Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе




Лекция № 19 (16.04.2008).

Объектом любой науки является то, что исследуется. Предмет исследования – то, чем непосредственно занимается исследователь.

Объект исследования шире предмета, предмет сам входит в объект исследования. Необходимо очертить тот круг явлений, которые важны исследователю.

Признаки, характеризующие специфику объекта и предмета социальных и гуманитарных наук.

1) В любом случае социально-гуманитарные науки изучают сознательную деятельность людей, будь то деятельность отдельного человека, или какой-либо социальной группы. Каждый человек или социальная группа выступают как самостоятельные сознательные центры социальной активности со свойственными им способностям и побудительными силами их деятельности в качестве которых выступают их потребности, социальные, моральные, духовные и другие ценности. Человеку, в отличие от животных, растений и т.д. свойственно творчество – выход за определенные рамки.

2) В деятельности людей и в отношениях между ними нет той жесткой детерминации (причинной взаимообусловленности), как во взаимодействии конкретных явлений. Поведение и деятельность людей исключительно многогранны и во многом спонтанны, абсолютной повторяемости в них нет, поэтому законы общественного развития, представляющие собой по сути законы деятельности людей и их общественных отношений (других законов в обществе нет), проявляются отнюдь не с математической точностью, а скорее как тенденция, фиксирующая устойчивую направленность функционирования и развития соответствующих явлений и процессов общественной жизни. Эти тенденции носят во многом вероятностный характер и проявляются как статистические закономерности, описываемые математическими законами больших чисел (пример – процессы демографического роста населения).

3) Общественные явления и процессы невозможно исследовать так сказать «в чистом виде» в лабораторных условиях. Возможности социальных экспериментов весьма ограничены, ибо слишком масштабны, сложны и изменчивы социальные явления и процессы. К тому же они нередко импульсивны, иррациональны. Это существенно осложняет изучение общества.

4) Вхождение в процесс социально-гуманитарного познания самого познающего субъекта. Его познавательные способности, мировоззренческие установки и ценностные ориентации существенно определяют результаты его познавательной деятельности и особенно их толкование. Все это входит затем в содержание теории, которую он создает.

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе.

В конце XIX – начале XX вв. на особенности объекта и предмета социально-гуманитарного познания настойчиво указывали неокантианцы – представители неокантианства (так глубоко вопрос о познании никто не ставил).

Неокантианцы Баденской школы: В. Вильдельбанд (1848 – 1915 гг.) и Г. Риккерт (1863 – 1930) выделяли «науки о природе» и «науки о культур». С таким названием вышла в 1911 г. работа Г. Риккерта. При этом все социально-гуманитарные науки трактовались как науки о культуре. В этом случае предметом данных наук выступают различные проявления культуры как продукты развития человеческого духа (психика (греч. психея – душа), поэтому все духовные факторы – психические факторы), а также методы социально-гуманитарных наук, с помощью которых изучается общество и его культура. Исследуя эти методы (социально-гуманитарных наук), неокантианцы подчеркивали их познавательную ценность. По Риккерту «метод есть путь, ведущий к цели». Указывая на отличие методов наук о культуре от методов наук о природе, Риккерт писал, что «науки о природе (из естествознания – физика, химия, астрономия) отыскивают общие законы развития природы. Науки же об обществе и его культуре свободны от поиска законов, которых просто нет. Наличие каких-либо законов в науке об обществе неокантианцы отрицают (у творчества законов нет). По их мнению, науки об обществе и его культуре должны освещать отдельные исторические факты, их характерные особенности. Подчеркивая различия наук о природе и наук об обществе, Вильдельбанд писал: одни из них – науки о законах, другие – науки о событиях. Первые учат тому, что всегда имеет место, последние – что однажды было. В первом случае имеет место номотетическое мышление, т.е. мышление о законах развития природы, во втором – идеографическое мышление, фиксирующее отдельные исторические события, их уникальность и неповторимость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.