Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Матричный подход к учёту вероятности риска




Широко применяемый матричный подход к анализу различных параметров деятельности предприятия эффективно используется в оценке экономического риска при формировании стратегии предприятия. Практика показывает, что при одном и том же уровне прибыльности предприятия управленческие решения принимаются с предпочтительностью для вариантов с более вероятным результатом.

Матричный подход к учету вероятности риска предусматривает сканирование (систематизированную оценку) экономического риска и определение конкретного статического веса элементов риска, установление приемлемого и неприемлемого уровня риска, степени вероятности получения ожидаемых результатов деятельности предприятия.

Особый интерес представляет матричный подход к учету вероятности риска при формировании стратегии «продукт-технология-рынок». Последовательность реализации предлагаемого подхода заключается в следующем:

– Строится матрица «продукт-технология», которая позволяет принять решение относительно имеющейся и новой продукции и определить жизнеспособность технологии;

– Формируется матрица «продукт-рынок», которая также дает различия существующим и новым продуктам и указывает на степень риска в принятии решения об инновациях;

– Создастся результирующая матрица, позволяющая разграничивать зоны риска низкого, среднего и высокого.

С помощью портфелей рынка и технологий определяются продукты и технологии, имеющие наивысший приоритет. В рассмотренном примере такими продуктами будут являться продукты В и G, а технологии – 3, 5 и 8. Они обозначены в матрицах «продукт-рынок» (рис.1) и «продукт-технология» (рис. 2).

Рис.1 – Матрица «Продукт-рынок»

 

Рис.2 – Матрица «Продукт-технология»

Для производства продукта В необходимы технологии 3, 4 и 5. Базисные технологии 2 и 4, которые не имеют наивысшего приоритета, не нуждаются в больших затратах на дальнейшую разработку. Продукт В преимущественно реализуется на имеющихся рынках сбыта, а также на новом рынке VII. Новый продукт G требует технологий 3, 5 и 7, причем технология 7 (в качестве улучшенной технологии) является очень дорогостоящей для разработки. Ее низкий приоритет отражает недостающие собственные возможности и их среднюю привлекательность. Продукт G наряду с существующим рынком сбыта IV прежде всего должен быть реализован на рынках VI, VII и VIII. Поэтому в целом калькуляция для продукта G должна быть составлена с учетом большой степени риска и производство продукта С следует временно отложить.

Для производства продукта В также необходимо использовать технологии 2 и 4; они имеют средний приоритет.

Продукт В будет продаваться на существующих рынках I, IV и V и на новом рынке VII.

По определенным до настоящего времени технологиям 2, 3, 4, 5 и 8 могут производиться также продукты С, Е и Н. В портфеле рынка сбыта они имеют средний приоритет, но следует принимать во внимание потенциалы их финансового обеспечения. К тому же наряду с приоритетными рынками они реализуются на существующих рынках II и V.

Таким образом, из идентифицированных до сих пор продуктов В, С и Н не удовлетворяют одному согласованному результату. На этом основании продукты С и D, имеющие средний приоритет, должны быть переоценены. При этом должен приниматься во внимание потенциал финансового обеспечения заказа обоих продуктов. Для производства продукта С требуются дополнительно технологии 6 и 7. Технология 7 связана с очень высокими расходами на обновление, которые, разумеется, также могут быть отнесены к риску производства С. Усовершенствованная технология 6 имеет средний приоритет. Продукт С не имеет приоритета по рынку сбыта и к тому же ведет к ущербу при применении новой технологии.

Производство продукта D требует применения улучшенной технологии и традиционной технологии I. К тому же отсутствует необходимость в каком-либо новом рынке сбыта. В результате реализация продукта D должна быть отнесена к рынку сбыта продукта С.

Неоцененными остались продукты А и F, которые в портфеле рынка имеют ограниченный приоритет. Их потенциал финансирования заказа небольшой. Производство продукта А не требует новой технологии, и он должен реализовываться исключительно на существующих рынках сбыта. Продукт F, напротив, требует технологии 6 и должен реализовываться на двух новых рынках VI и VIII, кроме того, его производство может вести к ущербу при производстве по новой технологии.

Таким образом, можно определить следующую стратегию:

– Продукт – дальнейшая разработка продуктов В и Е. Приспособление производства продукта D к прерывистой технологии 8. Использование производства продуктов G и F. Поиск новых видов продукции, особенно с использованием технологии 8 и для рынков сбыта I, П, IV, V и VII;

– Технология – Новая разработка технологии 8, дальнейшая разработка технологий 1, 2, 3, 4 и 5. Соблюдение технологий 6, 7 и 9;

– Рынок – Дальнейшая разработка рынков сбыта I, П, IV иV. Освоение рынка VII для продуктов В и Е. Пустить на самотек рынок III. Отказаться от использования рынков VI и VII.

Эти данные иллюстрируют тот факт, что изготавливаемый новый продукт G обладает высоким паритетом, но вследствие неблагоприятных условий рынка сбыта и технологических условий производства он не будет разрабатываться. Риск был бы очень высок, а ресурсы были бы не сконцентрированы. Конечно, из-за ограничен производства продуктов В, D, Е и Н (и временного производства продуктов А и С) предприятие должно довольствоваться ограниченной прибылью и прежде всего ввиду значительных расходов на обновление технологии 8. Поэтому поиск новых видов продукции необходим. Так как приоритетные рынки сбыта и приоритетные технологии теперь уже известны, то такой поиск может быть весьма целенаправленным и реализовываться, в определенных временных рамках: долгосрочных стратегических решений, среднесрочных и текущих решений.

Формирование инновационной стратегии «продукт-технология-рынок» позволяет перейти к следующему этапу исследования – определению зон риска в матрицах «продукт-технология» и «продукт-рынок». Характеризуем (исходя из предложенной ранее концепции) три зоны риска (1, 2 и 3), соответствующие макро-, мезо- и микронововведениям. На рис. 3 последовательно представлены зоны риска в рассматриваемых матрицах и результирующая матрица, позволяющая разделить риск на низкий, средний и высокий.

Рис.3 – Формирование стратегии «продукт-технология-рынок»

Необходимо отметить, что классифицировать зоны риска (высокого, среднего и низкого) вне зависимости от характеристики предприятия методически неверно, так как предприятия, относящиеся к различным секторам экономики, имеющие принципиально отличные технологии, разных конкурентов и неодинаковый уровень спроса на производимую продукцию, дифференцированно подходят к оценке риска.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.