КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Форма правления. Проблемы основных форм государства
Проблемы основных форм государства Политико-правовой (юридический) подход Критерием типологии выступают особенности государственной правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан. Назаренко выделяет 3 типа государств: 1. Сословное – закрепляет и защищает неравное положение сословий. Рабовладельческое и феодальное право. 2. Представительное – современные государства законодательно закрепили формальное равенство граждан. Но фактически не гарантировано и не обеспечено равенство всем. 3. Оно только формируется, ему необходимо преодолеть формализм равенства через социальные гарантии включает в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения. Русские юристы называли этот тип «культурный типом» государства. Есть основание говорить, что формационных подход основной, другие 2 – дополнительные.
Форма государства - организация государственной власти, неразрывно связанная с ее сущностью и социальным назначением. Сущность и социальное назначение - основной принцип организации этой власти. Один тип государства обслуживается однородной формой (феодализм - монархия, буржуазия - республика). В рамках одного и того же исторического типа мы можем видеть многообразие форм. В рабовладельческом государстве - республики и демократии, аристократии, в буржуазные времена - президентские, парламентские республики, ограниченная монархия. Какими факторами определяется разнообразие форм? 1. Экономический уровень - это главное, в конечном счете. 2. Непосредственные факторы: а. Соотношение политических сил внутри государства. Не менее большое значение имеет соотношение этих сил на международной арене (например, Югославия). б. Степень остроты политической борьбы. в. Национальные и культурные традиции. Исследование государственно-правовых форм осуществляется в 3-х аспектах: 1. Форма правления 2. Форма государственного устройства 3. Политический (государственно-правовой) режим Эти аспекты дают возможность увидеть не только основные принципы организации государственной власти, но и принципы функционирования. Нельзя сказать, что какой-то элемент является доминирующим. В отдельные исторические периоды на первый план могут выходить те или иные элементы (в данный исторический момент для нас - форма государственного устройства).
Форма правления – это организация высших органов государственной власти, порядок ее образования, структура, компетенция и взаимоотношения между собой. Она определяет основные принципы организации высших органов власти. Основными формами в соответствии с принципами подданства или гражданства являются монархия и республика. Монархия. В основе образования власти лежат законы престолонаследия. Власть носит пожизненный характер, имеет неограниченный характер, принцип разделения властей не проводится. Вся власть - в одних руках. Может быть сословно-представительная монархия - влияние представительного органа (в Англии влияют финансы), конституционная монархия - очень близко к парламентской республике. Республика. Высший орган - выборные и сменяемые. Принцип разделения властей - принцип республиканский. Истории известны различные республиканские формы: президентские и парламентские. В президентской республике: 1) Правительство формируется Президентом и ответственно перед ним, 2) Президент - глава государства, глава Правительства, глава исполнительно-распорядительной власти, 3) Президент не вмешивается в законодательную деятельность, не обладает правом законодательной инициативы, обладает правом отлагательного вето, которое можно преодолеть квалифицированным большинством (2/3 голосов), 4) Президент не имеет права распустить Парламент, законодательная власть контролируется непосредственно населением путем выборов. Парламентская республика: 1) Правительство формируется Парламентом, оно ответственно перед Парламентом, не имеет строго проведенного принципа разделения властей между законодательной и исполнительной властью (например, министр может быть членом Парламента), 2) Президент избирается, как правило, высшей палатой представительного органа, а не народом, как в президентской республике, он является главой государства, но вся его деятельность сводиться к представлению государства на международном уровне, существенного влияния он не играет, так как ни одно его решение не может быть проведено в жизнь без согласия Премьер-министра, министра, 3) главой исполнительной власти является Премьер-министр, 4) Правительство не может распустить парламент, а Парламент может распустить Правительство. Смешанная (полупрезидентская) республика (Россия): 1. Правительство формируется Президентом, но принимает участие Госдума при назначении Председателя Правительства (дают согласие на кандидатуру). 2. Президент является главой государства, но не является главой исполнительно-распорядительной власти (Председатель Правительства). Президент имеет право участвовать в заседаниях Правительства в качестве Председателя. Все силовые ведомства непосредственно подчинены Президенту (МВД, МИД). Фактически Президент является и главой исполнительно-распорядительной власти. 3. В президентской республике Парламент не обладает правом выразить недоверие Правительству, а в РФ - имеет такое право и это может привести к отставке Правительства (теоретически). Фактически - у нас сильная президентская республика. 4. Президент имеет право законодательной инициативы, он вмешивается в законодательный процесс, занимается законотворческой деятельностью - может регулировать те отношения, которые не урегулированы Парламентом. Иногда Парламент прямо делегирует свои полномочия Президенту.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |