Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ежедневная потребность детей в жидкости

Суточная потребность в минеральных веществах, мг/кг

Среднедневная норма потребления витаминов

Суточная потребность детей в пищевых ингредиентах

Физиологические нормы питания

На основании изучения белкового, жирового и минерального обмена у детей различных возрастных групп разработаны величины физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии, физиологические нормы питания, которые являются основой для организации питания различных групп населения, в том числе и организованных детских и подростковых контингентов. Физиологические нормы питания утверждаются в масштабах страны и периодически пересматриваются. В настоящее время действуют нормы, утвержденные Главным государственным санитарным врачом страны в 1991 г. Они составлены для одиннадцати возрастно-половых групп детей. Впервые выделены нормы, детей, обучающихся с 6 лет. С 11-летнего возраста нормы питания дифференцированы по полу.

Таблица 1.

Возраст Белки, г Жиры, г Углеводы, г Энергетическая ценность
всего животного происхождения на 1 кг массы тела всего растительные линоле-вая кислота ккал кДж
5-6 лет                  
7-10 лет     3-2,5            
11-13 лет     2,5-2            
14-17 лет                  
мальчики     1,9            
девочки     1,8            

 

Таблица 2.

Возраст В1, мг В2, мг В6, мг В12, мг Фолат, мкг Ниацин, мг С, мг А, мкг Е, мг Д, мкг
4-6 лет 0,9 1,0 1,3 1,5            
7-10 лет 1,2 1,4 1,6 2,0           2,5
11-13 лет                    
мальчики 1,4 1,7 1,8 3,0           2,5
девочки 1,3 1,5 1,6 3,0           2,5
14-17 лет                    
юноши 1,5 1,8 2,0 3,0           2,5
девушки 1,3 1,5 1,6 3,0           2,5

Таблица 3.

Возраст, лет Магний Кальций Фосфор Железо
5-6        
7-10        
11-13        
14-17        
мальчики        
девочки        

Таблица 4.

Возрастная группа, лет Количество, мл
среднее на 1 кг массы тела
  1800-2000 90-100
  2000-2500 70-85
  2200-2700 50-60

 

Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях

При организации детского питания большое значение имеет соблюдение продуктовой

сбалансированности питания, направленной на выполнение физиологических норм пищевых веществ именно теми продуктами, которые более всего необходимы детям. Продуктовая сбалансированность детского питания является главным признаком его рациональности.

Рационы питания в ДОУ рассчитываются на суточные потребности в пищевых веществах и энергии. Современный подход к организации питания в ДОУ свидетельствует о том, что рацион питания при 10,5 – 12-часовом пребывании в нем ребенка должен покрывать 80-85% суточных его потребностей в энергии, но почти полностью – в незаменимых компонентах питания[1]. При составлении меню и расчетов калорийности необходимо соблюдать оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров и углеводов), которое должно составлять 1:1:4 соответственно [2].

Первый прием пищи – завтрак – составляет 20-25% суточной энергетической ценности. Он должен состоять из овощных салатов и двух горячих блюд: первое – каши, картофельные и овощные блюда, яйца, творог; второе – горячие напитки (молоко, кофе с молоком, какао на молоке, чай).

Второй прием пищи – обед – составляет 30-35 % суточной энергетической ценности. Он должен включать не менее трех блюд: первое – суп, второе – мясное или рыбное блюдо с гарниром и третье – сладкое.

Третий прием пищи – полдник – должен обеспечить потребность ребенка в жидкости, так как дети после обеда и дневного сна испытывают жажду. На полдник приходится около 15-20% суточной энергетической ценности. Он состоит из жидкости, фруктов, ягод, сладостей, печенья, сдобы.

Четвертый прием пищи – ужин – составляет около 20-25% суточной энергетической ценности и должен включать не менее двух блюд: первое – обязательно горячее в виде творожных, овощных, крупяных и других блюд, второе – молоко, кисель, кефир, простокваша.

Меню составляют таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда дети получали в первой половине дня, так как продукты, богатые белком, повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Эти продукты, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке, и при этом требуется большая пищеварительная активность. На ужин лучше готовить молочно-овощную пищу при ограниченном количестве жидкости.

При составлении меню учитывается объем блюд. Достаточный объем пищи создает чувство насыщения. Избыточное количество ее может вызвать протест ребенка и привести к нежелательным последствиям. Рекомендуемые объемы первых и вторых блюд в зависимости от возраста детей представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Наименование блюд Вес (масса) в граммах
от 1 года до 3-х лет от 3-х до 7-ми лет
Завтрак
Каша, овощное блюдо 120-200 200-250
Яичное блюдо 40-80 80-100
Творожное блюдо 70-120 120-150
Мясное, рыбное блюдо 50-70 70-80
Салат овощной 30-45  
Напиток (какао, чай, молоко и т.п.) 150-180 180-200
Обед
Салат, закуска 30-45  
Первое блюдо 150-200  
Блюдо из мяса, рыбы, птицы 50-70 70-80
Гарнир 100-150 150-180
Третье блюдо (напиток) 150-180 180-200
Полдник
Кефир, молоко 150-180 180-200
Булочка, выпечка (печенье, вафли) 50-70 70-80
Блюдо из творога, круп, овощей 80-150 150-180
Свежие фрукты 40-75 75-100
Ужин
Овощное блюдо, каша 120-200 200-250
Творожное блюдо 70-120 120-150
Напиток 150-180 180-200
Свежие фрукты 40-75 75-100
Хлеб на весь день:    
пшеничный 50-70  
ржаной 20-30  

 

При составлении меню пользуются разработанным Институтом питания РАМН примерным меню, которое содержит информацию о количественном составе основных пищевых веществ и энергии по каждому блюду, приему пищи, за каждый день и в целом за период его реализации. В примерном меню не допускается повторения одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.

Ежедневно в меню для детей раннего и дошкольного возраста должны быть включены: молоко, кисломолочные напитки, сметана, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыба, сыр, яйцо и др.) – 2-3 раза в неделю.

В течение 2-х недель ребенок должен получить все продукты в полном объеме в соответствии с установленными нормами.

При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания разрешается их заменить на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов, разработанной Институтом питания РАМН.

При отсутствии свежих овощей и фруктов следует включать в меню соки, свежезамороженные овощи и фрукты.

Режим питания для детей в дошкольном образовательном учреждении зависит от времени пребывания детей в нем и устанавливается в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», раздел 16.

Дети должны получать питание 4 раза в сутки с интервалом между отдельными приемами пищи не более 4 часов.

В ДОУ проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд или их обогащение витаминно-минеральными комплексами, специально предназначенными для этой цели. Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот, кисель и т.п.) непосредственно перед реализацией. Витаминизированные блюда не подогревают.

Необходимые расчеты и оценку использованного на одного ребенка среднесуточного набора пищевых продуктов проводят 1 раз в 10 дней. По результатам оценки, при необходимости, проводят коррекцию питания в течение следующей недели (10 дней).

Подсчет энергетической ценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевых веществ (белков, жиров и углеводов) проводят ежемесячно.

Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания детей, вывешивая ежедневное меню.

В дошкольном учреждении воспитываются основные гигиенические навыки, связанные с едой: подготовка к ее приему – обязательное тщательное мытье рук; привычка без торопливости, тщательно пережевывать пищу; правильно вести себя за столом (правильная поза, навык пользования столовыми приборами, салфеткой и др.).

Санитарно-эпидемиологический надзор за питанием детей включает контроль за состояние пищеблоков, процессом приготовления пищи, транспортировкой продуктов и условиями их хранения в детских учреждениях, соблюдением сроков реализации продуктов и готовых блюд, режимом питания и правильностью распределения рациона, а также проведением медицинских осмотров работников пищеблока.

 

Контрольные вопросы

1. Какое питание может считаться сбалансированным?

2. Что значит «рациональное питание»?

3. Значение воды, минеральных веществ и микроэлементов в жизнедеятельности детей раннего и дошкольного возраста.

4. Какие предъявляют требования к составлению меню в дошкольных учреждениях?

5. Какие гигиенические навыки необходимо прививать детям при приеме пищи?

6. В чем заключается санитарно-эпидемиологический надзор за организацией питания в ДОУ?

 

Лекцию составила

доцент кафедры общей и социальной педагогики НГГУ

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Гигиена питания детей раннего и дошкольного возраста | Гигиена почвы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 872; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.