Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль зубчатых колес и передач

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К ТОЧНОСТИ

Точность зубчатого колеса и передач обозначают степенью точности, а требования к боковому зазору – видом сопряжения по нормам бокового зазора.

Пример условного обозначения: 7-С (ГОСТ 1643-81) – цилиндрическая передача со степенью точности 7 по всем трем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес С и соответствием между видом сопряжения и видом допуска на боковой зазор (вид допуска С), а также между видом сопряжения и классом отклонений межосевого расстояния.

8 – 7 – 6 – Ва (ГОСТ 1643-81) – цилиндрическая передача со степенью точности 8 по нормам кинематической точности, со степенью 7 по нормам плавности, с пятном контакта 6 по нормам контакта зубьев, с видом сопряжения В, с допуском на боковой зазор а. Класс отклонения аw соответствует виду сопряжения, т.е. V.

Пример обозначения передачи со степенью точности 7 по всем нормам, с видом сопряжения зубчатых колес С, с допуском на боковой зазор а и более грубым классом отклонений межосевого расстояния V (при аw=450 мм и уменьшенном гарантированном боковом зазоре jn min =128 мкм):

7 – Са/V – 128 (ГОСТ 1643-81).

При более точном классе отклонений аw боковой зазор в передаче больше табличного и его в обозначении можно не указывать.

Например, зубчатая передача с VI классом отклонения аw=200мм, по таблице находим

jn min =185 и [ fа ]=90 мкм (для класса V отклонения аw); [ fа ΄]=140 мкм (для класса VI) таблица 23 стр.95 краткий справочник метрологии. По формуле f n΄min =185-0,68(140-90)=151 мкм. Условное обозначение передачи 8-7-6-Ва/VI-151 ГОСТ1643-81(ст. СЭВ 641-77).

Если на все нормы точности назначены одинаковые степени точности, допуск бокового зазора и класс отклонений аw соответствуют принятому виду сопряжения, то в обозначении степени точности указывают только один раз, а допуск бокового зазора не дают, например,

7-С ГОСТ1643-81 (ст. СЭВ 641-77).

 

Методы контроля зубчатых колес и передач. Существуют дифференциальные и комплексные методы контроля.

К дифференциальным показателям относятся: смещение исходного контура, толщина зуба, длина общей нормали, окружные и основные шаги, радиальное биение, погрешность профиля. Причем последние два показателя носят характер непрерывно изменяющихся величин на заданном угле поворота зубчатого колеса в отличие от остальных, для которых характерны дискретные значения для отдельных контролируемых участков (зуба, шага, группы зубьев).

К комплексным показателям относятся кинематическая погрешность (наибольшая и местная) и измерительное межосевое расстояние. Комплексные показатели характеризуют точность зубчатого колеса и передач в условиях более близких к эксплуатационным, чем дифференциальные показатели. Комплексный контроль обычно основывается на применении измерительных колес (ГОСТ 6512-74, ГОСТ 10378-81), выполняемых по 3, 4, 5 -й степеням точности, которые должны на 2-3 степени превышать точность изготовления контролируемых колес.

Приборы для контроля цилиндрических зубчатых колес стандартизированы и бывают двух типов:

· станковые приборы (СЦ);

· накладные приборы (НЦ).

Погрешности шага измеряют шагометром, переходя от одного зуба к другому, определяют разность между соседними окружными шагами и накопленную погрешность шага.

Определение накопленной погрешности шага осуществляют с помощью угломерного прибора с применением оптической делительной головки.

За накопленную погрешность шага принимают размах величин тангенциальных отклонений или угловых отклонений, переведенных в линейные величины.

Накопленную погрешность шага измеряют еще на приборах для поэлементного измерения зубчатых колес и на полуавтоматическом специальном приборе, основанном на сравнении дуговых расстоянии между одноименными профилями, находящимися номинально в диаметрально противоположных положениях (разделенных дугой 1800).

Кинематическую погрешность (F v и fv) контролируют на приборах, предназначенных для определения погрешности угла поворота зубчатого колеса при непрерывном однопрофильном зацеплении с измерительным колесом и для воспроизведения этого зацепления, а также для контроля погрешности обката (Fc).

Погрешность обката проверяют на кинематомерах, основанных на механическом, электрическом и фотоэлектрическом принципах. Выполняет измерения, регистрацию, гармонический анализ текущего рассогласования углов поворота ведущего и ведомого зубчатых колес, установленных на номинальном межосевом расстоянии по отношению друг к другу.

В современных моделях рассогласование измеряют с помощью различных электрических и фотоэлектрических датчиков угла поворота, преобразующих рассогласование в электрические сигналы, смещение которых по фазам измеряют фазометрами.

Радиальное биение контролируют на биениемере (ГОСТ 8137-81). Контролируемое колесо устанавливают в центрах и в одну из впадин вводят измерительный наконечник тангенциальной формы, а в случае контроля колеса с внутренним зацеплением – шариковый или роликовый наконечник. Отводя наконечник, поворачивая колесо, и вставляя его в соседнюю впадину, делают отсчет радиальных отклонений по стрелочному прибору. За радиальное биение принимают размах отклонений за оборот колеса. Биениемеры выпускают классов точности А, АВ, В с пределами допускаемых погрешностей от 1,5 до 20 мкм в зависимости от класса точности и величины нормированного участка.

Наработка до первого отказа с вероятностью 0,9 должна быть не менее 30 - 50∙104 двойных ходов измерительного наконечника.

Шагомер для шага зацепления (ГОСТ 3883-81) предназначен для контроля соблюдения предельного отклонения (fPB) – шага зацепления. Шагомер накладывают на контрольную шестерню так, чтобы передние рабочие поверхности двух наконечников касались одноименных профилей соседних зубьев колеса. Причем один из наконечников находится вблизи средней части зуба. При этом положении шагомера регулируемый третий наконечник устанавливают так, чтобы он упирался в противоположный профиль третьего зуба и закрепляют его. В этом же положении стрелка индикатора будет показывать отклонение данного шага от его номинального значения.

Эвольвентомеры предназначены для контроля соблюдения допуска на погрешность профиля (ff). Их действие основано на методе обката, они делятся на эвольвентомеры с индивидуальными дисками и универсальные эвольвентомеры.

Эвольвентомеры имеют пределы измерения по модулю от 0,7 до 10 мм, по наружному диаметру – до 300 мм, по длине валковых колес – до 350 мм и по углу развернутости – до 800. Цена деления индикатора составляет 2 мкм, а предельная погрешность измерений – 3 мкм.

Полноту контакта зубьев колес оценивают по пятну контакта, остающемуся на зубьях одного из колес после вращения с легким торможением собранной передачи. Пятно выражается в процентах к полной длине зуба, причем за его длину принимают расстояние между крайними точками за вычетом разрывов, превосходящих величину модуля. Высоту пятна оценивают в процентах к рабочей высоте зуба.

Автоматизация контроля зубчатого колеса при последующем активном контроле еще недостаточно развита. В автоматических линиях по производству зубчатых колес используют автоматы для комплексного двухпрофильного контроля, позволяющие контролировать показатели измерительного межосевого расстояния.

Активный контроль зубчатых колес в процессе обработки применяется лишь на отдельных операциях для контроля осевого шага косозубых цилиндрических колес в процессе шевингования, для контроля положения исходного контура в процессе зубофрезерования.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды сопряжений зубьев зубчатых колес в передачах | Основные понятия и определения. Шероховатостью поверхности называют совокупность неровностей с относительно малыми шагами, выделенную с помощью базовой длины (ГОСТ 25142-82)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.