Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила и приемы обследования конструктивных элементов

 

При осмотре металлических конструкций зданий и сооружений работникам службы эксплуатации необходимо обратить особое внимание на наиболее уязвимые для повреждений элементы и узлы соединений.

14.1. В целях предохранения строительных металлоконструкций от перегрузок недопускается:

- изменять конструктивную и расчётную схему каркаса;

- ослаблять сечения элементов отверстиями и вырезами;

- демонтировать или вырезать элементы (даже кратковременно) для установки оборудования, пропуска коммуникаций, устройства проходов и т.п.;

- устанавливать, подвешивать и крепить к конструкциям непредусмотренное проектом технологическое оборудование;

- использовать конструктивные элементы в качестве якорей, оттяжек или упоров, для подвески грузов при проведении монтажных операций и ремонтных работ;

- превышать проектные нагрузки от кранового оборудования;

- превышать допускаемые скорости передвижения внутрицехового транспорта и резкое его торможение (в цехах и на территории объектов должны быть предупреждающие надписи и ограничительные знаки);

- складирование материалов, изделий или других грузов, вызывающие боковое давление на стеновые панели, перегородки, колонны или другие стальные конструкции;

- удары и другие механические воздействия при транспортировке и разгрузке материалов, деталей, изделий, при перемещении оборудования или его деталей волоком и т.п. Участки конструкций, где возможны систематические удары транспортных средств или перемещаемых грузов (колонны, балки перекрытий, стойки технологических этажерок), следует защищать обрамление из твёрдых и прочных материалов;

- установка или снятие (даже кратковременное) стоек, подвесок, раскосов и других элементов решётчатых конструкций (ферм, колонн и т.п.), снятие или перестановка связей, создание в местах шарниров жёстких сопряжений элементов или наоборот;

14.1.1. Металлические конструкции необходимо предохранять от разрушающего воздействия агрессивных производственных или хозяйственно-бытовых жидкостей, газов, паров и пыли, для чего следует:

- обеспечивать максимально возможную герметизацию технологического оборудования и аппаратуры, технологических трубопроводов и т.д.

- немедленно устранять течи и выбросы из оборудования, аппаратуры, трубопроводов;

- содержать в исправном состоянии местные отсосы технологического оборудования;

- не допускать хранения агрессивных жидкостей и работы с ними в неприспособленных местах;

- не допускать уборку цехов и отделений водой под напором, использовать для очистки конструкций специальные приспособления.

14.2. Конструкции покрытия.

При эксплуатации зданий не должна допускаться перегрузка элементов покрытия. Нельзя прокладывать по несущим конструкциям покрытия временные трубопроводы, устанавливать не предусмотренные проектом вентиляционные установки, стойки осветительной или иной аппаратуры и т.п., складировать строительные и другие материалы и изделия. Перечисленные выше дополнительные нагрузки разрешаются только по согласованию со специализированной организацией.

14.2.1. Для осмотра конструкций покрытия используются:

- продольные и поперечные галерей по нижним поясам ферм (если таковые имеются), с которых обследуются элементы решетки ферм, верхние пояса их и связи по покрытию. С помощью лестниц с указанных галерей могут быть осмотрены узлы верхних поясов.

При использовании галереями следует быть особо осторожным в зоне покрытия здания.

- тормозные площадки подкрановых балок. Они используются для общего осмотра ферм и связей и для доступа к опорным узлам стропильных и подстропильных ферм (по колоннам, или с помощью лестниц).

- мостовые краны. При отсутствии галерей по фермам они являются основным средством доступа к ним. Краны последовательно устанавливаются под каждой фермой. С моста и тележки кранов производится обследование нижних поясов ферм, решетки всех узлов нижнего пояса.

С кранов возможно обследование и верхних поясов и узлов с помощью приставных или выдвижных лестниц.

- открытые проемы свето- аэрационных фонарей. Через них могут быть осмотрены верхние пояса ферм и связи на участке фонарей, а также элементы фонарных конструкций.

- подмости и люльки. При крутых склонах кровли наиболее затруднен доступ к элементам покрытия, что вынуждает для обследования устраивать временные деревянные подмости, опирающиеся на нижние пояса ферм и связей или подвешенные к узлам верхних поясов.

- телескопические вышки на автоходу. С них люлек может быть произведено обследование труднодоступных мест на высоте до 20 м.

14.2.2. При обследовании конструкций покрытия следует обращать внимание на следующие факторы:

- криволинейность поясов и решетки ферм, особенно сжатых элементов, достаточные прогибы ферм. При восходящем опорном раскосе в треугольной решетке сжатыми, как правило, являются нечетные раскосы и стойки, примыкающие к верхнему раскосу.

- состояние узлов ферм, особенно опорных. В них проверяются болты, сварные швы, искривления, неплотность примыкания элементов друг к другу. Особенно тщательно следует проверять листовые элементы большой толщины ввиду повешенной опасность хрупких разрушений. Особенно тщательно должны поверяться на предмет выявления трещин фасонки узлов, к которым примыкают стержни с большими растягивающими усилиями.

- целостность кровельного настила, наличие или отсутствие протечек, состояние крепления настила к прогонам или фермам;

- прямолинейность в плане или величина прогиба прогонов; состояния их креплений к стропильным конструкциям;

- прямолинейность в плане поясов стропильных ферм; искривление поясов и стержней решетки; внеузловое опирание прогонов и плит покрытия; наличие и степень затяжки болтов; целостность сварных швов, крепящих стержни решетки к фасонкам; целостность заклепок в клепаных фермах; состояние опорных и монтажных узлов, наличие соединительных прокладок в стержнях из парных уголков или швеллеров; наличие недопустимого сближения сварных швов; коррозионные повреждения;

- состояние конструкций аэрационных и светоаэрационных фонарей оценивается по тем же критериям, которые приведены для стропильных ферм.

Необходимо проверять не только достаточность сварных швов, и наличие лишних монтажных швов, которые могут изменить статическую схему конструкций. Так в узле крепления верхнего пояса стропильной фермы к колонне при разрезной схеме предусматривается податливость узла за счет размолковки вертикальных углов.

- состояние монтажных стыков, особенно в растянутых элементах, наличие и качество сварных швов в них.

- замена профилей стержней по сравнению с проектным решением.

- наличие соединительных прокладок в стержнях из спаренных уголков или швеллеров.

- отклонение плоскости фермы от вертикали.

- наличие эксцентриситетов в передаче нагрузки на узлы фермы (смещение прогонов и плит с осей узлов, подвеска грузов вне узлов).

- наличие предусмотренных проектом нагрузок или следов от них.

- состояние узлов примыкания связей к фермам, особенно при болтовом соединении, наложение поперечных сварных швов на растянутые элементы ферм для крепления фасонок связей.

- качество крепления элементов кровли или прогонов к верхним поясам ферм. При невозможности увидеть соответствующие сварные швы и их наличие проверят с помощью зеркала или на ощупь.

- в прогонах кровли помимо приварки к фермам при разрезных прогонах проверяется достаточность площадки опирания прогона, а также наличие общих искривлений и закручивании их, наличие тяжей, воспринимающих скатную составляющую, степень натяжения тяжей.

- требования к сварным соединениям в узлах ферм (наличие допустимых расстояний между швами, достаточность длины и высоты швов).

- в конструкциях связей покрытия в первую очередь устанавливается наличие всех элементов связей по проекту, общие искривления и вырезы в сечениях связей.

- коррозионные поражения элементов ферм, наличие на них пыли и влаги. Зоны наиболее интенсивной коррозии ферм могут быть связаны с технологическими источниками влаги и жидкостей, например, с утечной из трубопроводов или с атмосферными воздействиями в результате нарушений состояния кровельного или стенового ограждения.

- в фонарных конструкциях особое внимание обращается на соответствие общекомпоновочной схемы фонарей проекту, искривление его элементов, состояние болтовых узлов, смещение фонарей с осей ферм.

- в металлической кровле необходимо обращать внимание на зоны интенсивной коррозии, сквозные отверстия в листе, качестве в монтажных соединений.

14.2.3. Наиболее характерными дефектами и повреждениями стальных стропильных ферм являются:

- искривления верхнего пояса и решетки ферм при внеузловом опирании прогона на ферму или расцентровки осей элементов в узлах фермы при изготовлении;

- искривление стержней ферм, прогибы полок уголков и элементов ферм при нарушении правил перевозки, монтажа и эксплуатации ферм;

- трещины в фасонках ферм из-за внеузлового приложения нагрузки, влияния низких температур и неверного выбора стали для изготовления фасонок;

- срез сварных швов при их перенапряжении, влияние коррозионных и низких температур;

- разрезы и вырезы в несущих элементах ферм при нарушении правил эксплуатации;

- коррозия элементов поясов, решетки и фасонок при оседании пыли на них, увлажнении и воздействии агрессивной среды.

- общие искривления стрежней из плоскости ферм;

- общие искривления стержней в плоскости ферм;

- местные прогибы;

- вырезы и трещины;

- искривления узловых фасонок;

- отсутствие отдельных элементов или необходимых соединений;

- некачественное выполнение сварных швов;

- расцентровка в стержней в узлах;

- скручивание стержней;

- отклонение ферм от вертикали.

Характерные повреждения стропильных и подстропильных ферм приведены на рис.14.2.3.1.

 

 

 

Рис.14.2.3.1. Повреждения стропильных и подстропильных ферм

1 - трещины в швах крепления стержней к фасонке;

2 - искривление стержней в плоскости фермы;

3 - трещины в фасонках;

4 - вмятины в полках уголков;

5 - ослабление болтов в опорном узле;

6 - горизонтальное смещение опорного узла фермы относительно оси колонн;

7 - неплотное опирание опорного ребра на опорный столик;

8 - искривление стержней из плоскости фермы;

9 - внеузловые опирания из фермы плит и прогонов, отсутствие в элементах ферм прокладок.

 


14.3. Подкрановые конструкции.

При обследовании подкрановых конструкций следует выявлять:

- изменение режима работы кранов на более тяжёлый без согласования с проектной организацией;

- воздействие конструкций ударным воздействиям мостовых кранов вследствие неисправности крановых или рельсовых путей, а также при сбрасывании грузов;

- складирование на тормозных площадках детали кранового и другого оборудования.

Обеспечение нормального состояния подкрановых конструкций при лёгком и среднем режиме работы кранов достигается своевременным ремонтом и рихтовкой (не реже одного раза в 2-3 года) подкрановых путей, а также при соблюдении правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов; ликвидацией перекосов кранового моста в плане; плавностью при торможении и подъёме груза, при торможении тележки и моста крана и т.п.

Обнаруженные повреждения должны ликвидироваться внеочередным ремонтом в десятидневный срок. На рабочих площадках должны быть установлены указатели величины полезной допустимой нагрузки.

Конструкции монорельсовых путей должны подвергаться осмотрам один раз в месяц. При осмотрах необходимо обращать внимание на прогибы балок, прямолинейность путей в плане, места крепления ездовых балок и их стыки. Нельзя допускать работу тельферов с оттяжкой груза в сторону, что может привести к повреждениям и искривлению ездовых балок.

На всех объектах, где имеются краны, не реже одного раза в год должна производиться горизонтальная и вертикальная геодезическая съёмка осей подкранового пути.

Ослабленные болтовые крепления рельсов кранового пути должны быть немедленно подтянуты, а повреждённые болты заменены новыми.

В местах соединений, где отсутствуют болты, они должны быть немедленно установлены.

14.3.1. Для обследования подкрановых конструкций используются:

- тормозные площадки подкрановых балок. Они делятся на огражденные, нахождение на которых не зависит от работы кранов, и не огражденные, негабаритные. В последнем случае осмотр конструкций с тормозных конструкций площадок возможен только при остановке кранов.

С тормозных площадок осматриваются верхние пояса подкрановых балок, крановые рельсы, тормозные конструкции и их крепления к балкам и колоннам, а также узлы соединения верхних поясов балок с колоннами. При наличии отверстий в тормозном листе с тормозных площадок осматриваются верхние поясные швы балок (со стороны тормозных конструкций) с помощью зеркала и подсветки.

- проходные площадки в уровне нижних поясов подкрановых балок, устраиваемые по горизонтальным связевым фермам в некоторых зданиях с весьма тяжелым режимом работы кранов. При перепадах отметок подкрановых балок в смежных пролетах многопролетных зданий этими площадками могут служить тормозные балки соседних пролетов. С них удобно обследовать всю подкрановую балку и узлы ее крепления к колоннам.

В исключительных случаях для доступа под тормозную балку в тормозном листе может быть произведен вырез люка с усилением его по кромке.

- посадочные площадки крановщиков и внутрицеховые постройки. Они обеспечивают доступ к подкрановым балкам со стороны пролета в отдельных точках по длине цеха. В некоторых зданиях для осмотра подкрановых конструкций снизу можно использовать имеющиеся различные проходные галерей и технологические площадки.

- мостовые краны. Используются для осмотра подкрановых балок и их узлов из пролета здания.

14.3.2. Особое внимание при обследовании подкрановых конструкций следует уделять:

- состоянию верхнего пояса шва и околошовной зоны, в первую очередь, на предмет влияния трещин. Появление трещин разных направлений возможно в верхней части стенки, а также под коротким ребром жесткости. Исключения могут составлять только концевые участки цеха;

- в клепаных балках должны проверяться верхние поясные заклепки;

- выполнению требований к качеству и заводских стыковых швов поясов и стенок балок, швов приварки ребер жесткости. В неразрезных балках особое внимание уделяется швам монтажных стыках;

- местным погибам и искривлениям элементов, наличию грибовидностей поясов, погнутости их между ребрами жесткости;

- в сквозных и комбинированных подкрановых конструкциях состоянию узлов, особенно примыкающего к верхнему поясу;

- состоянию тормозного листа или тормозной фермы, наличию трещин, разрывов, трещин в сварных швах;

- состоянию соединения тормозных конструкций с верхними поясами балок. Необходимо проверять наличие швов сверху и снизу листа, продольных трещин в листе или по шву;

- состоянию соединительной решетки горизонтальных связевых ферм и вертикальных диафрагм. В них возможны разрывы, особенно в узлах по фасонкам или швам;

- узлам примыкания тормозных конструкций к колоннам, особенно окаймляющих элементов на предмет выявления наличия разрушенных швов или болтовых соединений;

- узлам соединения балок между собой на опорах;

- узлам соединения подкрановых балок с колоннами в уровне верхнего пояса. Вертикальные и горизонтальные диафрагмы и планки могут иметь сквозные трещины по сечению или сварным швам, разрушенные или ослабленные заклепки или болты. Узлы стерневого типа с болтами на концах могут иметь обмятие резьбы и ослабление гаек контргаек;

- состоянию нижних опорных узлов подкрановых балок – анкерных болтов, прокладок и т. п. Особое внимание следует уделять этим узлам в неразрезных балках, в которых передаются отрывающие реакции;

- вертикальность подкрановых балок и взаимному расположению их на опорах и по отношению к колоннам, особенно в температурных швах и на концах зданий;

- состоянию крановых рельсов, износу их головок, наличию выбоин и трещин в рельсах, гладкости поверхности катания, наличию вставных кусков рельсов, состоянию стыков и температурных вставок;

- состоянию крепления рельса к подкрановым балкам ослабление и разрушение крючьев и болтов прижимных планок и болтов и т. д.;

- соосности рельсов и подкрановых балок, прямолинейности рельсовых путей;

- состоянию ограничительных упоров кранов;

- коррозионному износу подкрановых балок, в первую очередь их горизонтальных элементов – нижнего и верхнего пояса, скоплению пыли и влаги на них.

В клепаных балках особое внимание уделяется межэлементной коррозии в пакетах из листов или уголков, которое может привести к расслоению пакетов и разрыву заклепок или болтов.

14.3.3. При обследовании подкрановых конструкций с тяжелым режимом работы кранов необходимо провести наблюдение за характером движения кранов – проходу их по рельсам и стыкам в наиболее напряженных зонах, визуально установить наличие ударов, колебаний конструкций, скрежета от взаимодействия реборт котлов с рельсами, перемещение балок по колоннам и т. п. и при необходимости инструментально замерить соответствующие величины. Наблюдение следует проводить на опорах подкрановых балок сверху и снизу тормозной площадки.

 

 

 

Рис.14.3.3.1. Повреждения подкрановых конструкций:

1 - трещины в стенке околошовной зоны верхнего пояса;

2 - местные погнутости ребер жесткости;

3 - трещины в верхнем поясном шве;

4 - волнообразные искривления верхних поясов подкрановых балок и местные погнутости верхнего пояса;

5 - трещины в швах крепления ребер жесткости;

6 - трещины в стенке, под короткими ребрами;

7 - погнутости стенки;

8 - отклонения подкрановой балки от вертикальной плоскости;

 

 

Характерные повреждения тормозных конструкций и узлов крепления подкрановых балок к колоннам приведены на рис.14.3.3.2.

 

 

Рис.14.3.3.2. Повреждения тормозных конструкции и крепления подкрановых балок к колоннам:

1 - погнутости тормозного листа;

2 - трещины в швах крепления узловых элементов к колонне;

3 - ослабление болтов крепления узловых элементов к колонне;

4 - искривление элементов тормозной фермы;

5 - вырезы в элементах тормозной фермы;

6 - местные погнутости элементов тормозной фермы;

7 - трещины в тормозном листе и фасонках тормозной фермы;

8 - трещины в швах крепления тормозного листа и фасонке тормозной фермы;

9 - вырезы в тормозном листе;

10 - трещины в узловых элементах;

11 - трещины в швах крепления узловых элементов к опорному ребру подкрановой балки.

 


14.4. Колонны и связи по колоннам.

При обследовании колонн и связей следует выявлять:

- наличие ударных воздействий на колонны;

- крепление и подвеска к колоннам тяжёлого оборудования и коммуникаций без согласования с проектной организацией;

- соприкосновение металлических опорных частей колонн и связей между ними с грунтом. Башмаки колонн, анкерные болты и связи от верхнего обреза фундаментов до высоты 0,3 м над уровнем пола должны быть защищены от увлажнения плотным бетоном;

- контакт технологической воды и пульпы с колоннами стальных каркасов, не имеющих соответствующей коррозионной защиты. При отсутствии противокоррозионной защиты необходимо предусмотреть соответствующие меры защиты колонн от попадания на них технологической воды и пульпы. Не разрешается также контакт стоек транспортёрных галерей с массами отвальных пород.

Впервые 2-3 года с начала эксплуатации ежегодно, а затем через каждые 2-3 года производится геодезическая съёмка отклонений от вертикали осей колонн каркасов всех объектов. При появлении нарастающих отклонений колонн от вертикали периодичность геодезических наблюдений необходимо увеличить, выяснить причину отклонений и разработать мероприятия по их устранению.

14.4.1. Стальные колонны каркаса производственного здания обследуются:

- с пола цеха;

- с тормозных площадок подкрановых балок (надкрановые части колонн), с прочих имеющихся проходных галерей и внутренних построек;

- с использованием решетки сквозных колонн, связей по колоннам и т. п. элементов стального каркаса.

В целях обеспечения пространственной жёсткости и геометрической неизменяемости стальных каркасов в процессе эксплуатации не допускается:

- удалять для освобождения проходов или иных целей любой элемент связи;

- переносить отдельные связи в соседние пролёты; если этого избежать нельзя, то необходимо согласование с генеральным проектировщиком;

- делать вырезы, надрезы, отверстия в элементах связей и узловых фасонках;

- подвешивать отводные блоки или грузы к элементам связей.

14.4.2. Особое внимание при обследовании колонн следует уделять:

- общей геометрической форме колонн и соответствие их проектному положению (общим искривлениям и наклонам) смещениям вдоль и поперек здания;

- местным погибам и вмятинам и прочим механическим повреждениям поясов и элементов решетки преимущественно в нижней части колонн. Механические воздействия от ударов грузами, от задевания колонн работающими механизмами могут привести к местным обмятинам кромок прокатных и листовых элементов колонн и появлению в них поперечных трещин;

- монтажным стыкам колонн, качеству сварных швов в них;

- коррозионным повреждениям колонн, главным образом, в уровне пола цеха.

Для стальных колонн характерными дефектами и повреждениями являются:

- отступление от проекта, допущенные при изготовлении и монтаже;

- повреждения при перевозке и монтаже конструкций (местные вмятины и прогибы, вырезы материала конструкций);

- поражение материала колонн коррозией;

- разрушение сварных, заклепочных и болтовых соединений;

- значительные неравномерные осадки колонн, смещение их разбивочных осей;

- разрывы и значительные местные деформации элементов;

- существенные разрывы и значительные местные деформации элементов;

- существенные перемещения колонн при прохождении мостового крана, что указывает на незначительную жесткость каркаса.

Рис 14.4.2.1. Повреждения стальных колонн

1 - вырезы в стенке колонны;

2 - трещины в сварных швах;

3 - искривление раскосов по всей длине;

4 - искривление ветви в плоскости рамы;

5 - вырывы в полке подкрановой ветви;

6 - трещины в полке ветви;

7 - местные погнутости раскосов;

8 - обрывы анкерных болтов.

 

14.4.3. Обследование связей по колоннам выполняется для нижних ярусов с пола или с самих элементов связей, а верхних ярусов связей – с тормозных галерей.

14.5. При обследовании связей особое внимание должно уделяться:

- наличию всех элементов связевых конструкций. Требуемых по проекту;

- общим искривлением ветвей связей и элементов соединения решетки;

- местным механическим повреждениям связей аналогично повреждениям колонн;

- состоянию узлов примыканию связей к колоннам на предмет выявления трещин, разрывов и искривлений фасонок или разрушений по сварным швам;

- стыковым соединениям поясов связей;

- при наличии двух дисков связей по колоннам в температурном блоке следует обращать особое внимание на состояние диагоналей, восходящих к середине блока, которые испытывают повышенные температурные напряжения, и узлов этих диагоналей.

 

Рис. 14.5.1. Повреждения конструкций связей:

1 - трещины в швах крепления элементов;

2 - искривления элементов в плоскости связей;

3 - местные погнутости элементов связей;

4 - отсутствие элементов связей;

5 - ослабление болтов крепления к поясам фермы.

 

14.6. Балки перекрытий, рабочих площадок и транспортёрных галерей.

При обследовании несущих стальных балок следует выявлять:

- размещение на них материалов, оборудования и т.п., не предусмотренных проектом;

- загромождать проходы и лестницы, ведущие на рабочие площадки;

- нагружать балки дроблёной рудной массой, попадающей на площадки обслуживания и междуэтажные перекрытия, сверх допустимых норм, предусмотренных проектом;

- причины, вызывающие увлажнения или промерзания перекрытий над несущими балками;

- контакт технологической воды с несущими балками, не имеющими соответствующей противокоррозионной защиты;

- несущие балки и стойки транспортёрных галерей, эксплуатирующихся при естественных температурах, требуется предохранять от случайных ударов и других механических воздействий. Все работы с конструкциями транспортёрных галерей, связанные с ремонтом, реконструкцией, за исключением аварийных ситуаций на технологической линии, проводить в тёплое время года, в соответствии с техническим решением проектной организацией.

В случаях, когда состояние балочных конструкций вызывает опасение в связи с повышенными вибрациями, появлением трещин и т.п., необходимо проводить измерения вибрации, которые должны осуществляться специализированными организациями один раз в 3 года.

 

Рис. 14.6.1.1. Повреждения балок рабочих площадок:

1 - трещины в стенке околошовной зоны верхнего пояса;

2 - трещины в верхнем поясном шве;

3 - местные погнутости стенки;

4 - вырезы в стенке;

5 - ослабление болтов крепления второстепенных балок к главным.

 

14.6.2.При осмотре конструкций транспортных галерей, кроме дефектов, характерных для стропильных ферм, должно быть обращено повышенное внимание на состояние конструкций, обеспечивающих свободу продольного перемещения в температурных швах (качающиеся стойки, катковые опоры), возможное скопление транспортируемого конвейером материала на полу, повреждения стоек и фундаментов наземным транспортом и агрессивными факторами среды.

14.7. При обследовании сварных соединений особое внимание должно быть обращено на качество сварных соединений. Наиболее распространенным дефектом таких соединений является наличие трещин в рабочих швах и околошовной зоне. Наиболее вероятно появление трещин в сварных швах:

- в местах резки изменений сечений элементов;

- места примыкания накладок, ребер, фасонок и т. п.;

- места крепления ветвей к колоннам, траверсам базы;

- а также в швах, прикрепляющих опорные столики стропильных ферм, ригелей фахверка;

- в концах сварных швов и местах изменения их толщины и формы;

- в стыковых швах и швах, расположены поперек усилия в элементе;

- в швах накладок, обваренных по контуру;

- в швах опорных узлов и накладок;

- в швах и околошовных зонах в местах сближения элементов (<40 мм);

- узловых фасонках ферм;

- в поясных швах подкрановых балок (в области верхнего пояса);

- в швах опорных узлов балок;

- в стыках рельсов и сварных швах рельсовых креплений;

- в местах пересечений и поперечных стыков подкрановой балки с продольными ребрами и продольных стыков стенки с поперечными ребрами.

14.7.1. При визуальном осмотре сварных швов выявляются следующие дефекты, которые способствуют разрушению конструкций:

- наличие непрерывистых сварных швов в сварных балках;

- отсутствие скосов на концах продольных ребер жесткости сварных балок в местах примыкания их к поперечным ребрам и сближение швов у мест их пересечений;

- отсутствие полного провара на всю толщину стенки верхних поясных швов в подкрановых балках;

- сближение сварных швов в узлах ферм, прикрепляющих к фасонке элементы решетки, и пояса на величину менее 40 мм;

- наличие в сварных швах больших неровностей, ноздреватостей, шлаков, перерывов и трещин;

- наличие на поверхности сварных швов зарубок, надрезов и других дефектов в результате химической обработки швов. Наиболее часто встречающиеся дефекты сварных швов и их допустимые отклонения приведены в табл.14.7.7.1.1.

14.8. При обследовании стальных конструкций с болтовыми соединениями необходимо проверить их надежность. При этом проверяют: степень натяжения гаек и контргаек; плотность прилегания головок болтов и гаек к соединяемым элементам. Высокопрочные болты подвергают выборочной проверке натяжения с помощью динамометрического ключа, снабженного приспособлением для контроля.


14.8.1. При обследовании заклепочных соединений нужно обращать особое внимание на рабочие заклепки в ответственных местах, непосредственно воспринимающих динамические воздействия (например, заклепки верхних поясов подкрановых балок).

Качество заклепок проверяют путем наружного осмотра и простукивание. Слабые места заклепки можно обнаружить путем отстукивания их контрольным молотком весом 300 г. При отстукивании палец руки или боек прикладываются к головке заклепок, а удар молотком производится с противоположной стороны головки. Слабость головки определяется по звуку (слабая заклепка издает глухой или дребезжащий звук), по ощущению пальца или отскакиванию бойка при ударе.

При обследовании болтовых и заклепочных соединений металлоконструкций наиболее часто встречаются следующие дефекты:

- заклепки болты с оторванными головками;

- дрожащие заклепки или заклепки болты, поворачивающие рукой;

- незатянутые болты, отвинчивающиеся гайки и недостаточное количество витков нарезки;

- отклонения величин диаметра отверстий для болтов, превышающие величины, регламентируемые СНиП;

- отсутствие заклепки или болта;

- неплотности соединяемого пакета;

- трещиноватости или рябина головки заклепки;

- зарубки головок заклепок;

- маломерность и неоформленность головки заклепки;

- смещение заклепки с оси опирания;

- зарубка поверхности металла пакета обжимкой.

Допускаемые отклонения дефектов и повреждений заклепочных и болтовых соединений приведены в табл.14.8.1.1.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Допускаемые отклонения дефектов и повреждений заклепочных и болтовых соединений | Каменные конструкции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.