Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование механизма управления экономическим риском

Основу выработки стратегии предприятия составляет общепринятая теория жизненного цикла изделия. Согласно этой теории данный процесс представляет S-образную кривую с точки зрения соотношения «затраты-результат». Особенно важным в рыночных условиях является вопрос о замещении одного новшества, экономический и социальный потенциал которого уже исчерпывается (этап спада в жизненном цикле изделия, резкое падение объема реализации и уменьшение суммы прибыли), другим, идущим ему на смену.

Создается ситуация, когда расходы на модификацию и модернизацию, приспособление изделия к новым условиям рыночной среды и конкуренции, затраты на стимулирование сбыта резко возрастают, что ведет к дополнительному снижению прибыли, которая и так сокращается в результате снижения объема реализации. В этих условиях предприятие должно принять решение о снятии данного изделия с производства.

Процесс снятия изделия с производства сопряжен с риском и связан с возможностью реализации несколько стратегий. Так, решительный уход с рынка характеризуется практически мгновенным прекращением производства изделия для рыночных целей. При постепенном уходе с рынка происходит планомерное сокращение объема производства и сбыта (появляется возможность перегруппировки ресурсов и частичного сохранения потребительского спроса на конкретное изделие). Коммерческий уход с рынка возможен при условии продажи или передачи на определенных условиях права производства данного изделия другому предприятию. Такие меры, в свою очередь, позволяют получить дополнительные средства, поддержать уровень доверия потребителей, частично ограничить действие экономического риска.

Наличие возможных вариантов снятия изделия с производства, тем не менее, не способствует ориентации предприятий на высокие риски создания новых рынков. Большинство предпочитает максимально продлить этапы насыщения рынка и спада производства. Считается, что 80% усилий американских корпораций идет на совершенствование тех изделий, которые были важны для корпорации в прошлом, чем на поддержку изделий, которые будут определять будущее тех или иных рынков.

Совершенно очевидно, что неотъемлемым элемент стратегии предприятия является прогноз наступления периода спада в жизненном цикле изделия. Если разработанный прогноз действительно дает достоверное представление о том, «что и как будет» при определенных условиях, то он должен способствовать ограничению риска и стать основой для принятия решения. Целью прогнозирования (как в конечном итоге инструмента для принятия управленческих решений) является опре­деление характера и тенденций «поведения» изделия в завер­яющей фазе своего жизненного цикла. При этом основными параметрами экономического цикла жизни приняты объем и продолжительность выпуска промышленной продукции.

Процесс разработки прогноза предусматривает наличие двух этапов:

– постановочного (с четким определением партийного аппарата и использованием условных цифр);

– практического доведение теоретических положений до практической реализации в условиях действующего предприятия и конкретного вида продукции).

Достаточно высокий уровень вероятности получения расчетных значений объемов выпускаемой продукции дает возможность использовать различные методы прогнозирования при формировании направленности управленческих воздействий в процессе оценки возможных объемов производства продукции. Прогноз может рассматриваться как элемент механизма упреждающего управления экономическим риском, так как информация о невозможности получения заданных значений показателя предполагает соответствующую реакцию со стороны управляющей системы.

Решая задачи упреждающего управления на основе прогнозирования основных показателей деятельности предприятия, можно более обоснованно оценить работу предприятия или подразделения относительно его возможного экономического потенциала.

В условиях нестабильного экономического развития предприятий анализировать устойчивый характер динамики производства достаточно сложно. Поэтому чаще применяются краткосрочные прогнозы и свойственная этому виду прогнозирования методологическая база.

С позиций управленческого воздействия с целью ограничения экономического риска краткосрочный прогноз наиболее эффективен, так как позволяет учитывать различные виды рисков, влияющие на производственную деятельность предприятий. Результативность механизма упреждающего управления экономическим риском повышается, так как «реакция» на отрицательное влияние факторов внешней среды и проявление внутренних противоречий происходит в значительно более короткие периоды времени. Это дает возможность нарушить складывающиеся негативные тенденции и посредством упреждающего управления предвидеть последствия, связанные с экономическим риском.

Применительно к условиям работы предприятий Украины речь может идти об адаптированном прогнозировании. Основным его свойством является то, что при появлении новых данных значение прогноза меняется, адаптируясь к вновь поступившей информации, и становится соответственно более чувствительным к ней. При небольшом изменении данных прогноз также будет мало изменяться. Основной трудностью в применении адаптированного прогнозирования является соблюдение требований, предъявляемых к прогнозам такого типа:

– прогноз должен быть чувствительным к изменениям данных в пределах небольших колебаний между прогнозными и фактическими значениями показателей;

– прогноз не должен реагировать на скачкообразные нерегулярные изменения и отдельные промежутки времени.

Таким образом, прогноз в системе адаптивного прогнозирования должен игнорировать единовременные импульсы, с тем, чтобы их действие не распространялось на следующие моменты времени. Если с этой целью использовать метод сглаживания ошибок, то речь следует вести о необходимости определения разницы между прогнозным фактическим значениями показателя.

Неопределенность, связанная с экономическим риском, представляет собой – «объект воздействия» механизма упреждающего управления.

Таким образом, формирование механизма упреждающего управления экономическим риском предполагает соблюдение двух основных требований:

– адекватная реакция на изменение внутренних и внешних факторов, влияющих на результативность производства;

– готовность к оценке и ограничению экономического риска в деятельности предприятия.

Первое требование предусматривает проведение иденти­фикации экономического риска, его обработки, осуществление маркетинговых исследований на базе анализа объемов продаж и прогнозных показателей производственной деятельности предприятий.

Второе требование выполнимо при наличии проработан­ных методов количественной оценки экономического риска – вероятностных расчетов для характеристики неопределенности, прогнозных оценок динамики производственной деятельности.

Управление экономическим риском должно осуще­ствляться на уровне предприятия. Централизация этой функ­ции обусловлена специфическими особенностями категории «экономический риск» и сложностью делегирования функций управления экономическим риском подразделениям предпри­ятия. Поэтому наиболее важным вопросом является организация и координация деятельности отдельных подраз­делений. В процессе согласования и принятия управленческих решений существенная роль принадлежит математическому моделированию.

Взаимосвязь экономических категорий есть особый вид обобщения, имеющий математический смысл и подчиня­ющийся определенному закону. Процесс соединения в целост­ной экономической структуре множественных категорий, показателей и нормативов эффективен только тогда, когда четко может быть представлен вариант сочетания ряда факторов. Если предположить, что такой вариант формируется при математическом моделировании экономического развития, то отображение целостности, выраженное языком математики, должно быть мощным средством управляющего воздействия.

Моделирование считается достаточно эффективным средством прогнозирования возможных новых или будущих решений. Метод моделирования применительно к процессам, протекающим на предприятии, встречает серьезные трудности и требует к себе особого внимания. Трудность применения метода моделирования в прогнозировании деятельности предприятия вызывается сложностью структуры производ­ственных процессов и поэтому вынуждает пользоваться не единственной моделью, а системой методов и моделей, характеризующихся определенной иерархией и последовательностью. Применительно к наиболее рисковой инновационной деятельности под системой моделей прогнозирования следует понимать совокупность методик и моделей позволяющих дать согласованный и непротиворечивый прогноз инновационного процесса, основывающийся на изучении тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках и имеющихся ресурсах.

Под системой моделей прогнозирования следует понимать совокупность методик и моделей позволяющих дать согласованный и непротиворечивый прогноз инновационного процесса, основывающийся на изучении тенденций и закономерностей, на заданных целевых установках и имеющихся ресурсов.

Решение поставленной задачи осложняется следующим:

– нет единиц, стандартных форм организации иннова­ционных процессов, формы эти специфичны для каждого предприятия;

– формы организации инновационных процессов разли­чаются не только между предприятиями, но и внутри них.

Имитационное моделирование применяется тогда, когда задача достаточно сложна для ее аналитического решения. В этом случае имитационная модель позволяет получить более обоснованные результаты, чем чисто интуитивные оценки. При анализе системы управления инновационным процессом имитация как процесс управляемого эксперимента помогает улучшить понимание работы моделируемой системы и найти пути повышения ее эффективности.

Основной задачей системы управления инновационным процессом является определение основных направлений совершенствования объекта управления. Для решения этой задачи необходимо проанализировать, насколько функциони­рование существующей системы соответствует тем целям, которые перед ней стоят. Выявление этого соответствия производится в несколько этапов и с различной степенью детализации:

– выявление микроструктуры и поведения отдельных функциональных блоков системы;

– определение макроструктуры системы, способствующей выявлению ее функций;

– совмещение схем предыдущих этапов.

Предложенный подход к анализу системы позволяет весь процесс движения и преобразования информации представить как единство функций и структуры системы.

Сложные причинно-следственные и функциональные связи между элементами рыночного механизма складываются под влиянием ряда факторов:

– политических;

– социально-экономических;

– организационно-технических и так далее.

Спрос на различные виды изделий неодинаково реагирует на изменение цены, уровня доходов, объема предложения. В основе уровней и соотношений цен, их изменения лежит закон стоимости, определяющий закономерность колебаний цен относительно стоимости товара. Величина отклонения цен от стоимости в условиях рыночной экономики зависит, в том числе, от степени влияния на цены спроса и предложения. Если спрос и предложение уравновешиваются, устанавливается цена равновесия. Спрос и предложение непосредственно связаны с ценой и в единстве с ней образуют рыночный механизм, через который в условиях рыночной экономики проявляется действие закона спроса и предложения. Целью применения имитационного моделирования в механизме формирования и распределения фонда риска является поиск наиболее эффективных подходов к созданию фонда и вариантов распре­деления средств между заинтересованными подразделениями предприятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Разработка методов ограничения экономического риска | Ответственность за нарушение налогового законодательства. Основные термины и понятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.