Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика принятия решений

Методика формирования целей деятельности

Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию, а также концентрацию сил и активности коллектива на том, что должно быть достигнуто. Цель описывает конечный результат. Без целей отсутствует критерии оценки, по которым можно было бы его измерить.

Искусство постановки цели - это искусство управления. Без целей невозможно контролировать процесс, а оценка трудовой деятельности сотрудников имеет непрочную основу. Можно сказать, что первейшая цель - это определение целей.

Обсуждайте цели с подчинёнными. Руководитель должен вырабатывать цели вместе с сотрудниками и анализировать зоны ответственности каждого за их выполнение. Чем больше сотрудников имеет возможность участвовать в выборе и постановке цели, тем меньше требуется усилий для их убеждения в дальнейшем.

При проработке целей необходимо учитывать следующее правило: краткосрочные цели больше, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации.

Руководителю не следует ставить сразу слишком много задач, нужно соразмерять объём работы с возможностями коллектива. Кто берётся за всё, чаще всего ничего не достигает. Важнее сконцентрироваться, но всерьёз, на немногих целях.

Эффективные решения - залог успешной деятельности любой организации. Управленческое решение - это выбор определённого курса действий из возможных вариантов.

Процесс подготовки и принятия решения включает следующие основные этапы:

1. Постановка проблемы.

2. Выявление вариантов.

3. Выбор оптимального варианта.

4. Реализация решения.

5. Контроль результатов.

 

Итак, проанализировав выше изложенный материал, можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка имеет особое место в управленческой деятельности. Изучению психологии и применению этих знаний на практике следует уделить особое внимание при обучении, переподготовке или повышении квалификации менеджеров.

 

2.Портрет и организационная культура современного руководителя.

Организационная культура современного руководителя

Организационная культура – это присущая организации система традиций, верований, ценностей, символов, ритуалов, мифов, норм общения между людьми. Организационная культура придаёт организации индивидуальность, собственное лицо. Что немаловажно, она объединяет людей, создаёт организационную целостность.

Формирование организационной культуры руководителя включает в себя:

1)Разработка философии предприятия

2)Построение организационных коммуникаций

3)Формирование высокоорганизованных коллективов, команд

4)Управление работоспособностью персонала

5)Развитие персонала

6)Управление карьерой

7) Интериоризация – полное восприятие членом общества не только норм поведения в данном обществе, но и его идей, целей.

8)Содействие развитию личностно-профессионального потенциала при помощи экономических и социально-психологических методов на основе обратной связи.

9)Управление карьерой

10)Обучение

11)Планирование

12)Поиск

13) Отбор

14) Найм

15) Расстановка

16)Увольнение – обоснование критериев, причин, целей увольнения;

17) Мониторинг производственного поведения и социокультурных ситуаций

18) Аттестация – выбор формы проведения аттестации как системы действий по измерению трудовой отдачи работника и его потенциала; назначение ответственных лиц;

Содержание организационной культуры реализуется в следующих направлениях:

· Понимание человеком своего места;

· Принимаемый язык общения;

· Взаимоотношения между людьми;

· Сохранение разделяемых организационных ценностей;

· Внутренняя вера человека в принятые организацией идеалы;

· Внешний вид работника и представление себя на работе.

Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения людей и определяется связанностью норм и ценностей, принятых в организации.

Основные функции организационной культуры руководителя:

- создание и обеспечение духовных ценностей;

- оценка персонала в соответствии с принятыми нормами;

- разработка корпоративных норм;

- обучение персонала;

- участие персонала в определении смысла жизни, смысла совместной работы и социальной миссии;

- обеспечение взаимопонимания персонала.

Портрет современного руководителя

В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для достойного развития личности, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределен­ных перспектив.

С пониманием того, что рабочих нужно не принуждать к труду, а поощрять, изменились и требования к управляющим. У руководителей доба­вилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций:

- ор­ганизация и планирование деятельности коллектива и своей собственной рабо­ты;

- распределение заданий и инструктаж подчиненных,контроль за ними;

- подготовка и чтение отчетов;

- проверка и оценка результатов работы;

- ознаком­ление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

- решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией;

- прием посетителей;

- проведение собраний и представительство;

- ведение пере­говоров;

- повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются большим разнообразием (до 200 видов) действий в день, различием форм самих этих действий и места их осуществ­ления, широкими контактами внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

Современный менеджер должен совмещать несколько ролей:
· управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей;
· лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, доброжелательность и оптимизм;
· дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;
· воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способ­ный создать коллектив и направить его развитие в нужное русло;
· инициатор, или инноватор, понимающий роль науки в современных усло­виях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение;
· хороший человек, образованный, способный, интеллектуальный, честный, с решительным характером и в то же время рассудительный - од­ним словом, во всех отношениях образец для окружающих.

В процессе общения с подчиненными и другими руководителями менеджеру приходится играть три основных роли:

- Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними.

- Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации.

- В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы.

По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и актив­ных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработан­ные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их служебные действия. Активный руководитель – лидер, прекрасно чувствует и понимает психологические особенности партнеров, противников, начальства, умело их использует в официальных и неофициальных контактах. Убеждая других, он проявляет завидную гибкость и умение идти на компромисс.

Итак, портрет менеджера:

1. Это работник с высоким уровнем профессионального управленческого мастерства; имеющий фундаментальное экономико-управленческое образование в качестве исходной базы для инициативных, компетентных и творческих действий; способный саморазвиваться и самосовершенствоваться.

2. Это управленец, которому чужда традиционная роль «начальника-повелителя», «командира-указчика»; наряду с известным принуждением умеет оказывать влияние на подчиненных преимущественно демократическими методами, опираясь на достижение социальной психологии.

3. Это обязательно исполнительный работник, отличающийся экономической, социальной, деловой и нравственной обязательностью; воспринимает самостоятельность как право на самостоятельные решения и ответственность за их исход; добиваясь от вышестоящих инстанций как можно большей степени свободы в действиях для себя, стремится строить аналогичные отношения среди подчиненных.

4. Это управленец, широко эрудированный в различных областях знаний – экономике, социологии, психологии, менеджменте, информатике и др.; обладающий многомерным мышлением, способный моделировать проблемные ситуации, думать и действовать многовариантно; не приемлет принципа продолжать жить старым багажом знаний, устремлен понимать новые явления.

5. Это личность, отличающаяся цельностью характера, уверенная в своих способностях; обладающая гибким, восприимчивым складом ума; умеющая хорошо писать и говорить; способная располагать к себе людей, бесконфликтно сотрудничать с ними; умеющая слушать и слышать; обладающая искусством убеждения; готовая к риску при реализации нововведений в условиях неопределенности исхода ситуации.

6. Это человек, стремящийся создать «свое лицо» руководителя, осознающий, что не будет иметь успеха и подлинного лидерства, если шаблонно копирует чей-то стиль, кому-то бездумно подражает.

7. Это руководитель, которого отличают: предпринимательский талант, способность компетентно организовывать договорные взаимоотношения и умело осуществлять сделки; знание техники ведения переговоров и специфики межличностного общения; умение анализировать результаты деловых встреч, идти на разумные компромиссы.

8. Это управленец, отличающийся высоким уровнем нравственной культуры;

9. Современный руководитель – человек с «сильным» типом нервной деятельности, которому присуще подчинять себе любые ситуации.

Лидерские качества руководителя как выразителя и защитника интересов членов коллектива требуют умелого сочетания в своей работе личных и коллективных интересов. Руководитель должен учитывать интересы работников, помогать им, но, вместе с тем, использовать разные формы санкций к нарушителям трудовой, производственной и технологической дисциплины.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психологический анализ управленческой деятельности | Социально-психологический климат организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.