Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место России в системе двух парадигм культуры запада и востока




Культурный архетип – это глубинная культурная установка “коллективного бессознательного”, с величайшим трудом поддающийся изменению. Русскому культурному архетипу свойственны: соборность- коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви. Православие способствовало усвоению народом такой системы ценностей, что при наложении ее на языческую веру привела к формированию иоановского типа русского человека. Т.к в православии сильно выражена эсхатологическая сторона христианства, поэтому русский человек является нигилистом или апокалиптиком.

Цивилизованность определенных стран и народов зависит от их этнической самобытности, от степени развития и реализации способностей созидательно-преобразовательной деятельности. Самобытность выражается во многом в зависимости от особенностей национальной культуры. Россия исторически возникла и развивалась как уникальная многоэтническая и многоконфессио­нальная страна, как конгломерат народов, объединенный мощным централизованным государст­вом с великорусским ядром. Место России в мировой культуре определил христианский, право­славный характер ее культуры. Выбор веры был предопределен генетической природой визан­тийского цивилизационного идеала равновесного синтеза западной (греческой) культуры сво­бодного и самостоятельного личностного существования и универсального провосточного мис­тического символизма. Здесь сказывалось западное и восточное влияние.

Россия. Византия, католическая Европа — это особый вариант «символической цивилиза­ции». Но в русской истории в силу объективных исторических условий (природно-географический фактор и фактор внешней опасности) решающее значение приобрело развитие государственности. Именно она лежит в основе мобилизующего характера генотипа социального развития России. Тогда как восточный генотип социального развития — традиционный — пред­полагает господство статичного способа воспроизводства, нацеленного на поддержание общест­ва, всей системы социальных отношений, личностных, с некоторым идеализирующим прошлое представлением. Западный генотип — инновационный, либеральный — интенсивное воспроиз­водство, цель которого — углубление содержания культуры, повышение социальной эффектив­ности, жизнедеятельности, открытости к нововведениям. Тип социального развития определил систему культурных ценностей, составляющих парадигмы Восток — Запад — Россия. На Восто­ке главные ценности: стабильность, мир, порядок, традиция функционируют благодаря ценно­стям второго яруса: иерархия, ритуал, знание прошлого, религиозность. Личность, развитие, сво­бода, равенство возможностей, экономический эквивалент, закон — культурные ценности запад­ной парадигмы. В России культурные ценности — ценности русского православия: соборность, мессианство, мессианство, жертвенность, доброхотство. Духовно-нравственные ценности опре­делили типологию человека исследуемой парадигмы. Главные черты восточного человека — «универсальность», «безвкусность» — ориентация на гармонию мира, отрицание произвольного человеческого вмешательства. «Прометеевский» — западный — героический тип, полон жажды власти, уходящий в мир вещей. Секуляризация, героизм — главные черты человека Запада. Рус­ский тип человека — иоанновский, православный — мессианский; его.основные характеристики: стремление к абсолютному добру, относительность земных и приоритетность духовных ценно­стей.

Таким образом, русская социокультурная традиция, несомненно, отличается своеобразием. Однако она не остается статичной. Опыт русской культуры побуждает к переосмыслению исто­рических судеб России, проблем ее духовного возрождения.

 

 

Литература

Лотман Ю.М. Семиосфера. Механизмы диалога // Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история. М.; 2002.

Социокультурное пространство диалога. М., 1999.

Бердяев Н. А. Русская идея // О России и русской философской культуре.

Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 2000.

Мир русской культуры. М., 2004.

Трубецкой Е. Русская Иконопись // Умозрение в красках. М., 2006.

Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России XI–XХ вв. М., 2004.

Рерих Н.К. Восток – Запад М., 2001

Запад и Восток: традиции и современность. – М., 1993

 


[1] Н.А. Бердяев. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX в. и начала XX в.. Соч., М., 1997, ч.14

[2] Чаадаев П.Я. Статьи письма. М., 1989. С. 153.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.