Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование социологических методов в социально-гуманитарных науках. Современная социометрия и структурно-функциональный анализ. Дж. Морено, Т. Парсонс, Р. Мертон

Лекция № 21 (30.04.08).

70. Методология социальных наук и «понимающая социология» М. Вебера.

Методология есть учение о методе. В самом общем виде метод может быть определен как путь и способ познания (теория – и путь, и способ, и метод). Рассуждение о методе – для хорошего направления разума, метод – путь достижение истины. На метод как на путь и способ познания указывали: Кант, Гегель, Маркс, Риккерт. Можно говорить о методах познания, методах мышления и методах практической деятельности. В рамках диалектики можно отметить также общенаучные методы, такие как индуктивный метод (индукция – путь познания, идущий от частных явлений к обобщению), дедуктивный метод (от «правильной» теории, которая пользуется доверием, вырабатываются единичные суждения, теория может быть ложной, или могут быть сделаны неверные выводы из верной теории), анализ (от общего к частному, расчленение явления на части), синтез (формирование общего цельного представления); системный метод; синергетический метод (учение о самоорганизации). Все перечисленные методы могут быть использованы для изучения социальный явлений и процессов, их сущности и т.д.

Что касается «понимающей социологии» немецкого философа М. Вебера и ее метода, то они заключаются в следующем:

1) «Понимающая социология» М. Вебера есть частный случай учения о деятельности людей или учения о социальной деятельности (социальном действии (?)). Социальная деятельность людей трактовалась Вебером как их сознательное, осмысленное взаимодействие. Указывается, что социологи, изучая содержание взаимодействий тех или иных субъектов, должны, прежде всего, понять мотивы тех и других, их интересы, цели, ценностные ориентации. Осмыслив это, социология выступает как «понимающая». Теперь она может глубже понять содержание и направленность деятельности субъектов. Понимающая означает понимание мыслительной деятельности людей.

2) Вебер исходит из того, то понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, т.е. осмысленным на понятийном уровне, так и чисто эмоциональным и интуитивным, достигаемом посредством чувствования, «вживания» социолога во внутренний мир субъектов социального действия. Однако, более важно, по Веберу, логическое понимание социальных действий субъектов, их осмысление на научном уровне.

В современных социальных и гуманитарных науках нередко используются так называемые социологические методы, а именно:

1) анкетные опросы – групповые и индивидуальные;

2) интервью – т.е. непосредственная беседа с человеком, который может представить нужную информацию;

3) контент-анализ разного рода публикаций (газет, журналов и др.) а также радио и телепередач. Его цели:

а) выявить характер и направленность исследования публикаций, радио и телепередач, а также:

б) получить информацию о социальных явлениях и процессах.

Методами анализа полученных данных являются:

а) логически-обобщенные выводы (индукция);

б) статистические (количественные) методы;

в) так называемые гуманитарные методы, с помощью которых выявляются не только объективные факторы деятельностью людей (содержание, результаты деятельности), но и их внутренняя мотивация, ценностные ориентации, мировоззренческие установки – эти методы называют качественными методами.

В настоящее время в западной социологии и гуманитарных науках широко используются такие методы исследования общественных явлений, как социометрия и структурно-функциональный анализ. Социометрия – как основное направление современной эмпирической социологии разработан социологом Дж. Морено. В ряде своих работ, вышедших под названием «Социометрия. Экспериментальный метод в науках об обществах» Дж. Морено исследует психические факторы взаимоотношений между людьми, прежде всего, мотивы их деятельности, симпатии, антипатии и др. Исследуют межличностные психические отношения чаще всего в малых группах (заводские коллективы, группы из воинских учреждений): он прибегает к использованию ряда понятий из области естествознания: атом, заряд, энергия, матрица, наполняя их психическим содержанием. Так, понятие «социальный атом» означает «поток чувств», исходящих от одного человека к другому, а понятию «социометрия» соответствует понятие матрицы. Он воспроизводит инфраструктуру исследуемого коллектива, т.е. происходящее внутри него психологическое взаимодействие. В конечном счете он разрабатывает рекомендации по улучшению морально-психологического климата в коллективе.

Структурно-функциональный анализ – это по сути один из вариантов системного анализа общественных явлений, начало которому положили Конт, Спенсер. Основные положения современного структурно-функционального анализа представлены в работах Парсона и Мертона. Их последователи используют для обоснования своих идей теорию систем: А. фон Берталонди (?), американский математик (в области математических моделей) А. Раппопорт и английский кибернетик У.Р. Энби.

Главная задача исследования социальных процессов заключается в анализе потребностей и интересов людей в их социально-общественной деятельности. Большое значение придается ценностным ориентациям субъектов социального действия – Парсонс. При этом Парсонс указывал, что деятельность людей всегда происходит в определенных структурных рамках, т.е. всегда социально организована. Результатом этого является функционирование социальных институтов.

Учение Парсонса заключается а) в структуре, б) в функционировании социальных институтов – отсюда структурно-функциональный анализ. При этом:

1) указывается на значение не только психических, но и других взаимодействий людей: политических, экономических, правовых, религиозных;

2) объектом анализа выступают взаимодействия не только малых, но и больших социальных групп людей, а также больших сфер жизни общества:

сфера экономики – сфера науки; оборона страны – сфера образования; урбанизация – проблема преступности.

Главная ошибка Парсонса и его теории структурно-функционального анализа в том, что он исследовал субъективные аспекты, но не исследовал и не объяснял объективные факторы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Объяснение, понимание и интерпретация (толкование) в социальных и гуманитарных науках. Философская герменевтика. В. Дильтей, Г. Гадамер | Исследование общества как совокупности присущих ему общественных отношений, их взаимодействия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.