Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие тенденции и проблемы развития автомобильного транспорта. Автомобиль и автомобилизация в современном понимании

Вопрос 1. Предмет изучения. Общие тенденции и проблемы развития автомобильного транспорта. Автомобиль и автомобилизация в современном понимании.

Занятие 1. Предыстория создания автомобиля

Романов П.С.

 

Лекция

 

 

 

 

 

Коломна-2010

 


Предмет изучения. Содержание, задачи и отчетность по дисциплине

Дисциплина «Развитие и современное состояние мировой автомобилизации» является одной из дисциплин в специальности «Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования».

Появление автомобиля было подготовлено всем прогрессом техники, социальным и экономическим развитием человеческого общества, ростом потребности в средствах транспорта. Для обеспечения эффективной работы многомиллионного парка автомобилей первостепенное значение имеют знания устройства автомобилей, повышение их качества эксплуатации и ремонта. В успешном решении этих задач большая роль принадлежит знаниям об истории автомобилизации и современном состоянии автомобильного транспорта, об основных технических решениях, применявшихся на каждом этапе автомобилизации.

Основной задачей дисциплины «Развитие и современное состояние мировой автомобилизации» является приобретение студентами необходимых знаний, позволяющих с научной обоснованностью и на основе исторического опыта решать вопросы грамотной эксплуатации автомобилей.

Самостоятельная работа студентов включает дополнительное изучение материала по рекомендуемой литературе, подготовку докладов на научной конференции студентов.

Цели преподавания дисциплины.

Цель изучения дисциплины «Развитие и современное состояние мировой автомобилизации» состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основами знаний в области создания и развития автомобилестроения в рамках мировой автомобилизации.

Основные задачи дисциплины состоят:

в освоении студентами знаний исторических основ развития конструкции отечественных и зарубежных транспортных средств;

в уяснении исторических аспектов появления, развития и современного состояния дорожного движения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

основные исторические этапы развития автомобилестроения;

вопросы развития конструкции транспортных средств;

исторические аспекты появления, развития и современного состояния дорожного движения.

Дисциплина состоит из 4-х лекций. Изучается в течение 8 семестра. Отчетность - зачет.

 

 

Слово «автомобиль» - это перевод с двух языков: греческого – autos – «сам», «самостоятельный»; и mobilis – с латыни – «подвижной, движущийся». Из греческого «аутос» — «сам» и латинского «мобилис» — «подвижный» в европейских языках сложилось прилагательное «самодвижущийся», буквально «автомобильный». Оно означает «самодвижущаяся повозка», но в современном понимании автомобилями принято называть только средства передвижения, оснащенные автономными двигателями (внутреннего сгорания, электрическими, паровыми).

Каждая страна, каждый народ называли автомобиль на своем языке. В большинстве случаев за основу брали хорошо известные слова: телега, коляска, вагон. В Америке и в Англии автомобиль называют словом «кар», т.е. «тележка», «вагончик». В США на каждых трех жителей приходится по две машины. Американцы их стали выпускать на конвейере первыми.

Шведы вместо «автомобиль» говорят «биль». Первые автомобили создали немецкие инженеры, но их производство они развернули позже французов. И все свои машины, даже новейшие, они называют «крафтфарцойг» - «моторная повозка». По-итальянски любой автомобиль в просторечии называется «веттура», что означает «коляска».

Японцы не пользуются международным словом «автомобиль». Они называют машину «дзидозя».

Франция первой в мире освоила производство автомобилей. Ее заводы выпускали их с конца 19 века. Француз называет свою машину по старинке «вуатюр», что означает «коляска».

Желание освободиться от физических усилий при перемещении чего-либо или облегчить их, располагать большей силой, быстротой, оставить за собой лишь управление работой владело мечтами людей. Они создавали сказания о коврах-самолетах, семимильных сапогах и волшебниках, переносящих человека за тридевять земель мановением жезла. Что касается не сказочных, а реальных транспортных средств, то роль их двигателя сначала выполняли сами люди (катить легче, чем волочить или нести на себе), потом приспособили животных — волов, оленей, собак, больше всего лошадей. Применение силы домашних животных внесло особый штрих в идею транспорта: живое существо требовало ухода, заботы, вызывало привязанность человека. Примечательно в связи с этим, что и конным, и — впоследствии — механическим экипажам присваивали собственные имена, восхваляющие их скорость, надежность и другие ходовые качества. Таковы знаменитые английские дилижансы «Борзая», «Никому не доверяющая», «Лебедь», «Орел», таковы французские паровые повозки «Послушная» и «Быстрая» или электрическая «Всегда недовольная» (т.е. стремящаяся к большей скорости).

Появление многоместных конных повозок — омнибусов, дилижансов — внесло еще один штрих: возницу уподобляли капитану судна, весьма распространенного в старину, хотя и не сухопутного, средства транспорта. Обозначилась разница в отношении человека к конному транспорту личного пользования и выполняющему общественные или производственные функции.

В эпоху Возрождения были созданы и такие повозки, у которых живая движущая сила находилась на них самих, а передавали ее колесам и умножали рычаги и шестерни. В XVIII веке попробовали заменить в транспорте живую силу силой пара и применили к безрельсовым повозкам термин «автомобиль». Но ведь и паровоз самодвижущийся? Тут очень существенная тонкость. В словечко «ауто» («сам») человек вкладывал еще один смысл, относящийся и к машине, и к нему самому: сам выбираю маршрут и скорость; сам пускаюсь в путь и останавливаюсь, когда хочу и где считаю нужным; сам добираюсь до пункта назначения, не прибегая к другим средствам передвижения или ходьбе. Именно это и отличает автомобиль, особенно личного пользования, от других видов транспорта. Эту идею независимости вынашивали изобретатели автомобиля. С таким кредо автомобиль увидел свет в 1885 году.

Почему же счет годам автомобиля ведут от первых «бензиномобилей» с двигателем внутреннего сгорания, изобретенных и построенных в 1885-1886 годах? Как бы забывают о паровых и аккумуляторных (электрических) экипажах (были и такие). Дело в том, что двигатель внутреннего сгорания произвел подлинный переворот в транспортной технике. В течение длительного времени он оказался наиболее отвечающим идее автомобиля и потому надолго сохранил свое главенствующее положение.

Доля автомобилей с двигателями внутреннего сгорания составляет на сегодня более 99,9 процента мирового автомобильного парка. Автомобильное «население» Земли увеличилось в XX веке в 10 тыс. раз, а людское — лишь втрое, за последнюю треть века (когда в ряде стран один автомобиль приходится уже на 2-5 жителей) соответственно в 6 раз и вдвое. Трудно представить себе отрасль экономики или вид деятельности человека, в которых не использовался бы автомобиль. Автомобили — самая мощная энергетическая база человечества: суммарная мощность их двигателей достигает 20-25 млрд. кВт, а вырабатываемая ими ежегодно энергия — примерно 30 тыс. млрд. кВт-ч. Мировая автомобильная промышленность выпускает ежегодно до 40 млн. машин.

Наша страна вступила на путь автомобилизации только после Великой Октябрьской революции. Наверстывая это опоздание, советские люди сумели за полвека увеличить число автомобилей, приходящихся в СССР на душу населения, более чем в 500 раз. Пассажирооборот только общественного транспорта возрос за последние 40 лет в 100 раз (тогда как на железнодорожном и водном транспорте — в 2-3 раза). В объеме всех грузовых перевозок в стране автомобильные перевозки составляют более 80%. В автомобилестроении и на автотранспорте занято около одной десятой части всех трудящихся; водитель автомобиля сейчас — одна из самых распространенных профессий. Если учесть, что металлургия, нефтяная и некоторые другие отрасли промышленности в какой-то мере работают «на автомобиль», то эта доля еще возрастает.

Однако автомобилизация несет людям не только пользу. Массовость его применения вызвала угрозу истощения ресурсов нефти, загрязнение атмосферы городов, многочисленны случаи дорожно-транспортных происшествий. Не слишком ли дорого обходятся человечеству автомобили? Не изжили ли они сами себя, не пора ли им уступить место более безопасным средствам транспорта? Для ответа на эти и другие подобные вопросы требуется обстоятельный анализ.

Важнейшее условие дальнейшего существования и развития автомобиля — это верность всех участников его создания и использования — конструкторов, эксплуатационников, экономистов — его идее, точное определение направлений его развития в меняющихся условиях. Для этого необходимо обращение к прошлому, чтобы найти в нем ключ к пониманию позднейших событий и явлений, к задачам, которые предстоит решить.

Идея автомобиля, сохраняя свое главное значение, постепенно конкретизируется, оттачивается, обогащается вместе с совершенствованием средств транспорта, приспособляется к социальным и материальным условиям, к расширению сферы применения автомобиля.

Нужно различать два важных момента. Первый: автомобиль — транспортная машина, к нему применимы все положения, относящиеся к транспорту вообще, и его идея лишь в деталях отличается от идеи любого транспортного средства. Второй момент: легковые автомобили, скажем точнее, личные автомобили — это предметы длительного пользования, с ними связаны не только повседневные практические дела владельца, но и его уровень благосостояния, личные интересы, склонности, моральные качества, темперамент и многое другое.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос: Условия предоставления бесплатной медицинской помощи | Ручные и гужевые повозки Древнего мира
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.