Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 1. Современная техническая цивилизация и ее будущее

Современная техническая цивилизация и ее будущее.

Мысли о кризисе новоевропейской культуры и цивилизации не раз высказывались как философами, так и историками. В концепциях Данилевского, Шпенглера, Ницше, Тойнби, Вебера звучала тревога о кризисе цивилизации. После Второй мировой войны казалось, что кризис миновал, но на самом деле он лишь приобрел новую форму – лавинообразного роста глобальных проблем. Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление – признак такого кризиса цивилизации, который уходит корнями в историю европейской культуры. Все страны мира, пытаясь достичь уровня промышленного развития развитых стран Запада, стремятся идти по их пути. Кризис современного общества является и кризисом современного человека.

Все то, что уже сказано об обществе и его развитии, дает основание рассмотреть проблемы современного этапа. Его называют по-разному: научно-технической революцией, технологической революцией, информационной, компьютерной. Отмечая, что суть процесса – это новый индустриальный этап развития. Конечно, данные характеристики относятся в основном к западной (американской и европейской) и японской цивилизациям, хотя определенные черты этих процессов просматриваются и в других обществах. Главное здесь – рост значения информации в жизни общества. Появление в 30-е гг. ХХ в. теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило радикально изменить промышленное производство и образ жизни людей. Для философского анализа главное в данном процессе – то, что изменилось положение и роль человека в мире, его взаимоотношения с природой и техникой. Чаще всего это определяют как появление информационного общества и информационного человека. Современные мыслители по-разному оценивают содержание происходящих изменений в обществе: одни смотрят на будущее с надеждой, другие же высказывают серьезную обеспокоенность нынешним положением.

В 1949 г. вышла в свет книга Ж. Фурастье «Велика надежда ХХ века». По мнению исследователя, интенсивное научное и техническое развитие открывает перед человечеством возможность эволюции в сторону создания «научного общества», избавленного от политических, социальных, религиозных антагонизмов. Наука и техника в этом грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только общества, но и человека. Фурастье предложил своего рода «компьютерную утопию», а его взгляды стали истоком для многих более поздних технократических воззрений. Можно сказать, что Фурастье привлек внимание к проблеме человека и его будущего в связи с процессами развития науки и техники.

В 1970 г. появилась книга Э. Тоффлера «Футурошок», описывающая те изменения, которые должны произойти с человеком в ближайшем будущем. В трудах американского социолога Д. Белла о «постиндустриальном» обществе оно характеризуется новой социальной структурой, базирующейся не на основании собственности, а на знании и квалификации. Обществом станут управлять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяющим фактором развития общественной жизни станут научные центры. З. Бжезинский в книге «Между двумя веками» утверждает, что постиндустриальное общество станет «технотронным» в результате непосредственного влияния техники и электроники на разные стороны жизни общества, его нравы, социальную структуру и духовные ценности.

Такой философ, как К. Ясперс, отвергает представление о «демонизме» техники, считая, что дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического развития. По Ясперсу, техника – это только средство, все зависит от того, что из нее сделает человек, каким проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что ею может быть достигнуто, она является лишь орудием в руках человека.

В сложившейся сегодня ситуации общество может выбирать лишь один из двух путей:

1) сплочение всех людей ради сохранения жизни на Земле;

2) борьба за природные ресурсы, использование всех возможностей в попытке обеспечить только для своей страны экологически чистое пространство и энергию.

Второй путь предполагает обострение политических и экономических противоречий не просто между государствами, а уже и между цивилизациями. Подобный вариант событий уже обсуждается философами и политологами. Так, например, большие дискуссии в России и за рубежом вызвали статьи Самуэля Хантингтона. По мнению Хантингтона, цивилизации как субъекты мировой политики пришли на смену нациям-государствам, поэтому принципиальный конфликт в глобальной политике будет происходить между отдельными цивилизациями. Цивилизациями он называет культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями и религией. Хантингтон выделяет 8 цивилизаций, являющиеся реальными сообществами с реальным разделением границ: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, славяно-православную, латиноамериканскую и африканскую. Хантингтон считает, чтоотношения цивилизаций принципиально конфликтны, поскольку в основе их различий лежат оригинальные системы ценностей. Столкновение цивилизаций может, с его точки зрения, происходить на двух уровнях:

1) макроуровень – международный уровень борьбы цивилизаций;

2) микроуровень – внутренняя нестабильность тех государств, на территории которых проходят цивилизационные разломы.

Согласно теории Хантингтона, могут возникнуть глобальные конфликты между такими цивилизациями, как западное христианство и православие, православные и мусульмане, западной и исламской цивилизацией, мусульманами и индуистами в Индии. Столкновение цивилизаций представляет угрозу внутренней стабильности, в особенности для таких стран, как Турция, Мексика и Россия.

При таком положении вещей и отношений поневоле приходится возвращаться к оценке и переоценке системы ценностей современного мира. Неслучайно практически во всех современных цивилизациях набирают силы концепции фундаментализма, сутью которых является фанатичное стремление изменить личность и общество в соответствии с высшими метафизическими представлениями и заповедями. Многие философы, политологи и социологи не без оснований полагают, что фундаментализм являет собой наибольшую угрозу для развития мирового сообщества. Отвергая многие ценности современного мира, такие как демократия и либерализм, фундаменталисты тем не менее воспринимают все технологические достижения компьютерной революции.

Когда-то Альберта Эйнштейна спросили: «Чем будут сражаться люди в третьей мировой войне?» Он ответил, что не знает, чем будут сражаться люди в третьей мировой войне, но точно знает, что в четвертой мировой будут сражаться дубинами. Другой выдающийся мыслитель и гуманист Альберт Швейцер сформулировал этический принцип благоговения перед жизнью, значение которого не только не уменьшилось на рубеже XX – XXI вв., но и колоссально возросло. Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют обращаться к поиску механизмов стабилизации, обеспечения устойчивого развития, минимизации возможности непредсказуемых явлений и процессов. При всех успехах науки, техники, технологии – главная надежда все же связывается с самим человеком, с его способностью познать то, что раньше называли провидением, а сейчас законами истории и закономерностями развития общества. Есть основания полагать, что мировая цивилизация в целом находится на рубеже, когда необходимо определять новые горизонты развития с целью неотложного решения глобальных проблем современности. Это заставляет по-новому взглянуть на процессы взаимодействия культур и цивилизаций, религий и моральных учений, политических и экономических концепций. Человечество способно выжить, развиваться и эволюционировать при исключении насилия как пути решения всех проблем общества и обеспечения права каждого человека и биосферы в целом на существование.

 

Литература:

1. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: УМСА-PRESS, 1969.

2. Дугин, А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России / А. Дугин. М.: Арктогея, 1997. 608 с.

3. Панарин, А. С. Россия в цивилизационном процессе / А. С. Панарин. М.: ИНФРА, 1996.

4. Панарин, А. С. Философия политики / А. С. Панарин. М.: Наука, 1995.

5. Панарин, А. С. Реванш истории / А. С. Панарин. М.: Логос, 1998.

6. Российская интеллигенция в мировых войнах и революциях XX века. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

7. Философия. Курс лекций. М.: РАГС, 2001, 463 с.

 

 

Библиография

1. Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.

2. Аврелий Августин. О граде Божьем. – М., 1995.

3. Авенариус Р. Человеческое познание о мире. – СПб., 1991.

4. Аверроэс. Опровержение опровержения. – М., 1999.

5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 1996.

6. Антология мировой философии: В 4-х тт. – М., 1969-1971.

7. Аристотель. Сочинения: В 4-х тт. – М., 1975-1984.

8. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.

9. Бергсон А. Творческая эволюция. – М.-СПб., 1914.

10.Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

11. Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии. – М., 1996.

12. Бэкон Ф. Сочинения: В2-х тт. – М., 1971-1972.

13. Вандерхил Э. Мистики ХХв.: Энциклопедия. – М., 2001.

14. Виндельбанд В. История древней философии. – М., 1911.

15. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / под ред. А.А. Грицанова. – Минск, 2002.

16. Гадамер Г.Х. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

17. Гадамер Г.Х. Истина и метод. – М., 1988.

18. Гегель Г. Наука логики. – М., 1970-1972.

19. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. – М., 1977.

20. Глядков В.А. Философский практикум. Вып. 1-3. – М., 1994.

21. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

22. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. – Кн. 1. – М.,1990.

23. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979.

24. Ильин В.В. Теория познания. – М., 1993.

25. История восточной философии. – М., 1998.

26. История китайской философии. – М., 1998.

27. История философии: Запад – Россия – Восток. – М.. 1991.

28. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.

29. Кант И. Соч. в 6-ти тт. – М., 1963-1966.

30. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1994.

31. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб., 1990.

32. Конфуций. Уроки мудрости. – М., 1998.

33. Кравченко В.В. Тесты по философии. – М., 2004.

34. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

35. Моисеева, Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. – 352с.

36. Лукреций Кар. О природе вещей. – М.,1953.

37. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

38. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. – М., 1990.

39. Платон Диалоги. – М., 2005.

40. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М., 1997.

41. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 1996.

42. Ригведа: Мандалы I-IV. – М., 1989.

43. Семенов, А. Философия: Словарь неофита – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2006. – 526 с. (Серия «Александрийская библиотека»). 43. Современная западная философия: Словарь. – М., 1998.

44. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.

45. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

46. Спиноза Б. Избранные произведения: В 2-х тт. – М., 1957.

47. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

48. Фейербах Л. Избранные философские произведения. – М., 1955.

49. Философия: Учебное пособие / отв. ред. И.А. Пфаненштиль, Г.Н. Романюк. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. 297 с.

50. Фихте И. Назначение человека. – СПб,, 2003.

51. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 2005.

52. Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 2002.

53. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1,2. – М., 1994.

54. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. – М., 1999.

55. Шеллинг Ф. Философия искусства. – М., 2001.

56. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Собр. соч. в 5-ти тт. Т. 1. – М., 1992.

57. Юм Д. Сочинения: В 2-х тт. – М., 1995.

58. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

59. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

Литература:

1) Гиматудинов Ш.К., Ширковский А.И. Физика нефтяного и газового пласта. М.: Недра 1982 г.

2) Мирзаджанзаде А.Х., Ахметов И.Н., Ковалев А.Г. Физика нефтяного и газового пласта. М.: Недра 1992 г

3) Гиматудинов Ш.К. Физика нефтяного и газового пласта. М.: Недра 1971г

4) Гафаров Ш.А. Физика нефтяного пласта. Уфа 1999 г.

5) Гафаров Ш.А., Шамаев Г.А., Харин А.Ю. Физика нефтяного пласта г.Уфа УГНТУ 2000 г. учебное пособие. Лабораторный практикум

6) Катяхов Ф.И. Физика нефтяного и газового коллектора. М.: Недра 1977г.

7) Дж. Амикс, Д. Басс., Р. Уайтинг. Физика нефтяного пласта «Гостоптехиздат» 1962 г.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Задачи курса физики пласта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.