Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетная политика в области расходов. Разграничение бюджетных полномочий при финансировании расходов

Разграничение бюджетных полномочий при финансировании расходов

План

Лекция №6

Тема: «Экономическое содержание и функциональное назначение расходов бюджетов»

  1. Расходы бюджетов и их сущность.

 

  1. Расходы бюджетов и их сущность.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, «расходные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным актом, договором или соглашением обязанности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, иностранным государствам, международным организациям и иным субъектам международного права средства соответствующего бюджета.

Как видно из определения понятия «расходное обязательство», оно имеет непосредственный практический смысл и не требует принятия дополнительных федеральных законов для раскрытия его содержания.

Просто берется федеральный закон, содержащий положения, в соответствии с которыми физическим или юридическим лицам необходимо предоставить денежные средства в определенном размере (пособия, пенсии, стипендии, субсидии и т.п.), и если в этом законе нет каких-либо оговорок об источниках финансового обеспечения его исполнения, то обязательства, вытекающие из этого закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Следующим источником возникновения расходных обязательств являются договоры, соглашения, контракты, заключаемые с целью реализации предметов ведения и полномочий соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Государственные расходы производятся за счет бюджетов различных уровней в соответствии с закреплением расходных полномочий. (БК)

Перечень вопросов закрепленных за каждым уровнем государственной и муниципальной власти означает организацию предоставления бюджетных услуг. Таким образом, органы государственной власти и местного самоуправления несут ответственность не за финансирование тех или иных учреждений, а за весь комплекс предоставления бюджетных услуг и результаты предоставления бюджетных услуг. Мерой эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления является качество предоставленных бюджетных услуг и объемы бюджетного финансирования.

Полномочия публичной власти, исполнение которых влечет необходимость осуществления бюджетных расходов, являются правами и обязанностями по нормативно-правовому регулированию, финансовому обеспечению и исполнению (финансированию) расходных обязательств связанных с выполнением функций государства и местного самоуправления.

Нормативное правовое регулирование расходных обязательств состоит в установлении законодательными и иными нормативными правовыми актами целей, общих принципов, объема, порядка и условий осуществления деятельности органов власти, требующей определенных бюджетных расходов. Нормативное правовое регулирование осуществляется в форме введения (определения общих целей, принципов и механизмов) и установления (определения объема, структуры, порядка исполнения) расходных обязательств) расходных обязательств.

Финансовое обеспечение расходных обязательств заключается в предоставлении бюджетных средств из собственных доходов, которые будут либо направлены на непосредственное финансирование соответствующих расходов, либо переданы другим органам публичной власти в виде субвенций.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета свод (перечень) законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, обуславливающих публичные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств с указанием соответствующих положений (статьей, частей, пунктов, подпунктов, абзацев) законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов, а также способа (методики) определения и оценки объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Реестр расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также свод реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, представляются в Министерство финансов Российской Федерации в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Реестр расходных обязательств отражает сферу ответственности органа публичной власти и служит основой для финансовой оценки разграничения полномочий между уровнями публичной власти в РФ.

По категориям расходных обязательств реестр расходных обязательств по каждому уровню БС должен включать:

· расходные обязательства, по которым все расходные полномочия осуществляются данным уровнем власти;

· расходные обязательства, введение которых осуществляется одними органами власти, а исполнение другими.

Переход к формированию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации исходя из принципа необходимости исполнения всех принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием расходных обязательств имеет несомненные преимущества по сравнению с нормативными методами формирования расходов указанных бюджетов.

Главным преимуществом такого принципа является возможность четкого разграничения принадлежности существующих к настоящему времени расходных обязательств между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Помимо этого, введение в бюджетное законодательство Российской Федерации понятия «расходные обязательства» наполнило конкретным смыслом использовавшееся ранее в бюджетном законодательстве Российской Федерации, но без законодательного определения, понятие «бюджетные обязательства». Теперь под бюджетными обязательствами понимаются – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

 

Бюджетные обязательства, отражаемые в реестре бюджетных обязательств подразделяются на действующие и принимаемые.

Под бюджетом действующих обязательств понимается объем ассигнований, необходимый для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), обусловленных действующими нормативными правовыми актами (за исключением норм, действие которых приостановлено или планируется к приостановлению в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации), договорами и соглашениями.

Под бюджетом принимаемых обязательств понимается объем ассигнований, необходимых для исполнения в планируемом периоде расходных обязательств Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), обусловленных вступающими в силу нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, вводимыми или планируемыми (предлагаемыми) к введению в плановом периоде.

Расходование бюджетных средств осуществляется через бюджетные ассигнования.

Бюджетные ассигнования – предельные объемы бюджетных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на:

· оказание государственных (муниципальных) услуг, в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд;

· социальное обеспечение населения;

· предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями;

· предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям);

· предоставление межбюджетных трансфертов;

· предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

· обслуживание государственного (муниципального) долга;

· исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям за возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Государственные (муниципальные) услуги - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

При этом государственное (муниципальное) задание формируется в порядке установленным высшим органом исполнительной власти соответствующего уровня на срок утверждения бюджета. Оно формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений в соответствии с решениями главного распорядителя бюджетных средств.

К бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на:

· обеспечение деятельности казенных учреждений;

· предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным (муниципальным) заданием;

· предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствие с договорами по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим или юридическим лицам;

· осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий);

· закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, в том числе оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам;

· разработку, закупку и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа;

· закупки товаров в государственный материальный резерв.

Казенные учреждения финансируются на основании бюджетной сметы.

Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает:

· оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;

· оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

· уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

· возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

Социальное обеспечение населения осуществляется посредством принятия публичных обязательств.

Публичные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства перед физическими лицами, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере и (или) имеющие установленный порядок расчета (индексации).

Бюджетные ассигнования на исполнение публичных обязательств предусматриваются раздельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, за исключением выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, работникам бюджетных учреждений, военнослужащим и приравненным к ним лицам, учащимся (воспитанникам) государственных (муниципальных) образовательных учреждений и иных выплат, установленных соответствующим бюджетным учреждением.

Публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях;

Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием на основании договора, заключенного в соответствии с настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства, с учетом общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о сделках и о договоре, на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Бюджетные кредиты из федерального бюджета могут предоставляться бюджетам субъектов РФ на срок до трех лет.

Из средств бюджетов субъектов РФ местным бюджетам также могут предоставляться на срок до трех лет.

Из бюджетов муниципальных районов могут выделяться кредиты бюджетам поселений на срок до трех лет.

Основания, условия предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов устанавливаются правовыми актами соответствующего публично-правового образования.

В случае, если предоставленные бюджетам бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет дотаций, а также за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты.

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти (местных администраций) на осуществление непредвиденных расходов, в том числе на мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Размер резервных фондов органов исполнительной власти (местных администраций) устанавливается законами (решениями) о соответствующих бюджетах и не может превышать 3 процентов утвержденного указанными законами (решениями) общего объема расходов.

Бюджетные ассигнования резервных фондов органов исполнительной власти (местных администраций), предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования.

Порядок использования бюджетных ассигнований резервных фондов, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Средства резервного фонда Президента Российской Федерации образуется в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета и используются на финансирование непредвиденных расходов. Использование бюджетных ассигнований резервного фонда Президента Российской Федерации осуществляется на основании указов и распоряжений Президента Российской Федерации

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №6 23.05 | Разграничение бюджетных полномочий по уровням бюджетной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.