КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
V. Методология и методы социологического исследования
Социологическое исследование — система логически последовательных методологических и практических процедур, связанных между собой единой целью. Цель исследования — составить сведения о некотором изучаемом явлении или процессе. Объект исследования — любой социальный процесс, явление, группа, общественные отношения и др. Непременным условием является наличие в сфере исследования проблемной ситуации. Социологическое исследование имеет три уровня: методологический, методический и процедурный. Методологический уровень – совокупность общих теоретических принципов и положений, на основе которых проводятся исследования, интерпретируются их результаты. Методический уровень отражает комплекс конкретных приемов и методов сбора и обработки эмпирических данных. Процедурный уровень характеризует непосредственную организацию проведения самого исследования. В зависимости от решения поставленных задач, выделяют три вида социологического исследования: 1. разведывательное (пилотажное) самый простой вид, разновидностью является экспресс – опрос (цель – получить оперативную социологическую информацию). 2. Описательное – более сложный вид (цель – получить сведения, дающие относительно целостное представление об объекте) 3. Аналитическое - самый глубокий вид (цель – не только описание изучаемого объекта, но и определение причинно – следственных связей). Разновидностью является - эксперимент.
Социологические исследования могут быть разовыми и повторными. Разовые исследования (или точечные) дают информацию об объекте в момент его изучения. Повторные исследования (бывают панельные и лонгитюдные) отражают изменения изучаемого объекта, его динамику. Панельные – изучается один и тот же объект через определенный интервал времени. Лонгитюдные – исследуют одну и ту же совокупность лиц в течение многих лет. В эмпирическом исследовании можно выделить три основных этапа: подготовительный, основной, завершающий. Подготовительный этап: разработка программы исследования (изложение основных задач, методологических принципов, гипотез, правил процедуры для проверки высказанных предположений). Методологический раздел включает: формулировка проблемы, объекта и предмета исследования; определение цели и задачи; интерпретация основных понятий; предварительный системный анализ объекта; выдвижение гипотез. Методический раздел: конкретизация общей схемы исследования; определение обследуемой совокупности социальных объектов; характеристика методов, основных процедур и порядка сбора, обработки и анализа первичных данных. В программе должно быть указано, какое исследование: сплошное (охватывает генеральную совокупность, где данная совокупность всех возможных социальных объектов, подлежащих изучению) или выборочное (выборка – часть объектов генеральной совокупности, отобранной по специальным параметрам). Выборка должна быть репрезентативной, т.е. отражать основные характеристики генеральной совокупности. Отклонение не должно превышать 5%.
Основной этап: сбор социологической информации. К основным методам сбора относятся: опрос, наблюдение и документальный метод. 1. Социологический опрос — самый распространенный метод сбора информации. Методом опроса изучаются те явления, которые не поддаются прямому наблюдению. Его основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность, обусловленная добровольностью участия. Виды опросов: телефонный, факсовый, почтовый, личный, письменный (анкета, тест), устный (интервью), очный, заочный, сплошной, выборочный, массовый, специализированный (опрашиваются, специалисты или эксперты в определенных областях). Анкетирование — письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом (анкетируемым человеком), длится не более 40 мин. Анкета — перечень предложенных вопросов, на которые необходимо односложно или развернуто ответить. В зависимости от вида составленных вопросов бывает: открытой (когда есть строчка для своего варианта ответа) или закрытой (с перечнем вариантов ответов). Вопросы подразделяют на прямые, личные и косвенные (последние повышают правдивость ответа). Формы проведения — индивидуальная или групповая. Интервьюирование — форма очного проведения опроса, при которой исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Метод предполагает личное общение инервьюера с опрашиваемым. 2. Социологическое наблюдение — преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие и фиксация наблюдаемых социальных явлений. Главный недостаток метода — невозможность проведения повторного наблюдения. Виды наблюдения: включенное, невключенное, полевое, лабораторное, структурированное (связано с детальной инструкцией по фиксации результатов), неструктурированное. Социологический эксперимент. Объектом эксперимента являются люди или социальные общности. Данный метод наиболее эффективен для проверки гипотез, так как позволяет установить наличие или отсутствие воздействия определенного фактора на исследуемый объект и обнаружить причинно-следственные связи (например, влияние уровня образования на восприятие рекламы). Особенность социологического эксперимента — пилотируемость ( может контролироваться и управляться социологом). 3. Документальный метод – способ получения социологической информации с помощью изучения документов. Этот метод связан с использованием двух основных приемов анализа документальных материалов: традиционного и формализованного (контент – анализ, т.е. связан с количественным подходом к изучению документальных источников) Анализ документов, или контекст-анализ, — предполагает извлечение социологической информации из документальных источников, выявление количественных статистических данных, сегодня применяется с использованием компьютерных технологий. Завершающий этап социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |