Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Каковы же особенности школьного урока?

Формы организации обучения в школе и вузе

В дидактике формы организации процесса обучения раскрываются через способы, взаимодействия педагога с учащимися при решении образовательных задач. Они решаются посредством различных путей управления деятельностью, общением, отношениями. В рамках последних реализуется содержание образования, образо­вательные технологии, стили, методы и средства обучения.

Ведущими формами организации процесса обучения являются урок и лекция (соответственно, в школе и вузе).

Одна и та же форма организации обучения может изменять структуру и моди­фикацию, в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, урок-игра, урок-конференция, диалог, практикум. А также проблемная лекция, бинарная, лекция-телеконференция.

В школе, наряду с уроками, функционируют и другие организационные формы (факультатив, кружок, лабораторный практикум, самостоятельная домашняя ра­бота). Существуют и определенные формы контроля: устные и письменные экза­мены, контрольная или самостоятельная работа, зачет, тестирование, собеседо­вание.

В вузе кроме лекции используют и другие организационные формы обучения -семинар, лабораторная работа, НИРС, самостоятельная учебная работа студен­тов, производственная практика, стажировка в другом отечественном или зару­бежном Вузе. В качестве форм контроля и оценки результатов обучения использу­ются экзамены и зачеты, рейтинговая система оценки; реферативная и курсовая, дипломная работы.

Подробнее рассмотрим ведущие формы организации учебной деятельности урок и лекцию.

Запишем:

Урок – основная форма организации учебно-воспитательной работы в современной школе; законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса.

· урок предусматривает реализацию функций обучения в комплексе (образо­вательной, развивающей и воспитывающей);

· дидактическая структура урока имеет строгую систему построения:

· определенное организационное начало и постановка задач урока;

· актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домаш­него задания;

· объяснение нового материала;

· закрепление или повторение изученного на уроке;

· контроль и оценка учебных достижений учащихся в течение урока;

· подведение итогов урока;

· задание на дом;

· содержание урока соответствует образовательному государственному стан­дарту, учебной программе соответствующей школьной дисциплины в рамках школьного учебного плана;

· каждый урок является звеном в системе уроков;

· урок соответствует основным принципам обучения; в нем учитель применя­ет определенную систему методов и средств обучения для достижения по­ставленных целей урока;

· основой построения урока является умелое использование методов, средств обучения, а также сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с учащимися и учет их индивидуально-писхологических особен­ностей.

Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обу­чения. Каждый урок занимает определенное место в системе учебного предмета, при изучении конкретной школьной дисциплины.

Структура урока воплощает закономерности и логику процесса обучения.

Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-методической инструментовки и вариативностью способов органи­зации обучения.

Какие типы уроков выделяются в дидактике?

Анализ проводимых в школе уроков показывает, что их структура и методика во многом зависят от тех дидактических целей и задач, которые решаются в процессе изучения той или иной темы. Все это позволяет говорить о методическом разнообра­зии уроков и выделять те из них, которые характеризуются рядом общих особенностей. Так в педагогике появилась необ­ходимость в классификации различных типов уроков.

Одну из первых и до сих пор сохраняющих свое научное значение классификаций дал К.Д. Ушинский. Он выделял:

· уроки смешанные, имеющие целью повторение пройден­ного, объяснение и закрепление нового материала; уроки устных упражнений;

· уроки письменных упражнений;

· уроки проверки и оценки знаний, которые проводятся после определенного периода обучения и в конце учебного года.

Современная дидактика в основном сохраняет разработан­ную К.Д. Ушинским классификацию урочных занятий и лишь несколько уточняет ее. Основными типами уроков, имеющими свою содержательно-целевую и методическую направленность являются:

· уроки смешанные, или комбинированные;

· уроки изложения (объяснения) нового материала учи­телем;

· уроки закрепления изучаемого материала;

· уроки повторения, систематизации и обобщения прой­денного материала;

· уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков уча­щихся.

В последние годы все более широко используются нестандартные, или, выражаясь современным языком, инновационные формы урочных занятий. К ним, в частности, следует отнести уроки-семинары, уроки-конференции, интегрированные уроки, уроки с использованием игровых методик и др.

Однако, осмысливая дидактические основы проведения уроков различных типов, следует иметь в виду, что в них так или иначе должны находить свое отражение те структурные компоненты, которые присущи процессу учебно-познаватель­ной деятельности учащихся, а именно: целевой, потребностно­мотивационный, содержательный, операционно-деятельност­ный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. С этой точки зрения и подойдем к их рассмотрению.

1. Комбинированный урок (наиболее распространенный тип урока в массовой практике). Его структура: организационная часть (1-2 мин), проверка домаш­него задания (10-12 мин), изучение нового материала (15-20 мин), закрепле­ние и сопоставление нового с ранее изученным материалом, выполнение прак­тических заданий (10-15 мин), подведение итога урока (5 мин), домашнее за­дание (2-3 мин).

2. Урок изучения нового материала применим, как правило, в практике обуче­ния старшеклассников. В рамках данного типа проводятся урок-лекция, про­блемный урок, урок-конференция, киноурок, урок-исследование. Эффектив­ность урока данного типа определяется качеством и уровнем освоения нового учебного материала всеми учениками.

3. Урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков проводит­ся в виде семинара, практикума, экскурсии, самостоятельных работ и лабора­торного практикума. Значительную часть времени занимает повторение и за­крепление знаний, практическая работа по применению, расширению и углуб­лению знаний, по формированию умений и закреплению навыков.

4. Урок обобщения и систематизации нацелен на системное повторение круп­ных блоков учебного материала по узловым вопросам программы, имеющим решающее значение для овладения предметом в целом. При проведении тако­го урока учитель ставит перед учениками проблемы, указывает источники по­лучения дополнительной информации, а также типичные задачи и практиче­ские упражнения, задания и работы творческого характера. В ходе таких уро­ков осуществляется проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по нескольким темам, изучаемым на протяжении длительного периода - чет­верти, полугодия, года обучения.

5. Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков предназначен для оцен­ки результатов учения, диагностики уровня обученности учеников, степени готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в различных ситуациях обучения. Он также предполагает внесение изменений в работу пе­дагога с конкретными учениками. Видами таких уроков в школьной практике могут быть устный или письменный опрос, диктант, изложение или самостоя­тельное решение задач и примеров, выполнение практических работ, зачет, экзамен, самостоятельная или контрольная работа, тестирование. Все эти виды уроков организуются после изучения крупных тем и разделов учебного предмета. По результатам итогового урока следующее занятие посвящается анализу типичных ошибок, «пробелов» в знаниях, определению дополнитель­ных заданий.

В школьной практике используют и другие типы уроков, такие как урок-сорев­нование, консультация, взаимообучение, лекция, межпредметный урок, игра т.д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция: формы организации обучения и их развитие в дидактике | Какие существуют пути повышения эффективности обучения?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.