение. Определение цели обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающие взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата.

Задачи социологического исследования - это совокупность целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи исследования непосредственно исходят из поставленных целей и являются конкретизацией целей. Это своеобразные промежуточные ступени в работе социолога.

Определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных и частных, а также дополнительных задач. Основные и частные задачи являются логически связанными и частные вытекают из основных. Важно различать программные задачи и те, которые будут возникать в процессе его развертывания, например, методические.

Основные задачи отвечают целевой установке исследования, дополнительные - "для пристрелки", для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез, для решения методических вопросов. Вся процедура составления задач подчиняется поиску ответа на центральный вопрос исследования. Практически это значит, что должна быть обеспечена обоснованность, надежность и устойчивость. Это достигается путем выдвижения целой цепочки взаимосвязанных гипотез, относящихся к основным задачам, многократной проверкой и перепроверкой соответствующих исходных данных.

Логический анализ основных понятий.

Чем сложнее вид планируемого исследования, тем более емкой и разветвленной оказывается структура логического анализа понятий.

Логический анализ основных понятий включает в себя интерпретацию

(логико-познавательная трактовка, ссылка на словари, генезис, учебники, свой поиск).

Интерпретация дает возможность уточнить соотношение тех элементов и качеств исследуемого явления, анализ которых может дать целостное представление о его фактическом состоянии, правильно выяснить причины его возникновения и результаты.

Сама процедура интерпретации - это определенная последовательность организационных действий, направленных уточнение содержания, разработка операций их измерения. Она обеспечивает измерение явлений с помощью количественных показателей и индикаторов.

Теоретическая интерпретация понятий.

Прежде чем начать исследование, социолог должен правильно выбрать его методоло­гическую процедуру. Для этого надо решить три основные задачи, которые обеспечивают получение надежной и адекватной социо­логической информации.

Во-первых, выяснить те аспекты теорети­ческих понятий, которые используются в данном исследовании.

Во-вторых, последние дают возможность вести анализ практиче­ской проблемы на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивают научное обоснование управленческих решений.

В-третьих, обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явле­ний с помощью количественных статистических показателей.

Рас­смотрим данную ситуацию более подробно. Как указывалось выше, каждая проблемная ситуация уникальна, несмотря на тематическое сходство вопросов. Теоретическая модель — это обобщен­ное отражение проблемной ситуации в научном знании.

Важно соотношение информации, которая имеется у социолога до начала исследо­вания и которую ему предстоит получить, а также сочетания усло­вий и факторов, влияющих на формирование проблемной ситуа­ции. Исследовательская культура требует, чтобы социолог в тео­ретической части программы определил ключевые понятия при­менительно к содержанию именно данной ситуации.

Определение понятий как бы включает проблемную ситуацию в контекст теоретических представлений. Это принципиальный этап в работе социолога. Социальная ситуация формируется и осознается ее участниками в их повседневной деятельности. В этом смысле все люди — «немного социологи». По поводу каждой такой ситуации еще до начала исследования складыва­ются различные оценки, мнения и практические «рецепты». В зави­симости от житейского опыта, стажа работы или культурного уровня людей их мнения могут более или менее адекватно отра­жать проблемную ситуацию и способы ее решения. Именно на этой способности людей основано, например, использование метода экспертных оценок.

Однако уровень практического сознания, житейской мудрости, как известно, подвержен влиянию (иногда весьма значительному) индивидуальных и групповых интересов. Поэтому проблемная ситуация при всей ее кажущейся повседневности, очевидности и простоте должна быть описана в строгих научных терминах, которые потом будут однозначно использоваться при построении инструментария для сбора данных и при интерпретации резуль­татов.

* Шаг 1. Конкретизация содержания понятий уже на стадии формулировки проблемы, определении объекта и предмета иссле­дования.

* Шаг 2. Описание содержательной структуры предмета, взаимо­связей между ее элементами, а также внутренних и внешних факторов, от которых зависит состояние и изменения этой струк­туры. Такая интерпретация представляет собой последовательное развертывание исходных (наиболее общих) категорий через систему взаимосвязанных понятий более конкретного уровня. Например, содержание понятия «удовлетворенность трудом» раскладывается на такие составляющие, как удовлетворенность специальностью, содержанием и характером выполняемой работы, моральным и материальным стимулированием, отношениями с товарищами по работе и с ближайшим руководством, наконец, как целостное эмоционально-оценочное отношение работника ко всему комплексу элементов рабочей ситуации-

Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интер­претацию. т. е. определить систему его связей с внешними объек­тивными и внутренними субъективными факторами. Продолжая наш пример, выделим следующие факторы удовлетворенности трудом: условия и организация труда, уровень заработной платы, отношения в коллективе, функциональное содержание труда.

К субъективным факторам удовлетворенности можно отнести индивидуальные характеристики рабочего (социально-демографи­ческие и ролевые: пол, возраст, образование, квалификация, участие в общественной работе, членство в общественных органи­зациях, стаж работы), субъективные факторы удовлетворенности трудом, которые можно подразделить на факторы, относящиеся к сфере сознания (производственная информированность, место труда в системе жизненных ценностей, мотивация трудовой деятельности и т. д.) и к сфере поведения и результатов трудовой деятельности (выполнение плановых заданий, уровень дисцип­линированности, инициативность в работе, качество изготовляемой продукции и т. д.).

Структурная и факторная интерпретация исходных понятий (или предварительный системный анализ7) отражают априорные (до начала исследования) представления социолога о предмете исследования. Эти представления имеют предположительный характер и образуют гипотетическую модель предмета исследова­ния, которая служит основной для формирования рабочих гипотез.

Гипотеза исследования — это научно обоснованное предполо­жение о структуре изучаемого социального явления или о харак­тере связей между его компонентами. Ясно, что для формирования гипотезы социолог должен располагать некоторой предваритель­ной информацией, основанной на результатах предшествующих исследований или на данных смежных наук: экономики, ста­тистики, психологии и др. [Описательные, поисковые исследования могут не иметь гипотез. Напротив, аналитические исследования, отвечающие на вопрос о причинных связях или функциональных зависимостях между изучаемыми характеристиками, как правило, основываются на некоторых предварительных предположениях о том, какие характеристики связаны между собой зависимостями, каковы характер и направленность и сила последних. Пример рабочей гипотезы: «уровень трудовой дисциплины больше зависит от воздействия мастера на организацию труда, чем от личного примера мастера в отношении трудовой дисциплины»8^

В зависимости от теоретического уровня интерпретируемых понятий гипотезы делятся на основные и выводные (гипотезы-следствия), т. е. они образуют иерархические цепочки, дублиру­ющие теоретическую интерпретацию понятий. Вот пример. Основ­ная гипотеза: «Степень согласованности удовлетворенности трудом с текучестью кадров будет в значительной степени опреде­ляться как имеющимися у той или иной социальной группы объек­тивными и субъективными возможностями для реализации их от­ношения к труду в фактическом поведении (в частности, в актах увольнения и выбора нового места работы), так и адекватностью осознанного отношения к труду, потребностям-интересам и репрезентации данного отношения в вербальной удовлетворен­ности»9. Здесь мы имеем дело с несколькими предположениями о факторах, определяющих степень согласованности удовлетворен­ности трудом с текучестью кадров: а) объективные возможности реализации отношения к труду в фактическом поведении (есть ли возможность найти новое место работы); б) субъективные возможности для такого поведения (знает ли о них работник и считает ли для себя приемлемым такое поведение); в) адек­ватно ли осознается работником связь между его отношением к труду и его личными потребностями и интересами; г) отража­ется ли в его ответах на вопросы анкеты его действительное отно­шение к труду. Все эти гипотезы являются равнозначными и в сово­купности описывают структуру связей между удовлетворенностью трудом и текучестью кадров. При этом предполагается прямая зависимость степени согласованности между удовлетворенностью трудом и текучестью кадров и состоянием названных характе­ристик.

См.: Ядов В. А. Социологическое исследование: Методология программа методы М„ 1972. С. 59—62.

Гипотеза-следствие из основной гипотезы формулируется авто­рами как предположение о том, что поскольку состояние назван­ных компонентов (субъективные и объективные причины смены места работы) различны у возрастных и квалификационных групп, то и теснота связи между удовлетворенностью трудом и текучестью кадров будет здесь различной-

Следующая гипотеза, основанная на предыдущей: более тесная связь между удовлетворенностью трудом и текучестью кадров будет у работников с небольшим стажем работы и низким уровнем квалификации.

Формирование гипотез - это разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если авторами исследования были сформулированы гипотезы, то эмпи­рические данные служат для их проверки: подтверждения или опровержения. Если гипотез не было на «входе» исследования, то на «выходе» социолог, как правило, беспомощно описывает в отчете процентные распределения ответов на вопросы анкеты и предлагает тривиальные практические рекомендации, очевидные на уровне здравого смысла.

Эмпирическая интерпретация понятий. Основное требование к формулировке гипотезы состоит в том, чтобы она была эмпири­чески проверяемой. Это значит, что понятия, входящие в состав гипотезы, должны быть связаны с явлениями, доступными наблюде­нию, измерению, регистрации и анализу. Такая связь обеспечивается эмпирической интерпретацией теоретических понятий. т. е. такими определениями, которые указывали бы на поступки людей, результаты их деятельности, мнения, знания, оценки, на определенные события или предметы объективной реальности.

Необходимость эмпирической интерпретации понятий вызвана тем, что многие явления и тенденции социального развития недо­ступны непосредственному восприятию, но обнаруживаются в косвенных, опосредованных проявлениях. Например, социальные потребности людей, их ценностные ориентации, мотивация уволь­нений, отношение к труду и многие другие могут быть зафиксиро­ваны и объяснены через высказывания людей о фактах их сознания и поведения, либо с помощью наблюдения и регистрации усло­вий их деятельности (ее содержания и результатов), либо на ос­нове анализа документов, отражающих факты поведения.

Поэтому, приступая к эмпирической интерпретации понятий, социолог уже имеет в виду конечную цель этой работы — последо­вательную конкретизацию их содержания, дающую возможность выйти на такие фрагменты социальной реальности, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. Переход к понятию-индикатору может быть многоступенчатым или непосредственным в зависимости от теоретического содержания интерпретируемого понятия, от целей и уровня исследования и от предполагаемого метода сбора данных.

Поиск индикаторов содержит следующие требования:

1. Выбор индикатора должен исходить из операциональных понятий.

2. Есть операциональные понятия, которые сами выполняют роль индикатора (пол, возраст, профессия)

3. Одно операциональное понятие может требовать не одно, а насколько индикаторов.

4. Выбор совокупности индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования и условий его функционирования.

· Всем индикаторам присущи различные различные характеристики, которые выступают в качестве вариантов ответов на вопросы.

Иначе говоря, содержание понятия-индикатора обеспечено конкретным источником информации и методом ее получения. Схематически процесс поиска индикаторов выглядит как «дерево целей», которое применяется в прогнозировании, планировании и обосновании управленческих решений. Только здесь социолог обосновывает движение к познавательной цели, а именно к получе­нию эмпирических фактов, на которых он будет в дальнейшем основывать свои практические выводы и рекомендации. Если иерархия понятий, опосредующих переход от ключевых понятий к потенциально доступным единицам информации, четко обозна­чена в программе — это означает, что зафиксированы основные логические представления социолога о структуре и факторах исследуемой проблемы, которые он имел до начала исследования. Когда эмпирическая информация будет собрана, то ее можно будет соотнести с этими исходными представлениями. Подтвердившиеся предположения о структуре и факторах изучаемой проблемы могут быть использованы для практической проверки и последую­щего внедрения в практику, а неподтвердившиеся — станут осно­вой для формирования новых гипотез и новых направлений в ис­следовании проблемной ситуации.

Проводя эмпирическую интерпретацию понятий, социолог должен иметь в виду, что исходное понятие не есть простая сумма найденных индикаторов. Удовлетворенность трудом как целостный социальный феномен не складывается из частных удовлетворенностей отдельными элементами рабочей ситуации. Нужно отме­тить важную особенность понятий, используемых в социологии: многие из них «заимствованы» наукой из обыденной речи, поэтому наряду сих научным, теоретическим содержанием они имеюти бытовой, житейский смысл. Такие понятия, как потребность, интерес, удовлетворенность, используются и в теории, и в обыден­ной практике, хотя при этом, разумеется, не являются -синонимами. Поэтому если мы спрашиваем в наших анкетах: «Удовлетворяет ли Вас...?, Испытываете ли Вы интерес к...?, Есть ли у Вас по­требность...?» — это не означает, что мы получаем информа­цию, адекватно отражающую содержание теоретических понятий

На стадии эмпирической интерпретации понятий главная задача — обеспечить максимально полное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах, сформировать «вселенную» индикаторов. Этот список может быть весьма обшир­ным, если учесть, что индикаторы подбираются для исходных понятий, которые составляют структурную и факторную интерпре­тацию понятий, определяющих предмет исследования. Но в реаль­ной исследовательской ситуации далеко не всегда есть возмож­ность и необходимость использовать все имеющиеся индикаторы.

· Во-первых, не для всех имеются источники информации и методы ее получения.

· Во-вторых, индикаторы могут дублировать друг друга (хотя нет необходимости перепроверять получаемую инфор­мацию).

· В-третьих, часть из них имеют недостаточно надежное методическое обеспечение. Именно поэтому отбор индикаторов из множества возможных производится по трем критериям:

а) содержательная репрезентация исходных теоретических поня­тий (требование необходимости и достаточности индикаторов для эмпирического описания предмета исследования);

б) обеспе­ченность индикаторов потенциальными источниками необходимой информации (документы, ситуации, факторы, предметы, поведе­ние, доступные внешнему наблюдению; вербальная — устная или письменная — информация, получаемая методом опроса);

в) воз­можности методического обеспечения имеющихся источников.

Практически это означает, что, собрав «вселенную» индикато­ров (выписав каждый индикатор на отдельной карточке), социолог должен соотнести их с гипотетической моделью предмета иссле­дования, чтобы проверить, насколько обеспечены эмпирическими индикаторами его основные структурные блоки, не получилось ли распределение индикаторов по принципу «где густо, а где пусто». Без такого контроля подобные пробелы обнаруживаются уже на стадии интерпретации собранных данных, когда оказывается, что, например, в анкете были заданы лишние вопросы, но не включены самые необходимые, или: информация собиралась методом опроса, хотя гораздо проще и надежнее было бы получить ее при изучении документов или оперативным внешним наблюдением.

Критерии обеспеченности источниками информации и методами ее получения требуют, чтобы по поводу каждого индикатора социолог представлял себе реальную доступность предполагаемой информации и надежность метода, который обеспечивает получе­ние необходимых данных. Если известно, что нужный нам индика­тор предполагает обращение к документам и сбор вербальной информации, то прежде чем решить, использовать его или «отбра­ковать», полезно ответить на следующие вопросы: можно ли полу­чить нужные документы, насколько соответствует по содержанию имеющаяся в них информация целям исследования, является ли эта информация достоверной, есть ли время, кадры и методика, позволяющие обработать имеющийся объем документальной информации?

Аналогичные вопросы следует задавать по поводу метода опроса, а затем выбрать более экономичное и надежное методиче­ское решение. Может оказаться, что оба метода имеют серьезные нарекания, а индикатор не должен использоваться, несмотря на его содержательную полезность.

Теоретический раздел программы.— это начальная стадия исследовательской работы социолога, которая во многом пре­допределяет успешность конечного результата исследования. Ее познавательные цели состоят в следующем.

1. Рассмотреть практическую проблемную ситуацию в кон­тексте имеющегося научного знания (вычленить проблему, пред­мет и объект, определить цели и задачи исследования, дать гипо­тетический анализ структуры и факторов, составляющих содержа­ние проблемы, механизм ее функционирования и развития).

2. Описать проблему в системе эмпирических индикаторов, т. е. обеспечить переход от теоретического описания проблемы и предмета к эмпирически наблюдаемым и измеряемым фактам, событиям, поступкам, продуктам деятельности, мнениям и оцен­кам.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Осмысление военной темы в русской прозе XX века: проблематика, жанровое своеобразие, специфика героя | Этические проблемы в деятельности специалиста по рекламе и связям с общественностью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.