Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды органов местного самоуправления




Местное самоуправление: понятие и основы

Тема: ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Н Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией, федеральными законами, а в случаях, и установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением не­посредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения с учетом исторических и иных местных тради­ции.

Основы местного самоуправления — совокупность юридических норм, содержащихся в нормативных правовых актах и закрепляющих основополагающие (базисные) правовые, территориальные, финансово-экономические основы деятельности населения по решению во­просов местного значения.

Муниципальный правовой акт — решение по вопросам местного (назначения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления феде­ральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного са­моуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на терри­тории муниципального образования, устанавливающее либо изменяю­щее обязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Система муниципальных правовых актов:

• устав муниципального образования;

• правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граж­дан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

• правовые акты главы муниципального образования, постановле­ния и распоряжения главы местной администрации, иных органов ме­стного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Виды территорий муниципальных образований:

• городское поселение;

• сельское поселение;

• муниципальный район;

• городской округ;

• внутригородские территории городов федерального значения.

.

Орган местного самоуправления — избираемый непосредственно населением и (или) образуемый представительным органом муниципаль­ную образования орган, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления:

• представительный орган местного самоуправления;

• глава муниципального образования;

• местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления);

• контрольный орган муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от ус­тановленной численности депутатов.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муници­пального образования и в соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федера­ции» собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных пол­номочий, переданных органам местного самоуправления федеральны­ми законами и законами субъектов РФ.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счет­ная палата, ревизионная комиссия и др.) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного по­рядка подготовки и рассмотрения местного бюджета, отчета о его ис­полнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся к му­ниципальной собственности.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления

Местный референдум — проводимое на всей или части территории муниципального образования голосование граждан (жителей муниципального образования) в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения.

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных долж­ностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Голосование по отзыву депутата, члена представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного само­управления проводится по инициативе населения в порядке, установ­ленном федеральным законом субъекта РФ для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации».

Сход граждан проводится в поселении с численностью жителей, об­ладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения.

Правотворческая инициатива, с которой выступает инициативная группа граждан, реализуется в порядке нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление — самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для са­мостоятельного и под свою ответственность осуществления собствен­ных инициатив по вопросам местного значения.

Публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муници­пальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по инициативе представитель­ного органа муниципального образования, главы муниципального об­разования.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного управления и должностных лиц местного самоуправления,

Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Публичные слушания.

Обращение граждан в органы местного самоуправления.

 

3. Структура органов местного самоуправления на примере Муниципального образования «Город Киров»

1. Кировская городская Дума

Представительный орган муниципального образования "Город Киров" — городская Дума представляет все население муниципального образования. Городская Дума избирается на 5 лет в количестве 36 депутатов, представляющих население 36 одномандатных избирательных округов, примерно равных по численности избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов. Городская Дума осуществляет свои полномочия при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

К полномочиям городской Думы также относятся:

1) назначение выборов депутатов городской Думы, назначение референдума, голосования по отзыву депутата, голосования по вопросу преобразования муниципального образования и изменения его границ;

2) избрание главы города;

3) назначение на должность главы администрации города;

4) утверждение структуры администрации города Кирова;

5) согласование в установленном настоящим Уставом порядке назначения заместителей главы администрации города Кирова и руководителей органов администрации города, в сфере деятельности которых находятся вопросы, входящие в исключительное ведение городской Думы (финансовые, экономические, имущественные, земельные, по развитию местного самоуправления);

6) формирование Кировской городской избирательной комиссии;

7) формирование Контрольно-счетной палаты города Кирова, утверждение ее структуры, штатов, назначение на должность председателя Контрольно-счетной палаты;

8) утверждение штатов городской Думы и структуры аппарата городской Думы;

9) утверждение Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Киров";

10) образование целевых бюджетных фондов в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Город Киров"; утверждение источников формирования и основных направлений расходования средств данных фондов;

11) утверждение правил благоустройства;

12) утверждение положения об организации похоронного дела;

13) решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством, внесение соответствующих представлений в органы государственной власти области;

14) утверждение генерального плана развития города, правил землепользования и застройки;

15) др.

Городская Дума издает правовые акты в форме решений. Нормативный правовой акт, принятый городской Думой, направляется главе города Кирова для подписания и опубликования (обнародования) в течение 5 дней со дня его принятия.

2. Глава муниципального образования

Глава города Кирова является высшим должностным лицом муниципального образования. Глава города избирается на 5 лет. При вступлении в должность глава города приносит присягу, которая приносится не позднее 10 дней с момента официального опубликования решения об его избрании.

Глава города Кирова осуществляет следующие полномочия:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые городской Думой;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы;

5) заключает контракт с главой администрации города;

6) заключает трудовой договор с председателем Контрольно-счетной палаты города;

7) организует осуществление государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;

8) ведет прием населения, организует рассмотрение предложений, заявлений, жалоб граждан, принятие по ним решений;

9) может отменить постановления и распоряжения главы администрации города Кирова, приказы руководителей отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города в случае их противоречия действующему законодательству, решениям городской Думы, постановлениям и распоряжениям главы города;

10) предъявляет в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающими права местного самоуправления решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений;

11) осуществляет иные полномочия

Глава города Кирова издает постановления и распоряжения по вопросам местного значения и по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.

Городская Дума избирает главу города Кирова в течение четырнадцати дней со дня досрочного прекращения полномочий главы города. Решение об избрании главы города подлежит официальному опубликованию не позднее чем через 5 дней после его принятия.

Глава города Кирова подконтролен и подотчетен населению муниципального образования и городской Думе.

 

3. Администрация муниципального образования

Администрация города Кирова является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области. Администрацией города на принципах единоначалия руководит глава администрации города.

Структура администрации города состоит из:

— главы администрации города;

— заместителей главы администрации города;

— отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города и их подразделений.

Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы администрации города.

Администрация города обладает правами юридического лица.

Администрация города обладает следующей компетенцией:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) разрабатывает проект местного бюджета на очередной финансовый год, а также проекты планов и программ социально-экономического развития муниципального образования;

3) обеспечивает исполнение местного бюджета и программ социально-экономического развития муниципального образования; готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития муниципального образования;

4) осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования, в порядке и пределах полномочий, установленных городской Думой;

5) организует в границах муниципального образования электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, снабжение населения топливом;

6) осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;[1]

7) создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах муниципального образования;[1]

8) организует освещение улиц и установку указателей с названиями улиц и номерами домов;

9) участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования;

10) организует охрану общественного порядка на территории муниципального образования муниципальной милицией;

11) обеспечивает первичные меры пожарной безопасности в границах муниципального образования;

12) организует мероприятия по охране окружающей среды на территории муниципального образования;

13) осуществляет в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации и решениями городской Думы, полномочия по управлению и распоряжению водными объектами общего пользования для личных и бытовых нужд, информирует население об ограничениях использования таких водных объектов.

Органы администрации города могут создаваться в форме управлений, отделов, комитетов и др., возглавляемых руководителями (начальниками управлений, заведующими (начальниками) отделами, председателями комитетов и др.).

Администрация города Кирова подотчетна населению и городской Думе, подконтрольна населению, главе города, городской Думе и Контрольно-счетной палате города.

 

Глава администрации города назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации города, сроком на 5 лет.

Компетенция главы администрации города в сфере осуществления исполнительно-распорядительной деятельности администрации города:

1) осуществляет руководство деятельностью администрации города, ее отраслевых (функциональных) и территориальных органов по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации города;

2) утверждает положения об отраслевых (функциональных) и территориальных органах администрации города, за исключением положений об отраслевых (функциональных) органах администрации города, в сфере деятельности которых находятся вопросы финансовые, экономические, имущественные, земельные или по развитию местного самоуправления, входящие в исключительное ведение городской Думы, и об отраслевых (функциональных) органах администрации города, выступающих в качестве юридических лиц;

3) заключает от имени администрации города договоры и соглашения в пределах своей компетенции;

4) разрабатывает и представляет на утверждение городской Думы структуру администрации города, формирует штат администрации города в пределах средств, утвержденных в бюджете муниципального образования на содержание администрации;

В сфере взаимодействия с городской Думой глава администрации города:

1) вносит на рассмотрение в городскую Думу проекты нормативных правовых актов;

2) вносит на утверждение городской Думы проекты бюджета муниципального образования и отчеты о его исполнении;

3) вносит предложения о созыве внеочередных заседаний городской Думы;

4) предлагает вопросы в повестку дня заседаний городской Думы;

5) представляет на утверждение городской Думы планы и программы социально-экономического развития муниципального образования, отчеты об их исполнении;

6) присутствует на заседаниях городской Думы.

Отраслевые (функциональные) органы администрации города — управления, отделы, комитеты и приравненные к ним другие подразделения могут создаваться для осуществления управления конкретными направлениями (функциями) жизнедеятельности муниципального образования по вопросам, отнесенным к их ведению, а также для координации деятельности находящихся в их ведении предприятий, организаций и учреждений при строгом соблюдении гарантий самостоятельности этих предприятий, учреждений и организаций, установленных законодательством. Они возглавляются руководителями, подчиненными непосредственно главе администрации города или одному из его заместителей.

Территориальные органы администрации города могут создаваться для оперативного решения вопросов жизнедеятельности на территории районов муниципального образования и входящих в них сельских округов. Районные территориальные органы администрации города возглавляются заместителями главы администрации города.

Положения о территориальных органах администрации города утверждаются городской Думой. Структура и штаты территориального органа и его подразделений, в том числе для сельских округов, разрабатываются руководителем районного территориального органа администрации города и утверждаются главой администрации города.

4. Контрольный орган муниципального образования

Контрольно-счетная палата города Кирова является постоянно действующим органом муниципального финансового контроля и контроля за управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольно-счетная палата образуется городской Думой и подотчетна ей. Контрольно-счетная палата является юридическим лицом и действует на основании Положения о Контрольно-счетной палате, утвержденного городской Думой. В пределах своей компетенции Контрольно-счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Она состоит из председателя, заместителя председателя и специалистов, которые являются муниципальными служащими. Структура и штаты Контрольно-счетной палаты утверждаются городской Думой.

Задачами Контрольно-счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за обоснованностью, рациональностью и эффективностью использования администрацией города средств бюджета муниципального образования, за фактическим исполнением доходных и расходных статей бюджета города по объемам, структуре и целевому назначению;

2) контроль за расходованием финансовых ресурсов, поступающих в распоряжение муниципального образования из бюджетов вышестоящих уровней;

3) контроль за управлением и распоряжением муниципальной собственностью, в том числе паями (долями, акциями) хозяйственных обществ, соучредителями которых выступает муниципальное образование;

4) анализ исполнения бюджета города;

5) регулярное представление городской Думе информации о ходе исполнения бюджета муниципального образования и результатах проведенных контрольных мероприятий;

6) контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета муниципального образования в кредитных организациях;

7) другие задачи.

Результаты проверок, осуществляемых Контрольно-счетной палатой города, подлежат опубликованию (обнародованию). Контрольно-счетная палата ежегодно представляет городской Думе отчет о своей деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.