Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реструктуризация финансово-экономической подсистемы предприятия

Не менее важное значение для обеспечения нормального функционирования предприятия имеет финансово-экономическая подсистема.

С развитием рыночных отношений существенно меняется состав решаемых планово-экономических задач и их содержание. С освобождением от ведомственного диктата и предоставлением предприятиям полной экономической самостоятельности резко сокращается объем работ, связанных с разработкой и корректировкой текущих и перспективных планов, оперативным контролем их выполнения, подготовкой отчетности для вышестоящих структур управления. Однако это не означает сокращения объемов планово-экономических решений в условиях становления рынка. Напротив, речь может идти лишь о переориентации основной массы выполняемых функций на решение задач аналитического характера, направленных на разработку стратегической линии поведения субъекта хозяйствования. Все это предъявляет новые требования к управлению финансово-экономической подсистемой предприятия в современных условиях и предопределяет необходимость разработки новых принципов, подходов и форм воздействия на нее.

Определение стратегии поведения предприятия в условиях рыночной экономики делает необходимым проведение мониторинговых исследований, направленных на изучение как внешней, так и внутренней среды функционирования, выполнение которых возлагается на службу маркетинга. Задачи, стоящие перед службой маркетинга, имеют значительно более широкий спектр, чем у традиционной службы сбыта предприятия. Они включают в себя не только построение взаимоотношений с клиентами, но также и анализ колебания спроса и предложения на продукцию, формирование базы данных о конкурентах, прогнозирование развития рынка и возможного места предприятия на нем. В современных условиях без организации функционирования службы маркетинга предприятию будет очень сложно адаптироваться к быстро меняющимся условиям поведения внешней среды.

Не менее важная роль отводится построению системы контроллинга, которая должна обеспечить сбор и анализ внутренней и внешней информации, постановку целей, координацию действий и контроль за ходом их выполнения. Необходимость построения такой системы обусловлена повышением нестабильности поведения внешней среды, предъявляющей дополнительные требования к функционированию системы управления: увеличение скорости реакции на происходящие события, необходимость постоянного отслеживания изменений, смещение акцента управления с прошлого на будущее и т.п. Осуществляя планирование, контроль и координацию деятельности структурных подразделений, контроллинг представляет собой инструмент управления, позволяющий при необходимости корректировать ситуацию и пересматривать планы в ответ на изменения во внешней среде. Контроллинг базируется на системе управленческого учета, которая либо совмещена с существующей системой бухгалтерского финансового учета, либо выделена отдельным блоком.

Одним из способов реструктуризации финансово-экономической подсистемы, получивших достаточно широкое распространение в рыночной экономике, является внедрение системы стратегического планирования деятельности предприятия.

Под стратегическим планированием в зарубежной и отечественной экономической литературе понимается комплекс принимаемых руководителями различных уровней решений, направленных на разработку системы выживания и развития предприятия, представляющую собой общий развернутый план достижения поставленных целей. Система стратегического планирования позволяет оценивать и учитывать будущие перемены в текущих решениях. Поэтому объектом стратегического планирования является все то, что может существенным образом повлиять на изменение характера предприятия и возможные направления его развития. Стратегическое планирование подготавливает перемены, которые способны затронуть все стороны деятельности предприятия, повлечь за собой необходимость вложения значительных средств в надежде на получение в будущем высоких доходов. Однако следует отметить, что на сегодняшний день на большинстве предприятий такие системы либо вообще отсутствуют, либо они неэффективны в силу действия целого ряда причин.

В качестве еще одного возможного способа реструктуризации финансово-экономической подсистемы рядом отечественных экономистов выдвигается бюджетирование подразделений предприятия с одновременным созданием центров финансовой ответственности. Разработка бюджетов доходов и расходов отдельных подразделений представляет все необходимые условия не только для организации планирования и распределения ресурсов, но и для формирования центров финансовой ответственности с постановкой учета и контроля за движением денежных средств и финансовыми результатами.

В современной быстро меняющейся экономической ситуации особое значение приобретают процессы бизнес-планирования крупных и дорогостоящих инвестиционных проектов, где требуется оценка долгосрочной перспективы и предварительная разработка плана предполагаемых действий.

Бизнес-планирование включает формирование целей и задач, стоящих перед предприятием, оценку сильных и слабых сторон производства, а также определение ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей, и оценку возможных результатов от осуществления различных инвестиционных проектов. Именно поэтому бизнес-планирование деятельности предприятия рассматривается нами как один из способов реструктуризации его финансово-экономической подсистемы.

Проведение реструктуризации на многих предприятиях сдерживается отсутствием необходимых финансовых средств для ее осуществления. В связи с этим особое значение приобретает реструктуризация задолженности предприятия перед бюджетами различных уровней, механизм осуществления которой разработан и утвержден постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства по налогам и сборам РФ, Федеральной службой РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению и Российского фонда федерального имущества.

Порядок проведения реструктуризации задолженности предусматривает возможность предоставления предприятию рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам на срок до 6 лет, а по пеням и штрафам – до 10 лет. Очень важно, что пени с момента заключения договора не начисляются. В связи с этим у предприятия появляется реальная возможность концентрации денежных ресурсов для оздоровления финансового состояния. Разрешение на реструктуризацию задолженности предприятие может получить лишь при условии разработки плана мероприятий по мобилизации дополнительных источников и погашения текущих платежей в срок.

Обязательным условием предоставления права на реструктуризацию задолженности является своевременная и полная уплата текущих платежей по налогам и сборам, а также выполнение графика погашения задолженности, предусматривающего погашение задолженности равными частями не реже 1 раза в квартал. При невыполнении перечисленных условий предприятие утрачивает право на реструктуризацию задолженности, которая взыскивается налоговым органом в принудительном порядке. Более подробно порядок и механизмы реструктуризации задолженности по налогам и сборам в бюджеты различных уровней будут рассмотрены в следующей главе.

 

§ 2.3. Реструктуризация производственно-технической подсистемы предприятия

 

Преобразования производственно-технической подсистемы предприятия носят более традиционный характер, поскольку они практически не испытывают влияния специфики переходного периода. Техническое обновление предприятия предполагает возможность проведения реконструкции и модернизации основных фондов, внедрения в производственный процесс новейших достижений науки и техники, реинжиниринг технологических процессов и т.д., являясь важнейшим условием выживания предприятия в конкурентной борьбе.

Реализация программы обновления и совершенствования производственно-технической подсистемы во многом сдерживается из-за отсутствия финансовых ресурсов. Именно недостатком средств для внедрения в производство высоких технологий и современного оборудования можно объяснить отсутствие у российских товаропроизводителей конкурентных преимуществ высокого порядка, к которым относятся уникальные технологии, высококвалифицированные специалисты, известные торговые марки продукции, хорошая репутация фирмы и т.п. Обладая лишь преимуществами низкого порядка, связанными с возможностью использования дешевой рабочей силы, сырья, материалов и энергии, отечественные предприятия имеют весьма незначительный шанс выстоять в конкурентной борьбе за потребителя.

В условиях постоянного дефицита денежных средств одним из возможных способов воздействия на производственно-техническую подсистему предприятия является возрождение некогда мощного движения рационализаторов и изобретателей с целью восстановления во многом уже утраченного конструкторско-технического потенциала. Внедрение конструкторских и технологических разработок, рационализаторских предложений и изобретений работников предприятия направлено на совершенствование производственно-технологической базы без осуществления значительных затрат.

 

 

§ 2.4. Реструктуризация социальной подсистемы предприятия

Развитие производственно-технической подсистемы в значительной степени сдерживается также и по причине острого недостатка высокопрофессиональных инженерно-технических и рабочих кадров. Во многом это объясняется слабой мотивацией трудовой деятельности в результате произошедшей трансформации производственных отношений, а также неэффективной системой стимулирования труда. Пожалуй, не будет преувеличением утверждение о том, что большинство предприятий переживает в настоящее время кризис социальной подсистемы. Среди актуальных проблем построения взаимоотношений между различными группами трудового коллектива требующих первоочередного разрешения, необходимо выделить следующие:

- системы управления персоналом с учетом изменившихся совершенствование систем стимулирования труда;

- совершенствование приоритетов ценностей на основе применения достижений зарубежного менеджмента;

- использование потенциала превращения наемного работника в собственника-акционера;

- сочетание групповых и индивидуальных интересов и т.д.

Разрешение перечисленных проблем потребует коренного изменения деятельности руководителей всех уровней управления, пересмотра многих сложившихся подходов по вопросу работы с трудовым коллективом.

Как уже неоднократно упоминалось выше, для достижения результативности проведения реформ они должны быть инициированы самим предприятием и поддержаны значительной частью коллектива. Одной из важнейших проблем реформирования является преодоление различных барьеров, препятствующих ему или замедляющих его ход. При этом внутренние барьеры связываются со сложностью прохождения информации через многочисленные «фильтры» иерархической структуры, а также с сопротивлением персонала на ввод любых новаций, т.к. они дестабилизируют устоявшиеся формы взаимоотношений.

Еще одним способом реструктуризации социальной подсистемы является разработка и внедрение на предприятии программ по подготовке кадрового потенциала к работе в условиях рыночной экономики, основными направлениями которых являются формирование в коллективе корпоративной культуры и быстрейшая адаптация молодых работников к условиям труда на предприятии.

 

§ 3. Классификация возможных форм проведения реструктуризации

Достижение конечной цели реструктуризации во многом определяется результатами решения ряда локальных задач, направленных на обеспечение инвестиционной привлекательности, создание эффективного механизма управления, достижение прозрачности финансово-экономического состояния и т.д.

В связи с этим формы проведения реструктуризации, определяемые, прежде всего, целевой направленностью, условиями и особенностями осуществления, могут быть классифицированы по следующим признакам: по уровням управления, по степени охвата основных структурных подсистем, по характеру проведения, по источникам финансового обеспечения и по инициативе ее осуществления (табл. 7).

 

По уровням управления можно выделить реструктуризацию экономики страны, промышленности в целом, отдельной отрасли и конкретного предприятия.

Реструктуризация экономики страны предполагает реализацию программы ее реформирования с определением приоритетных секторов экономики и первоочередных мер по их поддержанию. Она проводится при непосредственном участии и под контролем государственных органов управления.

Реструктуризация промышленности в целом направлена на поддержание приоритетных отраслей промышленности. Эта форма реструктуризации также осуществляется с участием государственных органов управления.

 

 

Таблица 7. Формы проведения реструктуризации предприятия

 

Признаки классифика- ции Формы реструктуризации Отличительные черты
     
1. Уровень управления 1.1. Реструктуризация экономики страны   1.2. Реструктуризация промышленности в це- лом 1.3. Реструктуризация отдельной отрасли     1.4. Реструктуризация конкретного предприя- тия Предполагает реализацию программы реформирования экономики с опреде- лением приоритетных секторов. Направлена на поддержание приори- тетных отраслей промышленности.   Направлена на селективную поддерж- ку предприятий на основе оценки их производственно-финансового сос- тояния. Осуществляется непосредственно са- мим предприятием согласно выбран- ному направлению и преследуемым целям.
2. Степень охвата основ- ных подсис- тем 2.1. Реструктуризация одной подсистемы 2.2. Частичная реструктуризация предприятия 2.3. Полная реструкту- ризация предприятия Реформированию подвергается одна подсистема. Предполагает реформирование не всех, а только нескольких подсистем.   Включает реформирование всех под- систем.
3. Характер проведения 3.1. Стратегическая реструктуризация     3.2. Тактическая реструктуризация Предполагает разработку стратеги- ческого плана преобразования струк- туры предприятия и носит упреждаю- щий характер. Включает мероприятия по предотвра- щению кризиса или выходу из него и носит оперативный характер.
4. Источники финансового обеспечения 4.1. Реструктуризация за счет средств пред- приятия 4.2. Реструктуризация за счет привлеченных средств 4.3. Реструктуризация со смешанным финан- сированием Осуществляется за счет собственных средств предприятия без привлече- ния внешних источников. Осуществляется за счет средств внешних источников, необходимых для проведения реструктуризации. Осуществляется за счет собственных средств предприятия и привлечения внешних источников.
5. Инициати- ва осущест- вления 5.1. Добровольная реструктуризация     5.2. Принудительная реструктуризация Проводится предприятием по собст- венной инициативе для достижения устойчивого производственно-финан- сового состояния. Инициатором являются внешние юри- дические и физические лица, не при- нимающие непосредственного учас- тия в деятельности предприятия.

 

Реструктуризация отдельной отрасли происходит под контролем и при непосредственном участии отраслевых министерств и ведомств, которыми должны быть разработаны оценочные критерии по определению положения предприятия на рынке, его производственно-финансового состояния и перспективы развития.

Реструктуризация конкретного предприятия осуществляется непосредственно самим предприятием согласно выбранному направлению реструктуризации и преследуемым целям. Участие государственных органов управления сводится к формированию условий, способствующих проведению преобразований, и к разработке методического обеспечения.

По степени охвата основных подсистем можно выделить реструктуризацию одной подсистемы тем или иным выбранным способом, частичную реструктуризацию предприятия, предполагающую перестройку не всех, а только нескольких подсистем, а также полную реструктуризацию предприятия, включающую реформирование всех четырех вышерассмотренных основных подсистем предприятия.

Первые две формы могут быть применены в том случае, когда у предприятия недостаточно, например, денежных средств для проведения полной реструктуризации, или же тогда, когда предприятие находится на грани банкротства и испытывает острую нехватку времени для осуществления полной реструктуризации. Наибольший эффект с точки зрения достижения конечной цели следует ожидать от проведения полной реструктуризации, поскольку только лишь преобразования во всех основных подсистемах могут привести к желаемому результату.

По характеру проведения можно выделить стратегическую и тактическую реструктуризацию. Стратегическая реструктуризация предполагает разработку стратегического плана преобразования структуры предприятия с целью ее адаптации к функционированию в условиях чрезвычайно нестабильного поведения внешней среды. Стратегическая реструктуризация носит упреждающий характер, представляя возможности для корректировки направлений проведения реструктуризации в зависимости от складывающегося сценария поведения внешней среды. Тактическая реструктуризация включает в себя мероприятия, направленные либо на недопущение кризисного состояния, либо на поиск путей скорейшего выхода из неблагоприятной ситуации. В этом случае реструктуризация предприятия носит оперативный характер и выступает как составная часть антикризисного управления.

По источникам финансового обеспечения можно выделить реструктуризацию, проводимую за счет собственных средств предприятия, за счет привлечения внешних источников и за счет совместного финансирования. Реструктуризация за счет собственных средств предприятия осуществляется без привлечения внешних источников финансирования. Реструктуризация за счет привлечения внешних источников, напротив, ориентируется на аккумулирование заемных средств. Реструктуризация же за счет совместного финансирования предполагает возможность использования как средств предприятия, так и заемных средств.

По инициативе осуществления различают добровольную и принудительную реструктуризацию. Добровольная реструктуризация проводится предприятием по собственной инициативе в соответствии с разработанным планом действий для достижения устойчивого финансово-экономического состояния. Инициаторами принудительной реструктуризации могут являться внешние юридические или физические лица, заинтересованные в улучшении состояния предприятия. Такими инициаторами могут быть, например, государственные органы управления или кредиторы предприятия. В этом случае в соответствии с действующим законодательством предприятие может быть принуждено к осуществлению реструктуризации через такие процедуры как внешнее управление, мировое соглашение и санация. Если проведенный анализ состояния предприятия покажет отсутствие перспектив его развития, то может быть запущена процедура банкротства с последующей ликвидацией предприятия.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы проведения реструктуризации предприятия | Совершенствование коммуникаций в организациях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.