Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция Е.П.Ильина




Подходы к трактовке адаптации.

Первый подход рассматривает адаптацию как свойство любой живой саморегулирующейся системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиям внешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развития адап­тационных способностей). Второй подход трактует адаптацию как динамическое образование, как непосредственный процесс приспособления к усло­виям внешней среды.  

 

Основные проявления адаптации: адаптация — это:

во-первых, свойство организма,
во-вторых, процесс приспособления к изменяю­щимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного рав­новесия между средой и организмом,
в-третьих, результат взаимодействия в сис­теме «человек—среда»,
в-четвертых, цель, к которой стремится организм.

 

Три функциональных уровней адаптации:

физиологический, психологический и социальный, иногда упоминают о физиологической, психической и социальной адаптации, а иногда к это­му добавляют психофизиологическую и социально-психологическую адаптацию. Авторы выделяют определенные физиологические и психические механиз­мы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трех уровнях. Выделенные уровни адаптации взаимосвязаны между собой самым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определя­ют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьма динамич­ное образование, которое принято называть функциональным состоянием организ­ма.

 

Функциональное состояние организма – это интегральная характеристика общего уровня функционирования всех систем организма.

 

Психофизиологическое состояние— это целостная реакция лично­сти на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата. (Е.П.Ильин)  

 

Е.П.Ильин рассматривает состояния, которые развиваются у человека в процессе его общественно значимой деятельности и затрагивают его как психологические, так и физиологические структуры. Психофизиологическое состояние — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологиче­ских, так и психических уровней (субсистем) управления и регулирования, отно­сящихся к подструктурам и сторонам личности. Поэтому всякое состояние явля­ется как переживанием субъекта, так и деятельностью различных его функцио­нальных систем. Причем оно выражается не только в ряде психофизиологических показателей, но и в поведении человека. Таким образом, но мнению Ильина, со­стояние может быть представлено характеристиками трех уровней реагирования: психического (переживаниями), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (моти­вированное поведение). Только по совокупности показателей, отражающих каждый из этих уровней, можно сделать заключение о имеющемся у человека состоянии. Ни поведение, ни различные психофизиологические показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, уве­личение частоты пульса или уменьшение времени реакции могут наблюдаться при различных состояниях. Переживания также занимают ведущее место в диагностике состояния. Именно пере­живание чего-то (апатии, страха, отвращения, неуверенности и т. п.) позволяет достоверно судить о возникшем у человека психофизиологическом состоянии. Следовательно, психологические особенности личности играют, вероятно, веду­щую роль в образовании психофизиологических состояний.

 

психическая сторона состояний находит отражение в виде переживаний и чувств, а физиологическая — в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. Переживания и физиологические изменения неот­делимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу.

 

В концепции Е.П.Ильина целесообразно выделить несколько ос­новных положений.

Во-первых, состояние человека обусловлено воздействием факторов внешней среды и внутренних условий, к которым относятся структуры психического и физиологического уровня. Во-вторых, субъективная сторона со­стояний (переживания) играет одну из ведущих ролей в регуляции состояний.

С позиции кибернетической науки живой организм рассматривается как мно­гоуровневая, саморегулирующаяся и саморазвивающаяся система. Причем существу­ет несколько точек зрения на структуру биосистемы. Наибо­лее перспективным является предположение о существовании механизмов управ­ления и управляемых систем. К управляющим механизмам в такой модели следует отнести центральную и вегетативную нервную систему, а все остальные системы организма являются управляемыми. В настоящее время известны многочисленные попытки объяснить принципы деятельности механизмов управления и классифицировать функциональные со­стояния. Согласно современным представлениям, ключевым звеном в структуре общего функционального состояния организма является состояние центральной нервной системы. При этом состояние нервной системы рассматривается как ре­зультат взаимодействия неспецифической генерализированной активности, ис­точником которой является ретикулярная формация, и специфической активно­сти, имеющей ряд локальных источников. Последние определяют уровень внима­ния и восприятия, понятийного мышления, моторной активности, мотивации и эмоций. Под специфической активностью понимается свойственная конкретной системе организма реакция на определенный внешний или внутренний стимул.

Особое положение нервной системы как управляющей и обеспечивающей це­лостность всего организма определяется ее свойствами и особенностями, и в пер­вую очередь структурной целостностью мозга. Эта целостность проявляется, прежде всего, в способности мозговых структур при необходимости брать на себя функции поврежденных отделов. Другой важной особенностью центральной нервной системы является наличие жестко фиксированных и относительно неза­висимых от среды программ, обслуживающих биоритмы. Следующее свойство центральной нервной системы — ее доминантная природа, определяющая такую функцию мозга, как регуляция состояний организма и поведения. Наличие дан­ных свойств и позволяет рассматривать нервную систему в качестве физиологи­ческой основы механизмов регуляции.

 

В то же время, рассматривая функциональное состояние, в нем необходимо выделять две качественно различные стороны — субъективную и объективную. Подобное разделение обусловлено наличием следующих двух функций этого ди­намичного образования: обеспечение мотивационного (или целенаправленного) поведения и восстановление нарушенного гомеостаза. Причем субъективная сто­рона отражается прежде всего в переживаниях субъекта и определяет особенно­сти формирования мотивированного поведения. В свою очередь, объективная сто­рона связана с физиологическими процессами и определяет особенности регуля­ции гомеостаза.

Следует отметить, что у человека субъективная сторона функционального со­стояния является ведущей, так как в ходе адаптационных перестроек субъектив­ные сдвиги, как правило, намного опережают объективные. Данное положение отражает общефизиологическую закономерность, которая заключается в том, что механизмы регуляция начинают работу раньше, чем управляемые ими системы.

 

Под субъективной стороной функционального состояния понимают психиче­ские явления, которые относятся к личностным образованиям. Именно особенно­сти личности во многом определяют характер функционального состояния и яв­ляются одними из ведущих механизмов регуляции в процессе адаптации организ­ма к условиям среды. Личностный принцип регуляции состояний и деятельности в настоящее время является общепризнанным. Из него следует, что формирова­ние состояний во многом обусловлено отношением человека к самому себе, окру­жающей действительности и собственной деятельности.

 

Можно предположить, что набор функциональных состояний у всех людей принципиально одинаков, поскольку задан генетически. Однако имеются суще­ственные индивидуальные различия в выраженности и динамике одних и тех же состояний, а также в закономерностях их взаимных переходов. Различия в отно­шении к происходящему являются причиной того, что в одних и тех же условиях деятельности люди находятся в различных функциональных состояниях.

Личностные механизмы регуляции состояний весьма разнообразны. Их орга­низация соответствует иерархии структуры личности. Следовательно, функцио­нальное состояние зависит от свойств нервной системы, от типа темперамента, от общей эмоциональной направленности или спектра «излюбленных пережива­ний», от способности к нейтрализации негативных эмоциональных следов и от степени развития тех или иных волевых качеств. Имеются данные и о влиянии на функциональное состояние интеллектуальных характеристик, а также о значении для регуляции состояний уровня психофизиологического единства личности. Та­ким образом, в функциональном состоянии отражаются особенности всех уров­ней личности.

Понятие «функциональное состояние» как научная категория первоначально сформировалось в физиологии, где использовалось для характеристики деятель­ности организма. В отечественной психологической литературе это понятие по­явилось сравнительно недавно и связано с именами А. Б. Леоновой и В. И. Медве­дева. Они определяют функциональное состояние как «интегральный комплекс характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обу­словливают выполнение деятельности, т. е. создают возможность деятельности». Функциональное состояние непосредственно отражает особенности процесса адаптации. Так, В.И. Медведев рассматривает адаптацию как постоянный процесс вза­имодействия в системе «человек—среда», протекающий на двух уровнях: физио­логическом и социально-психологическом. При этом связь в системе «человек-среда» является системообразующей иопределяет функциональное состояние организма.

 


Практическое задание:

Ответьте на вопросы и ответы отправьте преподавателю:

1. В чем состоит личностный принцип регуляции состояний?

2. Какие критерии оценки функционального состояния вы знаете?

3.Какие виды функционального состояния вы знаете?

 

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

· Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л.: Нау­ка, 1988.

· Ильин Е. П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. — М.: Нау­ка, 1978.

· Левитов II. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964.

· Психические состояния. Хрестоматия / Составитель Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2000.

 

Вопросы для самопроверки:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.